Автор Тема: О механизмах обучения пению  (Прочитано 1885 раз)

Оффлайн Skylark

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 128
Вот обнаружил интересную публикацию в тему:
Daniel J. Mennill, Stephanie M. Doucet, Amy E.M. Newman, ..., Ian P. Thomas, Bradley K. Woodworth, D. Ryan Norris. «Wild Birds Learn Songs from Experimental Vocal Tutors (Дикие птицы разучивают песни у экспериментальных педагогов по вокалу)», октябрь 2018 год (см. тут https://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(18)31056-X?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS096098221831056X%3Fshowall%3Dtrue# ).
Вот некоторые моменты, которые могут быть полезны для понимания механизмов передачи песни:
Обучение пению происходит, когда птицы слушают пение сородичей в определённый чувствительный для обучения период своей жизни. В случае оглушения молодых птиц или их звуковой изоляции научение пению не происходит. Это неоднократно доказано в лабораторных условиях. Исследователи провели многолетний (с 2013 по 2018 г.г.) эксперимент по изучению обучения пению саванных овсянок (Passerculus sandwichensis) на острове Кент  Нью-Брансуик в Канаде. В течение 6 лет, с 2013 по 2018 год, они экспериментально в ечтественной среде обитания обучали пять когорт саванных овсянок, от рождения до взрослой жизни, используя 40 громкоговорителей для трансляции песен взрослых сородичей с характерными акустическими маркерами, которых ранее в песнях овсянок данной популяции небыло. В пяти ежегодных когортах 30 птиц издавали песни, которые соответствовали экспериментальным стимулам, но не соответствовали песням, типичным для популяции: они содержали фразы которые не были зарегистрированы на данном участке за 3 десятилетия полевых учетов сотен птиц во многих поколениях. Эти результаты однозначно подтверждают гипотезу вокального обучения: птицы учат песни на основе звуков, услышанных в первый год жизни.
В дополнение к тем 30 птицам ещё 4 птицы научились петь у подопытных, которых обучали ранее, демонстрируя два поколения вокального обучения. Каждый ученик второго поколения выучил одну или несколько отличительных фраз из песни ученика первого поколения. Во всех четырех случаях характерные фразы не транслировались через громкоговорители задолго до того, как было отложено яйцо, содержащее ученика второго поколения; единственная возможность для ученика второго поколения услышать эти характерные фразы была у ученика первого поколения. То есть птицы выучили песни у экспериментальных наставников по вокалу, а затем передали эти песни ученикам второго поколения.
Кольцевание изучаемой популяции позволило обнаружить ещё некоторые закономерности:
1. Птицы, выучившие экспериментальные песни, родились немного позже, чем птенцы, выучившие типичные для популяции песни, т.е. те, кто дольше обучался лучше научился.
2. Птицы, выучившие экспериментальные песни, были распределены по всему острову, и ни один аспект их расстояния до громкоговорителей не различался между ними и теми, кто выучил видовые песни.
3. Птицы, выучившие экспериментальные песни, показали сходную продолжительность жизни с птицами, выучившими типичные для популяции песни. Также не было никаких доказательств того, что экспериментальные песни имели негативные последствия для репродуктивной способности или выживания птиц, которые их выучили. Все птицы, выучившие экспериментальные песни, успешно защищали территории размножения, все особи, кроме одной, привлекали себе пару, и наблюдалось, что большинство из них успешно размножаются.
4. Различные результаты обучения могут возникать в общей среде воспитания. Среди птенцов одного гнезда были случаи, когда один из братьев осваивал экспериментальную песню, а другой типичную видовую.
5. Экспериментальные песни транслировались чаще, чем поют живые птицы, однако они осваивались хуже, чем типичные песни (1:2).
6. Птицы научились петь воспроизводимые стимулы, услышанные в отсутствие живого наставника и без социального взаимодействия с живым наставником, даже несмотря на наличие песен живого наставника. Это показывает, что социальное взаимодействие между молодыми птицамм и воспитателями не требуется для обучения вокалу в дикой природе, что является удивительным открытием, учитывая, что социальное взаимодействие важно для обучения в лаборатории.
7. У молодых птиц наблюдается перепроизводство песен – к сезону своего первого размножения они осваивают большее число вариантов песен, часть из которых потом бросают как бы выкристаллизовывая свой вариант песни который ближе к тем, что поют в популяции.
8. Подтвердилась гипотеза, когда наряду с критической фазой чувствительности к обучению в начале жизни, у певчих птиц также есть вторая фаза обучения вокалу непосредственно перед их первым периодом размножения. Такая ситуация может возникнуть, когда молодые птицы запоминают много разных песен в молодости, а затем оценивают, какие песни наиболее важны в социальной среде их размножающейся популяции. Ожидается, что песни, слышимые в размножающейся популяции животных, будут иметь особое значение, учитывая, что они значимы при выборе партнера и территориальных встречных обменов пением. Основываясь на этих идеях, исследователи  предложили гипотезу повторного воздействия: птицы усваивают вокализации, которые они слышали как в раннем возрасте, так и во взрослом возрасте до первой попытки размножения. Эта гипотеза может объяснить процесс избирательного истощения, при котором молодые птицы учат несколько песен в раннем возрасте и в конечном итоге сокращают свой репертуар на основе опыта в раннем взрослом возрасте. Птицы лучше осваивают песни, которые слышат как летом, так и следующей весной, демонстрируя, что две стадии жизненного цикла имеют решающее значение для формирования песни взрослой особи: критическое окно воздействия в начале жизни и повторное воздействие в качестве репродуктивный взрослый.

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: О механизмах обучения пению
« Ответ #1 : Февраля 08, 2023, 02:42:57 »
Спасибо, Сергей, за отличный материал.
Вопрос о породах сложный. Сейчас биологи пересматривают даже понятия вида.
Тем более непросто определять критерии породы птиц-имитаторов по разному пению.
Думаю, эти вопросы пока невозможно решать без проведения генетического анализа.
Но в любом случае полученные результаты подтверждают опыт канароводов об изменении песни самцов канареек после спаривания, линьки, воздействий других внешних факторов.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com