Автор: Р.С.
« : Апреля 03, 2012, 20:22:47 »
А. Стрельникова – автор произведений в жанрах инструментальной (камерной и симфонической) и вокальной (сольной и хоровой) музыки, автор музыки к двум мультипликационным фильмам, автор музыки к двум одноактным балетам и к одному двухактному балету; также занимается аранжировками, переложениями музыки некоторых русских и зарубежных композиторов.
С 2005-го года помогает ФПРК в оценке-экспертизе пения кенаров на весенних конкурсах.
...душа музыки - мелодия. её мы напеваем, когда вспоминаем какое-либо музыкальное произведение; мелодию прежде всего воспринимаем, когда слушаем музыку; и часто выразительность или полное отсутствие мелодии становится для нас критерием, по которому мы оцениваем своё впечатление от музыки: "нравится" или "не нравится".
в песне канарейки действуют те же законы, что и в музыкальном произведении.
прослушав песни, скажем, двадцати канареек, можно выделить среди всех три-четыре песни.
каким образом получается сравнивать между собой эти причудливые, изысканно-выразительные звуки, которые воспроизводит не музыкальный инструмент, не человеческий голос, а птица?
ответ прост и состоит из одного слова: мелодия. как происходит в обычной человеческой речи - можно собрать воедино несколько отдельных букв, разрозненных слогов. но сложатся ли они в слова? а слова в предложения? а предложения передадут ли мысль? нет. только сочетаемость и связность помогают нам понимать. в музыке так же. отдельные звуки не рождают чувства гармонии. понятие о красоте меняется с течением времени, точный рецепт "как создать Прекрасное" вряд ли существует.
однако же есть в истории музыки, живописи, архитектуры (и в целом - искусства) такие шедевры, которые остаются таковыми на протяжении многих лет и даже столетий. значит, можно говорить об определённых качествах и характеристиках этих шедевров, благодаря которым мы с восторгом смотрим на картины, слушаем музыку.
а что же в песнях канареек нас пленяет? слаженность звучания и красота мелодии. и уже потом наш слух замечает и анализирует ритм, тембр, диапазон, регистр. если сравнивать с деревом, то мелодия - это ствол дерева, а всё остальное - ветки. всё взаимосвязано и одно без другого не существует. странное будет зрелище, если на дереве не будет ни одной веточки. возникнет ощущение неживого существа. то же самое и с ветками - как они будут получать питательную силу земли, если не через корни, не через ствол дерева.
мелодия передаёт эмоцию, благодаря чему музыка рождает у слушателя различные ощущения, переживания, воспоминания и всё то, что невозможно облечь в словесную форму.
плавность, поступательность (звуки не скачут от высокого к низкому и обратно, а двигаются постепенно, по примеру человеческого голоса), гаммообразные мотивы, различные варианты мелодий, построенных по закону трезвучия, завершенность (есть начало и логическое завершение) - вот те немногие параметры, которые можно назвать, пытаясь подобрать слова к описанию красивой мелодии.
и, конечно, душа. этому слову уж точно нет разумных объяснений. но именно душа есть в каждом шедевре.
а душа музыки - мелодия!