Автор Тема: Пение соловья  (Прочитано 16585 раз)

Оффлайн Вадим К

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 213
  • Курский соловей
    • Канарейки в Курске
  • skype: vadimsv27
  • Населённый пункт: Курск
Re: Пение соловья
« Ответ #15 : Апреля 28, 2014, 09:25:15 »
«Тот-то соловей, что за 1200 рублей пошел, был росту среднего. Его Ш...в под Курском у мальчика купил за двугривенный».
И.С. Тургенев, «О соловьях», 1854.

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1219
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: Пение соловья
« Ответ #16 : Апреля 28, 2014, 11:26:11 »
Здорово... А у нас пока не слышно, хотя черемуха уже пошла.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Вадим К

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 213
  • Курский соловей
    • Канарейки в Курске
  • skype: vadimsv27
  • Населённый пункт: Курск
Re: Пение соловья
« Ответ #17 : Апреля 28, 2014, 11:29:59 »
В этой статье не стоит дата.  Первое пение зафиксировано 23 апреля 2014 года :).
На выходных поеду слушать, каждый год слушаю, иначе весну пропущу :D
«Тот-то соловей, что за 1200 рублей пошел, был росту среднего. Его Ш...в под Курском у мальчика купил за двугривенный».
И.С. Тургенев, «О соловьях», 1854.

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #18 : Мая 15, 2015, 19:36:28 »
 На Бориса  и Глеба  15 мая  начинают петь соловьи  с 16-мая зацветает черемуха .  Народная примета .  Но пока не слышал  ни разу в этом году.

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3366
Re: Пение соловья
« Ответ #19 : Мая 15, 2015, 19:41:50 »
Ну, не знаю, что и сказать...Обычно на первое мая я уже слышал отдельные колена соловьев в Подмосковье.
А в прошлые выходные - ни одного еще. 15-го чаще всего почти хором пели в прошлые года.
Что-то в природе меняется. Хотя и зима была теплая, и расцвело в этом году все, что раньше упорно не хотело.
Даже позднеспелая желтая слива, что много лет назад подарил мне В.Зимаев.  :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Тимонин Э.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 688
  • Населённый пункт: Самарская область г.Тольятти
Re: Пение соловья
« Ответ #20 : Мая 15, 2015, 21:55:42 »
Живу 35 км. от Тольятти . первого  соловья  услышал примерно  неделю назад.  сейчас  поют всю ночь.  Почему же в Подмосковье нет ?  интересно....

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3366
Re: Пение соловья
« Ответ #21 : Июня 02, 2015, 20:49:24 »
Думал, что у нас в Васильевском соловьи совсем никудышные. Однако, как оказалось, встречаются и еще менее голосистые с более бедной песней: http://youtu.be/bmuFjQEOEbY
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #22 : Февраля 08, 2016, 12:57:53 »
 Читаем  ,делаем выводы http://gularis.com/group/klub-okhotnikov/ikshamov-soloveiНе могу сказать, отчего поизошло различие песни одной и той же птицы, но могу заметить, что здесь у нас почти в каждой местности соловей имеет свои особенности песни, в отношении полноты и постановки колен. Песня курского соловья резко отличается своеобразной постановкой колен: общая характеристика его песни — почин со свистов или дробей. У соловьев, ловленных в Киевской губернии, песня, говоря вообще, полнее и не так сильна.
   Ближние подмосковные соловьи отличаются короткой песней в пять, шесть колен и то наполовину посредственных. Мы полагаем, что это последнее обстоятельство произошло от бедности наших подмосковных соловьиных местностей и, разумеется, от незначительного количества держащихся соловьев. Все лучшие места разорены: или вырублены, или расчищены и застроены, и птица выпугана окончательно. Прежде мы выслушивали соловьев в ближайших окрестностях и отлавливали хороших певцов, а теперь негде выслушивать. Десять верст кругом обойдешь: кое-где поют, один другого не слышит. В дальних же местностях, где та же самая птица свободно держится в большом количестве, встречаем превосходных певцов, по той причине, что один хороший соловей нескольких ставит на хорошую песню.  вот еще интересный материал http://www.chr.aif.ru/society/history/185110   А вот как учат кенарков пению соловушки http://ivberov-mybirds.blogspot.com/2009/01/blog-post_13.html  и это интересно efirka.net/2015/04/30/interesnye-fakty-o-solovyax/ и вот этом http://природа.рф/birds/solovey-obyknovennyy.php

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #23 : Февраля 17, 2016, 11:52:30 »
 Вот как поет соловей  судите  сами по плану  или нет .  Известный русский натуралист И.К. Шамов, автор прекрасной, поэтической книги "Наши певчие птицы", так описывает впечатление, которое производило на слушателей пение одного из знаменитых московских соловьев: "Лучшая птица "графского" сорта, за все время, как он держался в охоте, была в 1874 г. у известного в то время охотника К.П. Смежевского; она была выставлена на публику в трактире "Прага" у Арбатских ворот и массу охотников собирала около себя своим выдающимся пением, стукотнями и дудками. И надобно было слышать, как исполняла птица эти песни... В жар и озноб бросало охотников, слушавших ее дудки и стукотни!"

Сегодня зоологи, исследующие поведение животных, располагают новейшей, совершенной аппаратурой, которая позволяет не только записывать звуки, но и переводить их в форму видимых изображений. И теперь мы можем попытаться достаточно точно и объективно оценить, как именно сочетается в песне соловья удивительное разнообразие звуков, радующее нас свежей новизной того или иного напева, с несомненной упорядоченностью мотивов, придающей импровизации нашего маленького певца качества подлинного музыкального произведения. В Западных предгорьях Алтая соловей в течение 40 минут исполнил 240 последовательных вариантов песни. Когда получили изображения всех этих песен и подсчитали число тех исходных звуков, из которых соловей компоновал свои мелодии, то оказалось, что на протяжении сорокаминутной записи их было 256. Можно предположить, что его возможности далеко не исчерпываются полученным перечнем исходных простейших звуков. Из 240 записанных песен только 11 имели своих абсолютных "двойников". Таким образом, в записи оказалось 229 различных песенных вариантов. Правда, среди них многие песни имели сходство с другими. Когда стали считать "одинаковыми" те песни, которые совпадали по числу и характеру фраз, но отличались по количеству нот в той или иной фразе, то стало возможным оценить число "разных" вариантов цифрой 122. Если же еще более огрубить степень сходства между отдельными песнями, рассматривая, например, состоящую из одной фразы песню в качестве незаконченной и "однотипной" с другими, начинающимися с такой же фразы, то число различных вариантов снизится до 74.

Большинство из этих 74 вариантов были спеты по 2 раза, но некоторые повторялись в записанной последовательности 8 и даже 11 раз. О чем это говорит? Мы видим, что разнообразие напевов соловья очень велико, но не беспредельно. Если бы птица компоновала исходные "ноты" совершенно случайным образом, то общее число доступных ей вариантов песен выражалось бы почти астрономической цифрой - 1049223 60! При таком числе вариантов вероятность повторной встречи хотя бы одного из них среди 240 песен была бы ничтожно мала. На самом же деле 58 из 74 вариантов встречены в записи более чем по одному разу, а некоторые - даже более 10 паз. Это значит, что соловей не только импровизирует, создавая по ходу своего пения новые комбинации известных ему нот, но и способен вновь и вновь возвращаться к уже готовым, "апробированным" вариантам, лишь немного разнообразя их звучание (например, меняя число нот в той или иной фразе или же добавляя к однажды спетому варианту одну, две или три фразы).

Оказывается, соловей обладает превосходной памятью. Он не только способен запомнить и абсолютно точно воспроизвести в любое время каждый из многих десятков песенных вариантов, включающих в себя до 15 и более исходных нот 5-6 разных типов. Соловей также держит в памяти и может повторить когда угодно целые группы таких сложнейших вокальных конструкций, включающие до 6 песенных вариантов. И это не просто механическое запоминание, поскольку при повторении подобных группировок из нескольких песен последние могут меняться местами. Например, сначала птица выстраивает различные напевы в порядке 1-2-3-4, потом воспроизводит еще 20 - 30 других песен, после чего вновь повторяет начальную группировку, но уже в ином порядке - скажем, 1 - 4 - 3 - 2 или же 1 - 3 - 2 - 4.

Создавая по ходу своей импровизации все новые и новые варианты напевов, соловей комбинирует исходные ноты не кое-как, а руководствуется при этом вполне определенными правилами" и "запретами". Он выбирает из своего обширного репертуара исходных звуков те или иные ноты с подходящими к случаю акустическими характеристиками.   Наиболее интересен в этом смысле "принцип контрастности' соседствующих фраз. Это значит, что, если, например, вторая фраза данной песни составлена из коротких высокочастотных нот, то следующая, третья фраза будет скорее всех содержать в себе продолжительные и низкочастотные звуки Кроме того, по характеру каждой ноты мы можем довольно определенно предсказать, будет ли она служить материалом для конструирования начальной, срединной или конечной фразы песни. В частности, ноты начальных фраз — это обычно продолжительные звуки без частотной амплитуды и с узким звуковым спектром, тогда как ноты конечных фраз, как правило, представляют собой короткие сигналы с широким звуковым спектром или с резкими перепадами частоты от начала к концу сигнала.

Здесь, правда, необходимо подчеркнуть, что все эти правила далеко не абсолютны и порождаемые ими запреты не слишком сильно ограничивают используемые соловьем возможности комбинирования нот.

Мы видим, что на первый взгляд организация песни соловья во многом напоминает структуру человеческой речи. И там и тут существуют исходные звуковые "кирпичики" (фонемы - в речи, ноты - в песне), из которых путем их комбинирования создаются достаточно длинные и сложные конструкции. Можно было бы пойти дальше и уподобить песенный вариант слову, а повторяемую группировку из нескольких вариантов - предложению. Поскольку число исходных нот в песне соловья весьма велико, а возможности их комбинирования ограничены лишь в небольшой степени, птица может создавать огромное количество дискретных "слов" и "предложений", запоминать их с абсолютной точностью и использовать в дальнейшем.

В этом смысле здесь есть внешняя аналогия с тем свойством нашего языка, которое называется открытостью, или продуктивностью. Благодаря этому качеству мы можем строить сколь угодно большое число разных высказываний из небольшого запаса элементарных звуковых единиц - фонем.



Рис.. Иерархический принцип хранения песенных вариантов в памяти соловья.

 

От 3 до 5 разных вариантов (черные фигурки) запоминаются как элементы компактных сочетаний (оконтурены окружностями). Несколько таких сочетаний птица держит в памяти совместно, в составе так называемых "контекстных групп" (большие скобки). Предполагается, что при пении соловей принимает ряд последовательных "решений", идя как бы от общего к частному: сначала он извлекает из памяти определенную контекстную группу, затем — сочетание песен и, наконец, некую конкретную песню.

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3366
Re: Пение соловья
« Ответ #24 : Февраля 17, 2016, 13:36:09 »
Саша, спасибо, интересно. Но одна просьба. Не надо приводить такие длинные цитаты. Мало кто будет их прочитывать полностью. Чтобы текст был хорошо воспринят, лучше выделить несколько самых важных мыслей, выводов, которые подытоживают текст. И, конечно, дать на него ссылку. Это самое главное!
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1219
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: Пение соловья
« Ответ #25 : Февраля 17, 2016, 15:31:01 »
Саша, касаясь пения соловьев дома. Мне не раз попадался материал, что наши любители могли "заставлять" или "побуждать" петь своих соловьев большую часть года (даже в период линьки). В вашем исследовании , не попадалась ли информация по этому поводу?
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #26 : Февраля 18, 2016, 11:16:10 »
Пока такая информация отсутствует.

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #27 : Февраля 19, 2016, 12:00:01 »
 Ильичев В.Д. профессор  .  КАНАРЕЕЧНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

Мало кто знает, что кенарь-самец появляется на свет с ограниченным запасом звуков. Поэтому для него нужна птица-учитель, например большая синица, пение которой напоминает колокольчик, или певчий дрозд. Кенарь, заучивая чужие голоса, творчески их перерабатывая, постепенно обучается самобытному пению.
То же самое происходит и с соловьями - бесспорные лавры первенства все любители птичьего пения отдают этой невзрачной на вид птице. Но своё вокальное мастерство соловей получает отнюдь не при рождении, а приобретает во время длительного обучения, общаясь с другими птицами. Поскольку вокальное мастерство каждого соловья зависит от звуковой среды, в которой он живёт, становится понятным, почему в каждой стране и даже в каждой местности песни соловья имеют свои особенности. Ильичёв рассказывает об уникальном соловье, усвоившем все мелодии оркестра городского парка и точно воспроизводившем их.
Существуют даже соловьиные и канареечные консерватории. Особой известностью до недавнего времени пользовалась канареечная школа-пансион в югославском городе Призрен. Любители пения птиц со всего мира присылали туда своих пернатых любимцев. В школе было шесть курсов по тридцать «студентов» в каждом. Обучение заключалось в том, что канарейки слушали магнитофонные записи знаменитых пернатых мастеров и виртуозов, старательно запоминали и повторяли услышанные мелодии.  http://blog.meta.ua/communities/i-love-music/posts/i2146512/

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #28 : Февраля 22, 2016, 11:50:44 »
   Различие между разновозрастными птицами было в другом. В качестве ответа на вторжение чужака самец копирует его песню. Точное повторение чужой песни — довольно агрессивный жест: самец не просто предупреждает чужака о том, что он в его владениях, но и угрожает физическим нападением.

Как пишут исследователи в журнале Frontiers in Zoology, соловьи, вступившие в свой первый период размножения, активно копируют песни соперников. Но с возрастом птицы переходят на перекрывание песен, то есть предпочитают глушить чужие песни своими. Следует подчеркнуть, что в случае перекрывания соловей использует индивидуальную песню. Молодые самцы на треть уступают старым в использовании собственного репертуара против конкурентов.

Известно, что между первым и вторым сезонами размножения у соловьёв заметно обогащается репертуар. Можно сказать, что птицы предпочитают использовать «вокальные наработки», чтобы предотвратить эскалацию насилия, которая следует за копированием песен.  http://www.wwlife.ru/index.php/component/k2/itemlist/search?searchword=С+возрастом+соловьи+начин&categories=&format=html&t=&tpl=search

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение соловья
« Ответ #29 : Февраля 28, 2016, 09:51:26 »
  Предлагаю  всем любителям  птиц  ознакомиться  с  вот  таким  материалом  ,только  его  нужно  читать  вдумчиво  и  главное  до  конца  . Владимир Конорев в этом смысле – дотошный исследователь соловьиного звукоизвлечения. Год за годом, день за днём он ходил за своими соловьями на даче с самым примитивным инструментом цивилизации, который только был выдуман – с карандашом. И записывал трели соловьёв не на уютных полосках нотной тетради, а на бумаге по-деревенски прямо: как ухо слышит. И после анализа этих записей обнаруживает, что курский соловей не только не иссяк в своём творческом изощрении, но продолжает гореть, как художественная личность. И доселе способен радовать и восхищать внимающих ему – если слушать его с любовь   http://www.rospisatel.ru/konorev.htm

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com
Телефон для связи: +7-903-225-4779