Последние сообщения

Страницы: [1] 2 3 ... 10
1
Птичье пение и музыка / Re: Уроки музыки для всех
« Последний ответ от Р.С. Сегодня в 15:05:48 »
ТОН И ПОЛУТОН
В этих названиях - «тон и полутон» - есть какая-то легкость. И не удивительно – это ведь самые мелкие детали всех музыкальных построений, они просты по своему составу и легки для восприятия.
Когда смотришь на клавиатуру фортепиано, то видишь сплошной ряд белых клавиш с вкраплениями черных – по две и по три рядом.
Если играть от нижних нот (басов) подряд все звуки вверх (включая и черные клавиши), то каждый следующий звук будет выше предыдущего на пол тона.

ПОЛУТОН – расстояние между двумя соседними нотами, самое маленькое расстояние на клавиатуре. Если рядом с белой клавишей есть черная, то между белой и черной будет полутон. Если рядом идут две белых клавиши, не разделенные черной, то между ними тоже будет полутон (си-до, ми-фа).

Движение по полутонам называется хроматической гаммой. Хроматизм с древнегреческого – окраска, окрашивание (хрома – цвет, краска). У каждого звука своя краска.
Поднимаясь вверх или спускаясь вниз  по полутонам мы как будто идем по лестнице с одинаковыми ступенями. Движение ровное, равномерное, но при этом мы слышим все возможные звуковые краски инструмента.

ТОН состоит из двух полутонов.
Между нотами «до» и «ре» расстояние в тон. И между нотами «ре» и «ми» тоже тон. Если между двумя белыми клавишами «втиснулась» черная, то между белыми расстояние в тон.
Или – если между двумя черными клавишами помещается белая, то между этими черными расстояние тоже в тон.
Тон образуют и ноты «си бемоль – до», «си – до диез», «ми бемоль – фа», «ми – фа диез» - сочетания белых и черных клавиш.

В любой гамме суммарно 12 полутонов, или 6 тонов.
Но порядок расположения тонов и полутонов в мажорной и минорной гамме разный.

В мажорной гамме последовательность выглядит так: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Часто говорят: два тона, полутон, три тона, полутон.

В минорной гамме последовательность тонов и полутонов другая: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Или: тон, полутон, два тона, полутон, два тона.

Интервалы – расстояния между нотами – тоже определяются количеством тонов и полутонов между ними.
Самый маленький интервал – малая секунда, между нотами расстояние в полутон. А между нотами большой секунды расстояние один тон.
Можно для примера взять другие интервалы: интервал «кварта» состоит из 2 тонов и полутона или говорят «2,5 тона»,  «квинта» состоит из  3 тонов и полутона (3,5 тона), «октава» состоит из 6 тонов.

Тон и полутон - своеобразные кирпичики, из которых выстраиваются все музыкальные конструкции.

Алла Аркадьевна Азарх.
2
Коллеги, как многие наверняка заметили, в последние дни форум бывал недоступен.
Насколько мне удалось выяснить, кто-то регулярно пытается "влезть" в работу форума.
И этот человек обладает нужными хакерскими навыками.
Я плохо представляю себе мотивы этого человека: бизнеса, денег тут нет совсем.
Чем мы ему мешаем? Зачем такая настойчивость?
Вопросы: если кто-то обладает нужной  информацией, прошу отписаться на мою почту
kenarfond@gmail.com
Скорее всего, если атаки не прекратятся, придется менять формат форума, переходить на новый современный более защищенный движок.
Это потребует привлечения программиста и (или) денежных вливаний.
Хочу услышать ваши мнения-предложения, коллеги канареечники.
3
Канарейки в живописи, скульптуре, прозе, стихах / Re: Стихи
« Последний ответ от Р.С. Апреля 18, 2024, 14:32:09 »
МИХАИЛ АНЧАРОВ


* * *
Рост у меня
Не больше валенка.
Все глядят на меня
Вниз,
И органист я
Тоже маленький,
Но все-таки я
Органист.

Я шел к органу,
Скрипя половицей,
Свой маленький рост
Кляня,
Все пришли
Слушать певицу
И никто не хотел
Меня.

Я подумал: мы в пахаре
Чтим целину,
В воине —
Страх врагам,
Дипломат свою
Представляет страну.
Я представляю
Орган.

Я пришел и сел.
И без тени страха,
Как молния ясен
И быстр,
Я нацелился в зал
Токкатою Баха
И нажал
Басовый регистр.

О, только музыкой,
Не словами
Всколыхнулась
Земная твердь.
Звуки поплыли
Над головами,
Вкрадчивые,
Как смерть.

И будто древних богов
Ропот,
И будто дальний набат,
И будто все
Великаны Европы
Шевельнулись
В своих гробах.

И звуки начали
Души нежить,
И зов любви
Нарастал,
И небыль, и нечисть,
Ненависть, нежить
Бежали,
Как от креста.

Бах сочинил,
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уравнял
Орган.

Я видел:
Галерка бежала к сцене,
Где я
В токкатном бреду,
И видел я,
Иностранный священник
Плакал
В первом ряду.

О, как боялся я
Свалиться,
Огромный свой рост
Кляня.
О, как хотелось мне
С ними слиться,
С теми, кто, вздев
Потрясенные лица,
Снизу вверх
Глядел на меня.

1966
4
Научные статьи / Беседа с орнитологом Г.Н.Симкиным
« Последний ответ от Р.С. Апреля 18, 2024, 11:22:00 »
5
Птичье пение и музыка / Уроки музыки для всех
« Последний ответ от Р.С. Апреля 17, 2024, 23:15:58 »
ТЕМПЫ В МУЗЫКЕ
Темпы в музыке, как и в жизни, бывают разными – быстрыми, медленными, умеренными.
И в каждой категории есть несколько градаций.
Для того, чтобы у музыкантов был какой-то общий ориентир музыкальных темпов (ведь внутреннее ощущение быстрого или медленного движения у разных людей может быть разным), был придуман метроном – прибор, отсчитывающий равные промежутки времени. Шкала метронома позволяет изменять частоту ударов в зависимости от нужного темпа.
Чтобы легче было ориентироваться в названиях темпов и их значениях, начнем с середины – с умеренных темпов в музыке.
Основные умеренные темпы: анданте, андантино, модерато.
АНДАНТЕ (итал. andante) – темп обычного шага, название происходит от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти».  На метрономе он отмечен числом 72 – это означает 72 удара (шага) в минуту.
АНДАНТИНО (итал. andantino, уменьшительное от andante) – «маленькое анданте».  Андантино чуть подвижнее,  чем анданте, движение в этом темпе как будто легче, хотя разница в темпе невелика: на метрономе этот темп отмечен числом 78.
МОДЕРАТО (итал. moderato) – дословный перевод «умеренно» и такое же значение – умеренно. И хотя модерато предполагает большую подвижность, чем анданте (метроном показывает 94 удара в минуту), в нем нет спешки и суеты.
А если мы будем двигаться быстро? Можно просто идти быстрым шагом, а можно бежать, а можно даже лететь!
Основные быстрые темпы: аллегро, виво (виваче), престо, престиссимо.
АЛЛЕГРО (итал. Allegro, переводится как веселый, живой), вначале означал «бодро, живо». Но если говорить не о настроении, а о темпе, то аллегро, это «скоро» – 128 ударов в минуту.
ВИВО или ВИВАЧЕ (vivo, vivoce , перевод с итальянского - живой, оживлённый), подвижнее, чем аллегро – 160 ударов в минуту.
ПРЕСТО (итал. Presto — быстро) – более быстрый темп, подвижнее, чем  виво, ориентир на метрономе – 180 ударов в минуту.
ПРЕСТИССИМО (итал. Prestissimo – очень быстро) – максимально быстрый темп, может быть более 200 ударов в минуту.
Но в музыке есть и медленное движение, неспешный (былинный) рассказ.
Основные медленные темпы: граве, ларго, ленто, адажио.
ГРАВЕ (итал. Grave – тяжело) – очень медленный, торжественный, тяжелый темп, метроном показывает 36 ударов в минуту.
ЛАРГО, ля́рго (итал. largo — широко), исполняется очень медленно, полно, протяжно  -  42 удара в минуту.
ЛЕНТО (итал. lento – медленно) – тоже медленный темп, но чуть подвижнее, чем ларго: не «очень медленно», а просто медленно – 50 ударов в минуту.
 АДАЖИО (итал. Adagio, «ада́джо» — тихо, медленно, спокойно) – движение в этом темпе мягче, легче. Первоначально «адажио» означало не только и не столько темп, сколько настроение, и переводилось так: «с нежностью». Сегодняшний метроном показывает для адажио  56 ударов в минуту.
Конечно, темп в музыке прежде всего определяется настроением произведения и тем, как чувствует его исполнитель, а метроном может служить лишь подсказкой, ориентиром.
Алла Аркадьевна Азарх
6
Канарейки в живописи, скульптуре, прозе, стихах / Re: Стихи
« Последний ответ от Р.С. Апреля 15, 2024, 23:01:21 »
Николай Гумилев.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Валерию Брюсову. 1907.
7
Канарейки в живописи, скульптуре, прозе, стихах / Стихи
« Последний ответ от Р.С. Апреля 14, 2024, 16:07:03 »
Владимир Набоков

Живи. Не жалуйся, не числи
ни лет минувших, ни планет,
и стройные сольются мысли
в ответ единый: смерти нет.
Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись — безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи.
Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
учись, учись благословлять!

1919 г
8
Проведение конкурсов и выставок / Re: XIX весенний Конкурс ФПРК
« Последний ответ от Р.С. Апреля 02, 2024, 22:43:24 »
Коллеги, прошу прощения, предыдущая ссылка уже недействительна. В видео были найдены ошибки в цифрах. Пришлось переделывать.
Вот правильная ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=8FK2kWHmRHw
Если кто найдет какие-то несоответствия, пишите - исправим.
9
Проведение конкурсов и выставок / Re: XIX весенний Конкурс ФПРК
« Последний ответ от Р.С. Апреля 02, 2024, 02:26:00 »
Сегодня второе апреля 24-го года.
Вот уже 20 лет мы организуем весенние конкурсы пения канареек ФПРК.
XIX-м конкурс был назван лишь потому, что во время эпидемии ковида очного конкурса мы не проводили, а устроили онлайн-интернет-конкурс.
Итак, ровно месяц назад второго марта в Москве, в Зоомузее МГУ прошел наш очередной конкурс.
По ссылке можно увидеть и услышать всех его участников:

https://www.youtube.com/watch?v=8FK2kWHmRHw
10
Вольеры, клетки и оборудование / Re: Фотоконкурс "клеток"
« Последний ответ от bigfox2 Марта 31, 2024, 18:46:41 »
Здравствуйте!Изготовил еще три клетки.Две для зерноядов.Размер 500×230×330мм.Дерево дуб,спицы пищевая дюраль.И одна клетка для жаворонка .Размер 600×300×270мм высота с ножками.Нижний борт высота 120мм.Две выносные кормушки и крепеж для поилки тоже выносной в комплекте.Дерево дуб спицы пищевая дюраль.Клетки пропитаны Пинотексом и покрыты в два слоя лаком для яхт.
Страницы: [1] 2 3 ... 10

Электропочта: kenarfond@gmail.com