Автор Тема: Самая старинная флейта...  (Прочитано 811 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4021
  • Населённый пункт: Москва
Самая старинная флейта...
« : Декабря 24, 2023, 01:22:12 »
...называется "КАВАЛ".

Известный канаровод Юрий Сергеевич Блистанов был мастером игры на дудочках.
И гордился своими старинными деревянными дудками, которые он называл "сопилки".
Вспомнил о нем, когда узнал, что флейты "кавал" еще производятся и на них играют старинную музыку.
https://www.youtube.com/watch?v=Mso2nl0nvEM&ab_channel=WinneClement

"Это был концерт лучшего гамбаиста в мире Жорди Саваля с его ансамблем Hesperion XXI. Они исполняли ориентальную музыку по записям очень известного дядьки, князя Димитрия Кантемира, как сейчас бы сказали, "человека эпохи возрождения ". Того самого, подвижника нашего Пётра Первого, ну и на дочке которого наш царь чуть не женился! Правда, он много на ком чуть не женился, но эта девица оказалась таки в монастыре.
"Бывают странные сближенья", бывают, я знаю! Совершенно случайно перед концертом мы с нашими друзьями из Санкт-Петербурга, (имени ПетраI), забрели в ресторан Арарат в Лиссабоне, (город, который к евреям-сефардам имеет особое отношение), обсудили, естественно, происходящее, поговорили про историю государства израилева, как всё было начиная с 1917 года, и собрались идти на концерт в культурный центр, который основал армянин Галуст Гульбенкян. Пришли и оказалось, что будем слушать музыку, которую собрал и записал в XVII веке гениальный человек, что это музыка османской империи в диалоге с армянскими, сефардскими и восточными традициями.
А восстановил эту музыку XIV- XVII века Жорди Саваль, и мы будем её слушать в стилистике того времени, с музыкальной техникой того времени и на инструментах того времени. Например, виола да гамба Жорди Савала 1590-го года рождения, с настоящими кишёчными струнами.(кишки новые, конечно) Ну, чудо!
Музыка для европейского уха очень необычная, если напрягаться, пытаясь уловить знакомое, получатся дритатушки-дритата, но это от непонимания строения. У нас в Европе (о! уже у нас) есть тональности, темперация, спасибо Иоганну Себастьяну, в которых и пишется вся европейская музыка. А там макамы – мелодически организованный лад, ну, типа своя гамма, только произвольно устроенная. И вот в ней сочиняется или импровизируется музыка. А самый цимес в том, чтобы легко модулировать (переходить) из одного макама в другой, где своя, другая гамма, а потом придти обратно. И чтобы было красиво, как сладкий персик, и легко, как сдобный булочка!
И оказывается, что это музыка невероятной тонкости, технического совершенства и мощнейшего эмоционального воздействия. Мы прислушались, расслабились – и оказались в Константинополе-Стамбуле 1700 года, сказочном городе, который весь залит солнцем, а там...Там тонкие иглы минаретов, белосахарные дворцы, красные фески, море красных фесок. Люди в белом. Солнце. Гортанный говор. Невероятный плавильный котёл разных людей и религий. И флаги, флаги, флаги.
Стиль игры Саваля, который играет на виоле да гамба, завораживает. Его игра сдержанна, но виртуозна, его обращение с мелодией разнообразно и гибко. Он узнаваемо для своего стиля добавляет богатый ассортимент орнаментов, состоящий из трепетаний, протрав, трелей, и кучу вибрато. А в сочетании с Hesperion XXI звучит воздушно, плавно и очень гладко.
А какая флейта! Ах, прямо какая флейта!! Она называется кавал, самый древний духовой музыкальный инструмент, известный со времён египетских пирамид. У кавала звук тихий, но нежный, изысканный и мягкий, проникающий в каждую клеточку души. Трогает невероятно!
На востоке говорят: если мы забудем всё, всё об этой земле, если мы забудем наши колыбельные, запах супа, который напоминает нам о семье, детстве, всё радостное. Если мы забудем, как любить, как бороться, как плакать, какое стихотворение мы любили. Если мы забудем всё: слова, чувства, переживания, желания и надежды и вдруг услышим кавал, мы всё вспомним.
Это голос нашей генетической древней памяти, как исток.  И музыка, как ни парадоксально, вместила в себя древнюю музыкальную культуру и мусульманских турок, и христианских армян, и иудейских сефардов, растворила и примирила между собой."

Татьяна Богданова, музыковед.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн jester

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 26
  • Населённый пункт: город Чистополь
Re: Самая старинная флейта...
« Ответ #1 : Декабря 31, 2023, 14:37:19 »
интересный музыкальный инструмент, чем то курай татарский напоминает.

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com