Автор: саша
« : Февраля 24, 2016, 12:39:33 »
А это материал науки : На территории бывшего СССР изучением песни восточного соловья в
1970-х годах занимались Г. Н. Симкин и М. В. Штейнбах. В единственной
статье, посвященной биоакустическим результатам этих исследований
(Симкин, 1981), подчеркнуты типологическая организация песни этого вида,
склонность к слитному исполнению последовательных песен, частое
использование незавершенных вариантов. Отмечено разделение единичных
песен на вводную, центральную и заключительную части, различающиеся по
набору составляющих компонентов. Но спектрографический анализ при
подготовке этой статьи не проводился, поэтому количественные данные о
структуре единичных песен, организации их последовательностей и
географическом распределении разных типов песен в статье не приводятся.
По существу цитируемая статья представляет собой попытку возрождения
практики словесных описаний соловьиной песни с использованием стиля,
понятий и терминов, сложившихся в среде российских любителей певчих
птиц к середине XIX века и сохранившихся в художественной и научно-
популярной литературе (см., например, Тургенев, 1855; Шамов, 1910). Хотя
статья Г. Н. Симкина иллюстрирована осциллограммами, отсутствие
сонограмм исключает, к сожалению, корректное сравнение изображенных
типов песен с нашими материалами и не позволяет надежно
идентифицировать (т.е. соотнести с конкретными вокальными паттернами)
упоминаемые в статье вокальные компоненты – «колено», «дудка», «дробь»,
«россыпь» и т.п. Обычно более стабильны концевые части песен, а начальные чаще
модифицируются при научении (Симкин, 1981). Песни довольно изменчивы,
отличаясь по числу или форме отдельных звуков. Конструкция типа песни
произвольно не меняется, но песни могут быть усечены вплоть до отдельных
колен либо сливаться в единые комплексы, иногда в сплошной вокальный
поток без пауз, когда многие типы песен – полные либо усеченные – следуют
друг за другом без разрыва (Witchell, 1896; Симкин, 1981, 1982, 1990).
Когда самец восточного соловья замечает самку, его песня резко
усложняется, включая в себя звуки, которые никогда не встречались ранее во
всех вокальных сессиях (Смогоржевський, 1977), и элементы криков
птенцов, которые те издают при выпрашивании еды. Это именуют «тихой
песней» При этом самец распускает хвост веером и поднимает крылья вверх
(Шамов, 1910; Штейнбах, 1982; Симкин, Штейнбах, 1984).