Автор Тема: История бельгийской канарейки  (Прочитано 13163 раз)

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
     Вашему вниманию представляю еще одну главу книги с условным названием "Очерки по истории певчей канарейки"

          Бельгийская певчая канарейка
     Бельгийская порода певчей канарейки была выведена  более ста лет тому назад, в конце XIX века,  поблизости от старинного  города Мехелен  (флам.) или Мехельн (нем.), или Меклин (англ.), или Малин (франц.), территориально относящегося к провинции Антверпен. По некоторым данным упоминание о бельгийской канарейке относятся,  чуть ли не к началу XVIII века, однако подробного описание этого факта, найти не удалось.       
     Бельгийский город Мехелен с окрестностями расположен  на плодородных равнинных землях, раскинувшихся по болотистым берегам  реки Дейла и  большого канала, идущего из Лувена в Антверпен.  Первое упоминание об этом  городе  было обнаружено в древних летописях, датированных 1008 годом. Его удобное расположение на пересечении водных и важных  наземных путей западной Европы, способствовали  активному   развитию различных  ремесел и   торговли, в особенности   текстилем. Так  пика своего расцвета город достиг в XIV веке, когда  стал одним из  основных деловых центров страны. Как уже было отмечено, географически Мехелен находится в центральной части западной   Европы, в непосредственной близости от Германии. Очевидно, уже в те времена из-за активного освоения и развития района,  миграции населения в поисках лучшей жизни из близлежащих стран канарейки попадали в эти места, но свою породу бельгийцы создали гораздо позднее, очевидно  придя в восхищение от песни гарцкого Роллера.
     Много раз за свою историю Мелехен находился под  юрисдикцией разных стран, так в их числе были Испания, Германия, Нидерланды, какое-то время он относился к Лотарингии, пограничной северо-восточной провинции Франции. Древняя,  насыщенная различными событиями история города, отражающая судьбы   народов разных стран Европы,  в разное время живших здесь,  и объясняет множество его названий. Находясь в болотистой пойме реки, район Мехелена имеет богатые заливные земельные угодья для выращивания различных сельскохозяйственных и технических культур. Ландшафт района, помимо чередования равнинных и холмистых участков, переходящих к северу в невысокие горы, характеризуется так же  множеством искусственно созданных обводных дренажных каналов  и водоёмов.  Как уже говорилось, этот регион  входил в состав Фландрии - главной в Нидерландах области по  выращиванию и обработке  льна и конопли. Фландрия в прошлом  была также основным центром производства полотняных тканей. В те времена особенно славился  их изготовлением  Мехелен. Кроме того, издревле в городе развивалась  металлургия, из-за доступности местного угля и руды. Ремесленниками города в своих мастерских искусно  отливались корабельные пушки и колокола, славившиеся своим качеством по всей Европе. Необходимый для металлургии уголь в избытке добывался на угольных копях Боринажа, местечке в бельгийской провинции Генегау.  Наличие множества  рукотворных и природных водных коммуникаций и сооружений, а так же  развитое горнорудное дело и металлургия  позволяют проследить  сходство района города Мехелен  с Гарцем. Несмотря на свои небольшие размеры,  город был одним из  религиозных, торгово-промышленных и культурных центров средневековой Европы. Находясь под влиянием религии и различных  направлений культуры передовых европейских стран,  в  городе  приживались и получали свое дальнейшее развитие различные виды искусства. Так во все времена существовало множество архитектурных мастерских, школ скульптуры и живописи, процветало музыкальная культура. Кроме того,  было особенно популярным  изящное французское рукоделие - плетения кружев (знаменитые малинские кружева), в мастерстве изготовления которых малинцы превзошли самих французов. Помимо  этого,  в городе возникали и совершенствовались свои уникальные промыслы такие, как ткацкое дело и древнее искусство изготовления колоколов. В результате непревзойденного совершенствования последнего ремесла, Мехелен, считавшийся  одним из религиозных  и культурных европейских центров, стал ещё и центром колокольного литья и колокольной музыки. Русское выражение «малиновый звон» происходит от французского названия города — Малин. Малиновым звоном колоколов и карильонов Мехелена был очарован русский царь Петр I.  Первый карильон России, заказанный во Фландрии Петром I, соответствовал мехеленскому стандарту. Об активном развитии региона свидетельствует так же то, что первая континентальная железная дорога в Европе была построена  по маршруту Мехелен-Брюссель.
   Таким образом, краткое описание района города Мехелен, а именно, его   географического расположения, богатой истории, сложившейся под влиянием различных европейских стран и  народов, развитием  различных ремесел и промыслов,  художественной и музыкальной  культуры, дают некоторое  представление и во многом объясняют  формирование высокого эстетического и творческого потенциала жителей его населяющих. Этот потенциал проявился во многом, в том числе и  в формировании новой  породы певчих канареек,  селекции целого ряда сортов культурных растений и цветов, а  также в создании прекрасной служебной собаки – бельгийской овчарки или Малинуа, знаменитой  во всем мире своими уникальными рабочими и экстерьерными качествами. Точно неизвестно, почему именно район города Мехелена стал центром по селекции бельгийской певчей канарейки, а не, к примеру,  район Боринажа, где местные рудокопы первыми переняли у гарцких коллег канареечный промысел.  Однако, принимая во внимание вышеизложенное, а так же  всю яркую историю домашней канарейки вообще, неудивительно, что местами ее разведения и селекции становились самые интересные и исторически значимые города и области, творческий и духовно-эстетический потенциал населения  которых,  способен к подобным достижениям.  В итоге счастливого совпадения этих факторов, именно в районе города Мехелен, бельгийским любителям домашних певчих птиц удалось  довести до совершенства породу своих канареек, которая получила, как и уникальный городской колокольный звон, как и новая порода знаменитых собак, свое название,   отраженное  в современной международной номенклатуре - бельгийская певчая канарейка Малинуа.   
      Основным стимулом  в создании своей породы  стала  предприимчивость  фландрийцев.  Дабы лишить немецких торговцев канарейками их прибыли,  они стали сами разводить канареек, стремясь к независимости от ежегодного осеннего завоза  их из Тироля и других областей Германии. Позже это увлечение прижилось во фландрских торговых городах, распространилось по всей стране, затем  переросло в серьезную селекционную работу по выведению своей певчей канарейки. 
      Первоначально  бельгийская певчая канарейка  называлась фландрская  Малинуа, сейчас больше известна как Ватерслагер, но независимо от названия и по сей день славится не только своим пением, но так же красотой, стройностью и изяществом.  Если гарцких Роллеров за их характерное пение стали называть также  благородной руладной канарейкой, то Малинуа  -  бельгийской щелкающей канарейкой. Этот термин появился из-за давней мечты канароводов  Европы вывести канареек, поющих соловьиными трелями.    Современные канарейки породы  Ватерслагер  уже не являются чисто бельгийскими, разводятся во всех странах мира,   представляют собой  сформированную  породу  и значительно отличаются по пению от старых бельгийских канареек. Термин щелкающие канарейки сейчас практически не встречается, да и их современная  песня скорее не щелкающая, а больше руладная.  Имея  бельгийское происхождение,  Ватерслагер, с целью гармонизации песни при условии сохранения  ее разнообразия, явно приобрел гены современного Роллера.
     Впервые в  Мехелене был основан союз любителей щелкающих канареек "Королевская бельгийская федерация любителей щелкающих канареек", который до настоящего времени поддерживает эту породу на высоком уровне и развивает путем чистокровного разведения. Щелкающие канарейки поют громче и разнообразнее благородных руладных. Существует мнение, что щелкающих канареек вывели специально для пожилых людей. Пожилые люди, у которых слух ослаблен, в пении щелкающих канарейках охотнее признают нужных им комнатных певцов, не воспринимая в полной мере очень тихие  трели руладных канареек.
     Несмотря на распространенное мнение о генетически закрепленной песне щелкающих канареек,  как и певцам других пород, молодым самцам Малинуа необходим хороший запевала или учитель. Бельгийские разводчики называют его "профессором". Лучшие "профессора" в большинстве случаев не продаются. К ним их владельцы прикипают  всем сердцем и держат их неподалеку от себя в лучшем месте.
      Малинуа считается самой крупной певчей канарейкой,  ее средние размеры варьируют от 16,5 до 17 см. По сравнению с другими породами канареек, голова бельгийской канарейки,  скорее,  маленькая,  шея удлиненная, грудь широкая, а тело округлое с выгнутой спиной. Ноги и лапы средней длины, осанка изогнутая. Если мысленно представить линию, проходящую через голову, туловище и кончик хвоста, то угол к горизонтальной линии составляет приблизительно 30 градусов. Крылья сходятся у основания хвоста без перехлеста, хвост плотно закрытый и  упругий.  Оперение глянцевое без волн,  по стандарту должно быть от светло-желтого до золотисто-желтого  цвета на меланиновой основе.  Это означает, что пух этой канарейки должен быть не белым, как у желтых цветных канареек, а серым или темным. В оперении допускалось так же наличие небольшого единичного темного пятнышка. Птицы лимонно-желтого цвета или с птицы с преобладанием зеленого цвета в оперении, считались не чистопородными. Темный пух и темное пятно на желтом оперении  являются характерными породными признаками.  Данная  породная особенность возникла вследствие того, что одним  из предков Малинуа  была крупная желтая канарейка на меланиновой (пигментной) основе,  издревле разводимая в окрестностях городов Анверс, Брюссель и  Малин. Песню эта канарейка имела неблагозвучную  и имела больший  успех,  как декоративная порода. Задумав создать национальную породу певчих канареек на основе своей канарейки, бельгийские канароводы провели масштабное скрещивание своей желтой канарейки вначале с  пестро-зелеными  птицами саксонской породы певчих канареек, а затем и с Роллерами.  Очевидно,  родоначальником Малинуа был тот штамм гарцских Роллеров, в песне которого имелись колена, называвшиеся соловьиными. Внешне Малинуа получилась крупнее, стройнее и подвижнее Роллера. Эта канарейка славится не только пением, но и красотой оперения. Птицы выводимой породы вначале,  были пестрыми, но путем отбора бельгийским канароводам удалось выйти на изначальный цвет местной породы – желтый на меланиновой основе.  За окрасом Малинуа до сих пор следят очень тщательно, как уже говорилось, она должна быть чистой и ярко-желтой, в оперении допускается не более одного темного пятнышка. Стандартом запрещен даже белый цвет, в любой момент могущий появиться в потомстве желтых канареек, так как  считается, что даже  и при одном господствующем желтом цвете трудно следить за чистотой породы.   Однако, у современных канареек Малинуа, при сохранении  относительной чистоты оперения, все-таки стали преобладать более бледные тона, вплоть до абсолютно белого,  в последние годы на конкурсах все чаще стали выставлять даже пестрых птиц. 
     Свою песню Малинуа должна исполнять  кристально чистым голосом,  тембр которого несколько выше, чем у Роллеров. Песня Малинуа богаче и разнообразнее песни Роллера за счет добавления разнообразных «водяных» туров и колен из песни соловья.  «Ведущая трель», как об этом говорит само название породы, это щелканье или водяные туры, которые могут  пропеваться в трех основных  вариантах. Самым ценным считается «klokkende waterslag» (колокольное щелканье). От среднего до отменного считается «bollende waterslag» (булькающее [как кипяток] щелканье). Менее ценится «rollende waterslag» (перекатывающееся щелканье). Наряду с ними важно «staaltonen» (металлическое щелканье). Это удивительный для слуха двойной тон, который звучит так, словно бы молот бьет по наковальне. Для многих заядлых почитателей щелкающих канареек «staaltonen»  или «тук-тук»  в качестве звукоподражательного описания этого колена, считается  важнейшей частью песни Малинуа. Наряду с этим данная порода в репертуаре имеет трели, напоминающие флейту, свист и фистулу, которые они исполняют, подражая руладным канарейкам. В песне канареек Малинуа насчитывают и оценивают, в отличие от 9 колен  песни Роллера, до 12 колен или туров. Три начальных колена напоминают различные звуки бегущей, переливающейся по камешкам и падающей  воды: журчание, бульканье и клокотание. Кроме того, есть традиционная «кнорра», «флейта» и колокольчики разных тонов, иногда встречается  «шокель». Заканчивается песня тремя эффектными коленами соловья, которые всегда очень ценились любителями. Во время пения птица сильно надувает горло и большую часть туров исполняет с закрытым  или слегка приоткрытым клювом, кроме некоторых ударных, которые могут исполняться и  с открытым клювом. Положение корпуса птицы во время пения практически горизонтальное.     
     Особую роль в формировании породы канареек Малинуа сыграли сравнительные конкурсы оценки пения этих птиц. Бельгийские селекционеры тем самым, уже на ранних стадиях образования породы   упорядочили селекционный процесс, определили приоритетные направления отбора и закрепления особо ценных колен в песне. В результате, современная канарейка Малинуа имеет, как и Роллер наследственно закрепленные голосовые данные, манеру исполнения и основные туры  своей песни. Это не значит, что Малинуа поет только «родовые» колена, как и все канарейки,  они так же могут  легко обучаться новым приемам и турам,  а так же легко импровизировать и самостоятельно выстраивать свою песню. Характерным отличием канареек  породы Малинуа, доказанным современными нейро-физиологическими исследованиями,  является их способность  селективного восприятия и соответственно воспроизведения  звуков низкочастотного диапазона, описанная выше.
     Оценка песни в настоящее время производится по 120-балльной шкале. Конкурс в Бельгии, по старой традиции проходится следующим образом. На первом этапе экспертизы сразу все клетки с канарейками Малинуа расставляются в большом зале около стен. Клетки довольно большие и закрыты со всех сторон, только передняя стенка остается открытой. Судьи переходят от одной клетки к другой, ставя сначала предварительные оценки, затем опять возвращаются, чтобы уточнить свои замечания и посовещавшись друг с другом окончательно оценить певцов. Эта процедура может длиться весь день. Существует метод экспертизы штаммов птиц, когда одновременно, в отдельном помещении оценивают пение сразу 4 птиц.  В последнее время порода приобретает все больше и больше поклонников почти  во всех странах мира.  У немецких любителей эта порода певчих канареек в последние десятилетия стала непревзойденным фаворитом в разведении. Очевидно, это связано с ее большей генетической пластичностью, что дает совершенно другие возможности канароводам в селекции и моделировании новых направлений в  пении канареек Малинуа. Чего нельзя сказать  о  классических  гарцких Роллерах, которые на протяжении многих лет остаются стабильными в своем пении. Как уже отмечалось выше, немецкие канароводы настолько глубоко погрузились в породу, что дали ей новое немецкое название – Ватерслагер (Vatershlager), которое в настоящее время распространено по всему миру. К сожалению, изменилось не только название, сравнивая  старую песню бельгийских щелкающих канареек Малинуа и  песню современных Ватерслагеров, создается впечатление, что это поют разные певчие породы канареек. Дело в том, что в угоду постоянно изменяющихся  музыкальных вкусов или может быть,  считая недостаточно совершенной песню Ватерслагеров, современные селекционеры стараются добиться наиболее низкого и глубокого звучания их «водяных» колен путем перекрестного скрещивание с Роллерами. Это, как можно предположить,  не лучшим образом отражается на генетической  чистоте обеих пород и  безвозвратно отдаляет современного Ватерслагера от своего знаменитого бельгийского предка фландрской  Малинуа. 

Камни гонит не моча, а умение врача

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com