Приветствую, Женя!
Благодаря нашему коллеге из Мариуполя Геннадию Чепульскому, у нас всех есть такая замечательная ветка имени тебя, а ты так редко в ней отмечаешься...
Большое спасибо за полезные цитаты. Как говорится, что написано пером, не вырубишь топором.
Но, вспоминая еще одну поговорку: "скромность - путь к безвестности", добавлю еще одну цитату. Из книги "Русская канарейка. Вчера, сегодня, завтра." Автор - Р.Скибневский. Москва, 2009 год. Страницы 52-53.
"
Овсянки - колена похожие по звучанию на овсянку обыкновенную и имеющиеся в песне дикого канареечного вьюрка. (Далее приведены ноты. Р.С.)
Трелевый набор "тень-тень-тень" исполняется с различными вариациями, то с повышением тона, то с замедлением ударов.
На этом колене самцы чаще всего делают затяжку. То есть, тянут его до полуминуты, не переходя к следующему колену.
Именно овсянки следовало бы в первую очередь оценивать по красоте звучания, а не по принадлежности к "подъемной", "отбойной" и т.д.
В бытность главным судьей Н.Н.Зязина в оценочную шкалу было введено понятие "игра овсянок". Причем, многообразие видов овсянок, включенных в шкалу, большинством судей, как правило, не идентифицируется, а, если в "игру" овсянок включаются россыпи, то при оценке вообще трудно понять и рассортировать такой набор.
Часто птица исполняет не менее 4-5 овсянок, а в оценочный лист ставится одна-две. Мол, все овсянки были "обыкновенными".
Использование красивых колен других видов овсянок, например, красноклювой (Emberiza caesia), не нашло понимания у московских судей. За ее исполнение в песне ставится не более 2 баллов, как за "прочие".
Если к трудностям прослушивания набора из высоких россыпей и овсянок прибавить дополнение к шкале о минимуме в 4 балла, то возможности для необъективного судейства налицо. Сколько судей (бригад) прослушают - столько разных оценок и будет."
--------------------------------
Поскольку книга писалась много лет назад, буду рад узнать, что за это время произошли некие изменения в шкале, оценке колен овсянок и в судейском подходе к песне в целом.
Еще одна цитата из книги И.К.Шамова "Наши певчие птицы", 3-е издание, Москва, 1908 год. Стр. 169-170.
"...затем на сцену вышла боровская, Ивана Алексеевича Овчинникова, и долго первенствовала надо всеми привезенными в то время канарейками...Это была именно "концертная" канарейка; она собрала тогда в Охотный ряд всех имевшихся в Москве охотников и заставила их пережить такие минуты, которые они, как и я, едва ли забудут во всю жизнь. Чудные нежные россыпи, мелкие серебристые овсянки, трелевые дудки сменялись одна за другими; и все охотники, слушая эти песни сидели как бы застывши на месте...
...Остальные, говоря вообще, шли третьим сортом "простыми", хотя нередко выделялись прекрасными песнями, особенно "полотнянки", овсянками на три манера ("металлическая", звонкая "серебристая" и в "звон"), дудками в "оборот" и россыпями...".
-----------------------------
Как видно из цитаты, термина "подъемная овсянка" у Шамова нет. Различия проводились именно по характеру звучания, поскольку повышение-понижение, ускорение-замедление практически всегда присутствуют в пропевании трелевых колен у большинства певчих птиц.