Автор Тема: Канареечное пение и классическая музыка.  (Прочитано 2371 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Многие страницы исписаны и многие часы потрачены на обсуждение темы "плановости", "стабильности" и тому подобных терминов характеризующих канареечное пение.
И ведь не понапрасну канареечники ломают копья в спорах об этом! Стандартный набор колен песни гарцких роллеров существует уже около 150 лет. Да и "овсяночному" напеву русской канарейки скоро можно будет справлять столетний юбилей.
Казалось бы все самые лучшие вольные певцы: соловьи, дрозды, славки, камышевки и другие - прекрасные имитаторы. И вставляют в свои композиции разнообразные колена, в том числе, из песен других певчих птиц.
Почему же канареек, тоже великолепных имитаторов, люди заставляют петь одно и то же, по сути, - мотив "шарманки"?
Кажется, я наконец-то догадался! И причина этой загадки лежит на поверхности. Канароводство Германии очень быстро стало прибыльным бизнесом. Канарейки тысячами продавались в США и других странах. В немецких землях образовывались целые династии, занимавшиеся производством клеток и разведением канареек. Также как и династии купцов, занимавшихся оптовой продажей.
Подобный бизнес процветал и в России. Хотя и не в таких объемах, как в Германии. Полотняный завод, Павлово-на-Оке и многие другие города и села профессионально занимались разведением и продажей канареек на различных ярмарках.
Покойный Сергей Иванович Угаров, знаменитый канаровод из Павлова, когда показывал свой дом, объяснял, мол, этот этаж построен на деньги от продажи канареек.
Каждое массовое производство, будь то швейные машинки "Зингер", будь то автомобили "Форд", стремились к унификации, к серийному выпуску одинаковых моделей.
То же самое происходило и с канарейками. Чем больше их разводили, тем быстрее стандартизировалась их песня. Тем более, что лучшие учителя обучали всю массу молодых кенаров.
То есть, как художник пишет удачную картину и затем делает с нее множество копий, так и канареечная песня тиражировалась многими поколениями кенаров.
Хорошо это или плохо? Для массового покупателя - несомненно хорошо. Также, как и для разводчика. Помню несколько случаев, когда покупатели моих зеленых канареек прибегали в панике: наш любимый кенар улетел в форточку! А завтра возвращаются дети с мамой и это будет страшная трагедия! Нет ли у вас замены?
Мои самцы в течение какого-то времени (2-3 года), как правило, исполняли похожую песню. В запевке, например, был мотив песни "Подмосковные вечера". И этой запевки было вполне достаточно, чтобы люди не обладающие тонким музыкальным слухом, принимали нового кенара за старого.
Теперь посмотрим на проблему с другой стороны. Насколько совместимо массовое производство с искусством? Конечно, не совместимо! Готовые костюмы и платья не сравнимы с одеждой "от кутюр". Шарманка не сравнима с живым звучанием скрипки и рояля. В качестве подтверждения этих примеров привожу цитату гениального русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова:

"Я не испытываю симпатии к композиторам, которые пишут по заранее составленным формулам или теориям, или к композиторам, которые пишут в определённом стиле только потому, что этот стиль в моде. Истинная музыка никогда не создавалась таким образом и, я осмелюсь сказать, никогда и не будет так создаваться.
В конечном счёте, музыка — выражение индивидуальности композитора во всей её полноте. Но эта цель не может быть достигнута рационалистично, по заранее разработанному плану, подобно тому, как портной кроит по мерке. А такая тенденция — я с сожалением это отмечаю — явно превалирует в течение последних двадцати лет.
— С. В. Рахманинов."
« Последнее редактирование: Июля 22, 2022, 16:25:21 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн andriss68

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 85
  • Населённый пункт: марс
Роман Николаевич, только благодаря массовому разведению, удалось получить, выявить и закрепить те мутации у канареек, которые в дальнейшем стали породными признакоми роллеров и ватерслагеров. А с нашим разведением по 10 штук в год, только и остаётся перекрывать невозможность ведения племенной работы эксклюзивностью самосочиненных песен.
« Последнее редактирование: Июля 29, 2022, 08:58:30 от andriss68 »

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Вот и оппонент появился, ура! А то, кроме читателей, ни одного собеседника.
Может быть, лучше в ютьюбе общаться? Там уже несколько тысяч подписчиков, а здесь только несколько сотен.
По существу. Для меня, несмотря на более чем полувековой опыт работы с канарейками, роллеры остаются загадкой. И если мутации слухового и голосового аппарата еще можно представлять, то как добились пения с закрытым клювом, не понимаю. Собираюсь спросить об этом германских канароводов.
Насчет массовости. Уверен, что она востребована исключительно в коммерческих целях. В разведении новых пород всегда присутствует творческий подход. Лошади, собаки, гуси, куры, канарейки...Селекция идет по типу закрепления каких-то уникальных особенностей. И, как правило, лучшие всегда в меньшинстве. Но для коммерции не нужны лучшие. Достаточно хороших. Пусть не самых резвых, красивых, голосистых, зато сохраняющих некий средний уровень и передающих его своему потомству.
Пример: был в московском клубе такой судья Сережа Демин. Я его как-то рекламировал в передаче Н.Дроздова "В мире животных". Он играл на дудочке "овсяночный" напев. Очень скромный парень с отличным слухом. Он быстро понял, что обучение конкурсных кенаров дело невыгодное. Труда (дрессировки) много, результат не гарантирован, а стоимость одного самца все равно не окупает год работы.
А ему нужны были деньги. Семья, двое детей. Вот он и стал массово разводить неплохих канареек. С простой песенкой с 5-7 коленами. Разводил Сережа их в течение всего года. И сдавал их в зоомагазины. Имел небольшой, зато стабильный доход.
Что касается русской канарейки, то в прошлом-позапрошлом веках были центры разведения (Полотняный завод, Боровск, Павлово и др.). И в них всегда были свои знаменитости, чьи птицы пели в московских трактирах (концертная канарейка!). На их выступления собирались знатоки и платили за лучших солистов огромные деньги.
Но, конечно, массово продаваемые на ярмарках канарейки пели простые песенки. Наверняка с брачками. Так за счет чего же шло развитие песни: за счет рыночной птицы или все-таки за счет лучших выдающихся кенаров? В чью песню был вложен большой труд талантливых разводчиков с тонким музыкальным слухом?
Именно творческий индивидуальный подход ведет к получению лучших представителей породы. И даже если потомство не достигает уровня родителей, их гены передаются и сохраняются в следующих поколениях.
Чем больше среди канароводов будет людей стремящихся к творческому поиску, к обучению новым коленам, к получению красивого низкого глубокого голоса, а не высокочастотного писка (немцы это поняли 200 лет назад), тем больше будет появляться на наших конкурсах действительно "концертных" канареек.
С кого брать пример? Наверняка я отстал от жизни и не знаю многих современных  канароводов. Но из тех, чьих птицы слышал сам, могу назвать А.Завьялова (Самара), И.Деханова (Санкт-Петербург), В.Иванова (Анапа), В.Тихомирова (Рыбинск), А.Мацнева (Мичуринск). Всех перечислить с моей памятью просто невозможно, поэтому прошу простить меня. Очень сильные канароводы, занимавшие призовые места на наших весенних конкурсах ФПРК, есть в Курске, Орле, Павлово, Рязани и других городах.
Огромная просьба ко всем, кто планирует участвовать в конкурсах. Пока не известно, будут ли они "живыми", в московском Зоомузее МГУ или онлайновые, в интернетном формате. Поэтому потренируйтесь в звукозаписи своих кенаров. Подберите лучшие варианты наиболее чистой записи, правильного акустического пространства. Научитесь отправлять свои записи в "Облако", то есть, в яндекс диск, гугл диск. И, конечно, кидайте свои ссылки. Мы с удовольствием послушаем ваших кенаров и, конечно, прокомментируем в меру своего понимания.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн andriss68

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 85
  • Населённый пункт: марс
Роман Николаевич, с появлением возможности делать фонограмму на компьютере, канароводы стали легко обучать многоколонной сложной песней собственного сочинения. Но. Как раз с этого момента исчезает возможность самовыражения отдельных птиц. Закрытая, индивидуально прослушиваемая птица стремится взять предложенную фонограмму как можно точнее. Иначе расстрел! В те времена когда разводили массово и обучали живой птицей, вероятность выделения из общей группы особенных особей была гораздо выше. А на счёт комерциализации данного увлечения, спрашиваю: «Зачем учишь полной песней московского хода? Те же на конкурс не собираешься?» Ответ: «Для души». А потом этот кенар уезжает за 10-15 тысяч. И нет у человека никакой массовости, самок он купил у Петрова, самцов у Сидорова. «Племенная работа? Нет, не слышал про такое». Пока московский ход продаётся им будут обучать. «А вы экспериментируйте, конкурентов меньше».

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com