Автор Тема: Восприятие музыки  (Прочитано 3068 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Восприятие музыки
« : Августа 06, 2022, 11:22:09 »
Композитор Альфред Ш
нитке слушает свое произведение. Девять раз подряд. Его реакции.

3.08.1998 день смерти Альфреда Шнитке.
Когда-то Юрий Башмет - для которого написан этот Альтовый концерт, одна из самых знаменитых, сильных и характерных его вещей - очень забавно рассказывал у нас в эфире, как он «отчитывался» перед автором о проделанной исполнительской работе, которую автор [по не зависевшим от него причинам] не мог принять у него сам.

…..после блестяще сыгранной амстердамской премьеры в Concertgebouw Башмет приехал в Москву и пришёл к автору домой на Дмитрия Ульянова с тремя магнитофонными плёнками: концерт исполнялся три вечера подряд и Башмету дали записи со всех трёх премьерных исполнений.

Слушали они дома у Альфреда Гарриевича Альтовый концерт в общей сложности девять раз: каждую плёнку трижды. Целиком. Причём основную часть этого времени (а концерт длится больше получаса) Шнитке у себя в кабинете лежал на полу, а Башмет сидел рядом в кресле. Полностью устроило автора только третье исполнение - и выразил он это тем, что в самый «лирический» момент своей музыки стал от смеха буквально кататься по полу, приговаривая «……ну, вот, ну, давай…. ещё слаще….. ещё…! Вот так! Так сладко, чтобы уже противно! Чтоб до отвращения….»
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Восприятие музыки
« Ответ #1 : Апреля 18, 2023, 23:24:09 »
Про музыкальные вкусы. Есть много людей с отличным музыкальным слухом, но с различными приоритетами в музыке.
60-летний Максим Горький услышал джаз. Предполагаю, в не самом лучшем его исполнении. Явно не симфонического оркестра.
И вот его реакция:
18 апреля 1928 года в газете «Правда» была напечатана статья Максима Горького «О музыке толстых». Таковой "буревестник" назвал джаз. Писатель уже седьмой год жил за границей, отпраздновал 60-летний юбилей, и его усердно звали на родину. В мае он приедет в Москву. А пока же Горький пишет:
«...вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.
Это — радио, одно из величайших открытий науки, одна из тайн, вырванная ею у притворно безгласной природы. Это — радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых. Под ее ритм во всех великолепных кабаках «культурных» стран толстые люди, цинически двигая бедрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины...
Ему, толстому, женщина не нужна как друг и человек, она для него — только забава, если она не такая же хищница, как сам он. Не нужна ему женщина и как мать, потому что хотя он и любит власть, но дети уже стесняют его. Да и власть нужна ему как бы лишь для фокстрота, а фокстрот стал необходим потому, что толстый — уже плохой самец. Любовь для него — распутство и становится всё более развратом воображения, а не буйством распущенной плоти, чем была раньше. В мире толстых эпидемически разрастается «однополая» любовь. «Эволюция», которую переживают толстые, есть вырождение.
Это — эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона, от Моцарта и Бетховена к джаз-банду негров, которые, наверное, тайно смеются, видя, как белые их владыки эволюционируют к дикарям, от которых негры Америки ушли и уходят всё дальше».
   Причем, не точно такие же, но весьма сходные реакции были в свое время на произведения П.И.Чайковского, Д.Д.Шостаковича, С.С Прокофьева и многих других.
Не говоря про И.С.Баха. Его музыку вообще "забыли" почти на два столетия.
Канареечникам, надеюсь, понятны эти примеры? ))
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Восприятие музыки
« Ответ #2 : Мая 08, 2023, 23:06:08 »
Еще раз в тему, что каждый исполнитель воспроизводит СВОЮ версию.
Сколько бы композитор не ставил значков "быстро-медленно", "громко-тихо", каждый играет или поет именно так, как отзывается музыка в нем самом, в его душе.

Владимир Горовиц.

"Согласно легенде, Горовиц, сбежав в 1925 году из страны большевиков, прославился сразу и без проблем. Единственной трудностью его было организовать первый концерт, но тут помог случай. Внезапно заболел пианист, которому в этот вечер предстояло играть Первый концерт Чайковского. Горовица случайно нашли в гостинице - он успел только выпить стакан молока (очаровательная деталь, кочующая из книги в книгу!) и уже через полчаса, без единой репетиции, положил музыкальный мир к своим ногам, раз и навсегда.
А было это так:Однажды его в гостинице поймал импресарио Гамбургского филармонического оркестра и сказал, что у него срывается Первый концерт Петра Чайковского из-за того, что заболел пианист.
- Когда нужно играть? - спросил Владимир.
- Через 45 минут.
Хотя Горовиц уже месяц, как не заглядывал в концерт, он согласился. Смотреть ноты было поздно, времени оставалось только, чтобы побриться. Дирижер Юджин Пабст пытался сначала поговорить о темпах, но потом махнул рукой:
- Следите за моей палочкой.
Имени солиста он до конца так и не узнал. Но когда Горовиц вступил мощными аккордами, Пабсту ничего не оставалось, как сделать шаг в сторону и следить за руками незнакомого пианиста, чтобы выдержать темп. Когда Владимир Горовиц кончил и обрушился шквал аплодисментов, который газеты назвали «неслыханным со времен гастролей Карузо», Пабст так сжал плечо пианиста, что оно болело несколько дней.
По словам американского музыкального критика А. Чейзинса, «когда все кончилось, и рояль лежал на эстраде, словно убитый дракон, все в зале, как один человек, вскочили с мест, истерически визжа». Три тысячи билетов на следующий концерт пианиста, назначенный в крупнейшем зале Гамбурга, были распроданы за два часа."
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com