Недавно на форуме Московского клуба любителей канареек овсяночного напева Мулине выложила статью про песню соловья. В ней есть очень познавательные моменты и для любителей канареечного пения. Хотелось бы, чтобы с некоторыми из них вы ознакомились. Думаю, что Мулине не будет возражать, если я, для пользы дела, и на этом форуме перепишу кое-что из того материала.
Я бы хотел заострить внимание на то, как описывает автор именно песню(!), а не весь концерт соловья. Попробую выделить те строчки, где автор даёт определение: что такое песня соловья в понимании знатоков соловьиного пения .
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
......А теперь перейдем непосредственно к разбору пения соловья… Только сразу следует оговориться, что собственно такое соловьиная песня. Многие считают так: всё, что произнес соловей от первого колена до последнего – это и есть песня соловья, и длится она может часами. Это не так, или не совсем так. Из-за этого происходит масса ошибок в разборе колен, а главное их подсчете, и в анализе песни в целом. На самом деле То, что часто называют песней – это пение вообще, а сама песня намного короче.
Как таковая песня соловья состоит всего из нескольких колен, от 5 до 10, и только у некоторых число колен в одной песне может доходить до 20, но это исключения. Сам же коленный репертуар птицы может насчитывать колен значительно больше. Несколько колен, сложенных вместе, и есть песня. Здесь и открывается первая особенность соловьиного пения. Сколько бы ни было у соловья песен, а их обычно 10 – 20, но бывает и до 100, все они строго определены, т.е. никакой импровизации в исполнении нет, колена не ставятся в хаотичном порядке, а следуют одно за другим в строго определенной последовательности. Собственно соловей в этом роде не единственный. Взять хотя бы песню зяблика. В классическом виде она состоит из трех колен: запевки, аналога соловьиного почина, основного колена, самого звонкого и красивого, и концовки-росчерка. У одного зяблика может быть несколько вариантов песен, но их план всегда будет неизменен. Но у зяблика каждая песня четко отграничена паузой, поэтому трудностей с восприятием не возникает. Большинство же птиц поют очень продолжительно и без перерыва. Это такая длинная песня? Нет! К примеру, обыкновенный чижик, который может без умолку щебетать несколько минут. Его пение тоже состоит из множества следующих друг за другом песен. Каждая начинается с запевки, вроде «тивить-тивить-тивить», или иначе (у каждого по своему) и заканчивается росчерком «кеее». Тоже касается зеленушки, щегла и почти всех птиц, чье пение звучит непрерывно. То же самое и у соловья, и разнообразие и красота звучания пения в целом больше зависит не от разнообразия колен, а от разнообразия их сочетаний во множестве песен. Вот теперь у нас есть ключ к пониманию структуры пения соловья, и мы перейдем непосредственно к разбору.
Как уже говорилось, песня соловья начинается с запевки. Называется она почином. Начинается почин с тихого цикающего, или даже дребезжащего звука, за которым следует сильный флейтовый слог.
После почина следуют свисты.После свистов в песне соловья звучат дудки, хотя различить их сложно, по существу это более низкие свисты. Хотя передние дудки в начале песни почти точно попадают тоном в свист. За что и получили название свистовых. Но в отличие от свистов дудки характерны для всех птиц, порой имеют многосложное звучание и в представлении простых обывателей складывают соловьиную песню. Эти выделяющиеся, часто очень громкие колена, наиболее выразительны и именно по ним многие судят о соловье.
С водопойных дудок, а чаще замещая их, соловей переходит на трелевые и луговые дудки. Они обычно произносятся в середине песни и служат ее вершиной. Вместе с ними в центральной части песни соловьем произносятся помарки и мелоча. Это различные трели, чоканья и т.п. «второсортные» звуки. Мелоча служат чем-то вроде прообразов будущих колен. Когда распевается молодая птица ее пение сплошь состоит из таких звуков, которые потом и модернизируются в законченные колена. Возникновение «брака» у взрослой птицы – скорее исключение.
Завершается соловьиная песня раскатами, дробями и стукотнями. В последнюю очередь следуют дроби и их высшее проявление – россыпи . После россыпи или раската следует короткая пауза, после которой с почина начинается новая песня.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
При внимательном прочтении этих строчек многие из вас поймут, что само определение песни соловья у истинных соловьятников отличается от определения песни канарейки у канароводов. Не знание этих особенностей и приводило к путанице в головах некоторых наших любителей птичьего пения. И эта путаница проявлялась у канароводов при изучении и понимании показателя "стабильности-плановости", при определении количества колен в песне , импровизации и т.д. То-есть в каждом деле есть свои характерные особенности. И о них не мешало бы помнить. Как говорится: Век живи-век учись.
Чибизов Евгений