Роман Николаевич, у нас существовало когда-то такое пояснение к Оценочной таблице. С учетом современных требований актуально оно сейчас? Мне кажется оно больше описательное, может быть дополнить его условиями оценки, а то наши "эксперты" уже чуть ли не две шкалы ("овсяночную" и "синичную") хотят внедрять.
Пояснения к Оценочной таблице.
I. Колена или туры песни.
1. «Запевка» может состоять из 1-2-3 и более высоких россыпей «ниток».
Максимум баллов ставится за красоту, мягкость и продолжительность звучания
не менее чем 3-х «ниток».
2. «Кулики» бывают одинарные, полуторные и двойные, оцениваются дважды: после запевки и в середине песни. Максимум баллов ставится не за множество повторенных «куликов», а за качество исполнения, напевность, перемену тональности («двойной кулик»), протяжность звучания.
3. «Россыпи» по тональности могут быть высокими – «серебристые», средними – «кузнечиковые» и низкими – «обыкновенные». Максимум баллов ставится за четкое, но мягкое пропевание с усилением и (или) ослаблением звука (раскаты) трех различных «россыпей».
4. «Овсянки» бывают обыкновенные, колокольчиковые, овсянки «в звон»,
отбойные. Максимум баллов ставится за пропевание не менее чем трех видов «овсянок» без резких пронзительных нот, с усилением и (или) ослаблением звука (раскаты), с плавными переходами от одной к другой.
5. «Бубенцы», колено исполняемое, как в виде высокой «бубенцовой овсянки», так и в виде низких «бубенцов». Различают так же «бубенцы» звонкие и глухие. Максимум баллов ставится за пропевание двух-трёх разных вариантов «бубенцов» с нежным, но не резким и отчетливым звуком (без шипящих и рычащих звучаний) с усилением и (или) приближением (раскаты).
6. «Синицы», колена похожие на свисты больших и малых синиц, имеют множество вариаций, ценятся за мягкость, четкость и неторопливость ударов без резких жестких звуков. Максимум баллов ставится за звучные двух- , трехсложные колена – куликовая синица, весенняя синица, большая синица. Частые высокие удары малой синицы оцениваются меньшим числом баллов.
7. «Юла», колено похожее на песню лесного жаворонка юлы, может исполняться в различных тональностях и в разных вариациях. Максимум баллов ставится за плавность и мягкость не менее чем двух различных трелей с преобладанием звука «л», с усилением и ослаблением звука (раскаты).
8. «Отбои», ударные колена, могут пропеваться в разных тональностях, желательно без ускорений, с четкими, но не резкими ударами. Максимум баллов ставится за двух-, трехтональный отбой, заканчивающийся дин-доном, исполняемым неторопливо и с долгим замирающим в конце звуком.
9. Новые колена. Если в песне кенара исполняется новое, ранее не известное колено, повторенное не менее двух раз, радующее слух красотой и звучанием, то за него птица может получить до 9 баллов. Максимум баллов кенар может набрать, пропев три новых гармоничных, мелодичных колена.
II. Качественная оценка песни.
1.Устойчивость песни (ранее плановость, стабильность). Максимум баллов кенар набирает, пропев всю песню три и более раза, не сбиваясь с первоначального порядка чередования колен в песне. Меньшей суммой баллов оценивается двухразовое исполнение песни в одном и том же порядке. Еще ниже ценится устойчивость, если в последующих пропеваниях кенар повторяют не всю, а только часть песни.
2.Оригинальность песни. Сюда относятся характеристики голоса певца, отчетливость артикуляции при отсутствии лишних паразитных звуков, типа, прищелкивания клювом, красота игры переходами тональностей («игра овсянок»), количество и выраженность раскатов, расставляемые акценты и ударения; общая выразительность исполнения, наблюдаемая, в том числе и в манере поведения кенара.
3.Гармоничность песни. Максимум баллов за гармоничность может набрать певец, у которого четко выражена музыкальная структура песни: ее начало (почин), сочетаемость колен друг с другом, плавность переходов между коленами, логичные усиления и ослабления звучания, ярко выраженный финал песни.
III. Грубости и диссонансы.
Сюда входят:
- неблагозвучные звуки: «рычки», «трещотки», «колотушки», «булькотки», «щелкотня» клювом;
- внезапные резкие остановки в песне - «упоры», особенно если они заканчиваются звуком «р».
- за звуки типа «чив-чив», «чав-чав», птица снимается с прослушивания.