Статья почти сорокалетней давности, отчасти актуальна и сейчас. Во всяком случае интересна классификация автора оценки певческих способностей русской канарейки в зависимости от цвета ее оперения.
Как поет ваша канарейка?
В. Маслюк
Журнал «ПТИЦЕВОДСТВО» 1975 Г. №5, стр. 54-55.
Кто из любителей не знает песни нашей русской канарейки овсяночного напева? Это изумительные серебристые «павловские россыпи», овсянки «в звон», подъемные и отбойные, «колокольчики» и «бубенцы», напоминающие о лихой русской тройке.
Труд русских селекционеров-канароводов был высоко оценен во всем мире. Недаром канарейки овсяночного напева считаются столь же заслуживающими внимания, как знаменитые гарцкие канарейки.
Однако в последние 10-15 лет замечается постепенное ухудшение качества песни отечественных канареек. Это можно проследить и по результатам конкурсов, ежегодно проводимым в Москве и других городах. Каковы же причины? По нашему мнению, одна из главных - чрезмерное увлечение цветными канарейками, спаривание их с певчими. В последнее время мне довелось побывать в ряде городов Украины – Жданове, Кривом Роге, Львове, Черкассах. Здесь канароводы предложат вашему вниманию светло-желтую, оранжевую, красную канарейку, но истинно певчая – зеленая или лимонная – большая редкость.
В коллекциях многих любителей можно встретить канареек самых разнообразных расцветок, а иногда и разной песни. В овсяночном напеве просто отсутствует обязательное колено – овсянки, зато «рычки» и «трещотки» звучат почто после каждого колена. Очень часто неопытный канаровод, обучая молодых канареек, подбирает учителей разного «хода песни», ошибочно считая, что молодые возьмут от этих учителей лишь хорошие колена. Однако на деле получается обратное. Молодые легче воспринимают плохие колена, то, что считается браком.
Мой совет истинным любителям певчих канареек – поставить цель воспитывать хороших певцов, а не декоративных за яркость расцветки оперения. Для этого нужно убрать из хозяйства всю цветную канарейку, обязательно проводить кольцевание птиц, завести родословную книгу. Обучать птиц только одному напеву и лучше с помощью одного учителя. Если нет учебного шкафа, при обучении молодых нужно их клетки затемнять. Чем дольше молодые слушают учителя и воздерживаются от «выхода на полный голос», тем лучше они усвоят песню учителя.
Следует учесть, что по певчим качествам канареек можно разделить в следующем порядке: 1 – серо-зелёная, 2-зелёная, 3-лимонная, 4-желтая, 5-голубая, 6-белая, 7-красная. Если канаровод добился от своих птиц хорошей песни, он должен следить, чтобы с годами не утратилась чистота звука. Для этого любитель должен отлично знать данный напев. Так, например, колено отбой в хорошем исполнении звучит примерно так: «дон-дон-дон», туже «тон-тон-тон», еще хуже «тень-тень-тень», а уж «»тяв-тяв-тяв» и «цив-цив-цив» - это явный брак. Нужно постоянно напоминать певцам звуки, с трудом дающиеся им. Для этого канаровод должен иметь приспособления, выполняющие роль камертона. В журнале «Птицеводство» №1 за 1970 г. А. Рыбаниным было описании такое приспособление. С его помощью можно воспроизводить «россыпи», «овсянки» и даже «синицу». Для воспроизведения отбоя можно применять набор колокольчиков, струн, пластинок, хрустальных рюмок.
Каждый канаровод должен отчетливо представлять, что вывести молодых канареек – это еще далеко не все. Основное – воспитание певцов.
От того, что и как будут петь молодые певцы, зависит и оценка всего годичного руда, и ваша собственная удовлетворенность работой с канарейками.