Автор Тема: Для чего и как можно оценить качество обучающей фонограммы?  (Прочитано 1940 раз)

Оффлайн Skylark

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 128
Качество обучающей фонограммы является одной из нескольких важных составляющих успешного обучения наших канареек. Рассмотрим наиболее важные моменты в оценке обучающих фонограмм.
1. Состав колен, их последовательность и возможная оценка данной песни, если птица успешно возьмёт данную фонограмму. В предложенном примере в фонограмме 15 колен, порядок следования которых в целом соответствует канонам московского хода (см. сонограмму рис.1 во вложении). Оценка приведена на рисунке 2, где баллы выставлены в соответствии с требованиями Стандарта МКЛК. Здесь при оценки колен важны узнаваемость (нормальное звучание), продолжительность (если продолжительность колена при любом звучании и сложности меньше установленной для хорошего исполнения, то и оценка не ставится выше 3 для 9 балльных и выше 2 для 6 балльных колен), качество звучания и сложность исполнения. Например, за очень короткую, красиво звучащую с понижением частоты серебристую россыпь судьи поставят, скорее всего, 2-3 балла, а за длинную (больше 3 секунд) красивую кузнечиковую россыпь, исполняемую раскатом можно рассчитывать на 6-7 и даже более баллов. Таким образом, оценив каждое из колен фонограммы мы получаем высокие 77 баллов при условии, что за стабильность и общее впечатление птичка получит по 3 балла.
Часто фонограммы необоснованно усложняют. Вот, например, в нашем случае первая куликовая синица, стоящая после игры синиц явно лишняя, т.к. это же колено, но в другом звучании стоит после куликов, а строка в протоколе одна – за колено куликовая синица, поэтому ставить два колена одного наименования я считаю нецелесообразным, а вот после игры синиц усилить впечатление повтором сложной синицы было бы лучше. Ещё одно замечание касается местоположения бубенцов – в данном случае они не монтируются в общий строй песни и от них лучше бы отказаться.
2. Диапазон частот песни в целом и перепады между коленами. Русская певчая канарейка поёт в достаточно широком диапазоне, но всему есть свой предел. Поэтому наилучшим диапазоном пропевания считается диапазон от 2кГц до 8 кГц (кому привычнее считать октавами – сути дела это не меняет). Эти две границы показаны красными пунктирными линиями на рисунке 3, где на сонограме подписаны колена. В нашем примере мы видим, что тройник, блок россыпей и овсянок в основных частотах выходит за верхнюю границу, что явно усложнит восприятие птицей данной фонограмы, поэтому эти колена желательно опустить на 1-1,5кГц. С нижней границей отклонений нет, там всё в пределах нормы. Ещё важны перепады между коленами или ступеньки – птица пропевает одно колено и переходя на следующее может начать его с той же частоты, а может подняться или опуститься на другую частоту.  Вот эти самые перепады я для себя считаю в "ступеньках", высота каждой примерно в 1кГц. Весь диапазон песни русской канарейки овсяночного напева составляет примерно шесть ступенек. Между нитками тройника обычно 1-1,5 ступени, если меньше, то качество такого тройника ниже и он уже напоминает рваную россыпь. Запевка из связки тройник+кулик  сразу заставляет птицу продемонстрировать возможный диапазон:  вторая нитка тройника поднимается до 6,5-7 кГц, а нижний слог кулика опускается до 2 кГц - вот уже 5 ступенек, которые птица преодолевает в два шага (что крайне сложно!). Хорошей высотой шага будет 1-1,5 ступени - это обычный переход с одного колена на другое либо вверх, либо вниз. Высота шага в две ступени - это уже сложный переход, а в три - чрезвычайно сложно, тут птица может прервать песню. В нашем примере есть ещё два (кроме перехода в запевке) чрезвычайно сложных перехода – с кулика в запевке на серебристую россыпь и с подъёмной овсянки на синицу. Таким образом, считать ступени полезно и здесь также нам хорошо помогает сонограмма.
3. Качество «стыков» между коленами в обучающей фонограмме. Как правило, фонограмма представляет из себя нарезку из колен из разных записей. И в данном примере мы видим поперечные фоновые полосы, отличающиеся по цвету у разных колен и стыки между ними – явные признаки собирания из частей. Мало того, например, тройник составлен из четырёх разных фрагментов, из трёх фрагментов состоит сложный кулик в запевке и т.д. Надо отметить, что песня русской канарейки характеризуется непрерывностью – то есть, одно колено ещё не закончилось, а запевается уже другое. Поэтому аккуратно вырезать один участок не всегда просто. В нашем примере вы видите, что все россыпи тройника, серебристая россыпь и другие колена оказались без начал и концов и искусственно слеплены друг с другом на разных звуковых фонах.  Всё это ухудшает качество обучающей сонограммы.
4. Естественное происхождение фонограммы. Оно возможно только в том случае, если вы используете для составления обучающей фонограммы запись голоса живой  птицы, причём запись песни птицы вашего хозяйства. В идеале для обучающей фонограммы все колена и их переходы одно в другое должны быть записаны с птиц вашей линии - это будет лучше освоено.
Можете по данной схеме сами посмотреть, чем вы учите своих птиц. Ну или на договорной основе могу провести оценку вашей обучающей фонограммы, которую вы планируете использовать (пишите в личку – обсудим). Составлением обучающих фонограмм и их исправлением не занимаюсь.
Всем удачи в обучении ваших птиц.
p.s. звук данной фонограммы не выкладываю, т.к. не было разрешения хозяина, а вот на разбор сонограммы на картинках он разрешение дал для общей пользы ;)
« Последнее редактирование: Февраля 27, 2023, 21:12:46 от Skylark »

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com