Хочется подвести некоторый итог обсуждению разных вопросов в этой теме и не только, с тем что бы продолжать дальше. Предлагаю вашему вниманию собранные вместе основные предложения и мысли Е.А.Чибизова, несколько отредактированные без изменения их смысла и сути.
По материалом постов Е.А.Чибизова.
1. Россыпи - это колена с равномерной, ясно различимой на слух, вибрацией.
Флейтовое звучание - это звучание, в котором на слух не различима вибрация, или так называемый «Гладкий звук». Если мы ясно слышим колено с равномерной вибрацией звука, то это колено относится к россыпям.
Россыпи могут звучать достаточно продолжительно и коротко. В данном случае эти варианты имеют отношение к критерию качества колена. Если россыпь звучит коротко, то в соответствующей графе Оценочного листа она отражается баллами вплоть до «0». Нулём мы можем показать, что такое колено в песне присутствует, но по качеству звучания никакой ценности не представляет. То- есть количество есть, но без качественного исполнения оно ничего не стоит.
2. Овсянки - это колена, с чётко различимой на слух пульсацией звука.
"Бубенцы" или "бубенцовые овсянки" - это одно и то же колено. Бубенцовая овсянка - так продолжают и сейчас называть это колено Павловчане .
Бубенцы - это колено бубнящего, нечёткого звучания, пульсирующего типа. Эти импульсы как бы вытекают один из другого или частично накладываются друг на друга. Сейчас часто встречается пропевание бубенцов, отбойной овсянки, колокольчика рядом. Как поймать грань между ними?
Отбойная овсянка - колено с "ясным" звучанием, с четко слышимой пульсацией, отделением друг от друга (дроблением) звука. Частоту (количество) этих импульсов мы не успеваем сосчитать на слух. Это и является основным критерием отличия колена «отбойная овсянка» от колена «отбои».
Колокольчик (овсянка-колокольчик) - тоже колено пульсирующего, дроблёного звучания, в котором чётко прослушивается момент начала звука, удара, (атаки звука) переходящего в звон. Если сказать проще, то это один из вариантов отбойной овсянки, отдающей звоном колокольчика.
Овсянка "в звон" - это звучание колена "обыкновенная овсянка", отдающее звоном. В обоих случаях в звуке прослушивается вибрация - (дребезжание). В отличие от "колокольчика", в колене овсянке "в звон" ещё и не прослушивается первоначальный ударчик, нет резкой атаки звука.
3. Отбои - это колена ударного типа, чётко отделённые друг от друга.
Ударные колена с четкой пульсацией звуковых ударов, которые возможно сосчитать.
4. Синицы - это двух, трёхсложные, чётко отделённые друг от друга звуки ударного и флейтового типа.
Большая синица - это название дикой птицы. А колена имеют свои названия: «синица обыкновенная», «весенняя синица», «куликовая синица». Это три разных, зафиксированных в оценочном листе колена. Теперь надо разбераться с одним старым утверждением минского канаровода Басихеса И. на счёт определения колен «кулика» и «куликовой синицы».
Б.И. писал: - " Кулик-это звукосочетание КУ-ЛИ, где ударение падает на первый слог (КУ). Куликовая синица тоже состоит из звука КУ-ЛИ, но второй звук ЛИ обязательно под ударением. Только так следует определять разницу между этими коленами". А теперь на слух поставьте ударения в КУЛИ, как у Б.И. и тогда поймёте, есть ли в вашей песни кулики, у которых ударение падает на первый слог, или нет. Для упрощения понимания звучания колен « кулик» и «куликовой синицы», скажу следующее: - в русском языке есть ударение в слове, в отличии, скажем от китайского, где говорят "слогами" и нет ударения, так как нет единого слова. Сравните: ЛИ-СИ-ЦЫН (по-китайски) и ЛисИИцын (по-русски). Согласно нашему определению, колена «синицы» - это двух- трёх- сложные звуки ударного типа, чётко отделённые друг от друга. То есть " китайские" звуки, где ударения не слышно это – «синица куликовая» ( КУ-ЛИ). А если в звуке КУЛИ появилось ударение кУУли или кулИИ - независимо, впереди или в конце, этот звук уже действительно можно назвать коленом «кулик». Сейчас на конкурсах часто встречаются колена: « весенняя синица» в двух вариантах, «большая синица» в двух вариантах, «куликовая синица» в двух вариантах. Правда, второй вариант «куликовой синицы» кто-то назвал «кулик дальневосточный». Но, зная определение колена «синицы», а так же чем они отличаются по звучанию от колена «кулик», можно всё расставить по своим местам. Так что синицы уже тоже пропеваются в сложном варианте, с «наворотами».
Если сравнить баллы, начисленные за отличное пропевание одного колена "овсянка на тонах", что может быть равным 9 баллам по нашему оценочному листу, с баллами за пропевание подряд трех колен синиц, таких, как «синица обыкновенная», «синица весенняя», «куликовая синица», за которые обычно начисляют по 1 баллу за каждый " удар", то получится, что в сумме оценка за эти колена тоже будет равна 9 баллам. Таким образом, можно понять, что на конкурсах оценка за одну хорошую «овсянку» будет равноценна оценке за три, стандартных колена «синиц».
5. Вставные колена - это колена флейтового звучания, а также другие колена, не подпадающие под определения предыдущих групп.
В песне птицы лесного жаворонка - ЮЛЫ, есть много разных колен. ЮЛЬ-ЮЛЬ, ЮЛИ-ЮЛИ, ВИТЯ-ВИТЯ, ПИЯ-ПИЯ, ВИТЮ-ВИТЮ и т.д. Но только звуки, напоминающие человеческие - ЮЛЬ-ЮЛЬ, ЛЮ-ЛЮ, ЮЛИ-ЮЛИ, стали называть по негласной договоренности среди канароводов - коленом «юла».
В песне птицы овсянка Дубровник встречается тоже несколько колен, и даже несколько разновидностей песен. Колена из песни этой птицы типа ТУИ-ТУИ или ЦУИ-ЦУИ вновь стали культивировать. И вот такие такого колена, звуки которого ещё и можно успеть сосчитать, относят в Оценочном листе к колену «дубровник». В своё время, я взял из песни Дубровника кусочек и приставил к колену «юла», уменьшив паузы между звуками. Позже это сочетание стали называть "двойная юла". Встречается исполнение кенаром колена «юла» из песни дикой Юлы, затем колено «юлы» из песни птицы овсянка Дубровник типа ТУИ-ТУИ с умягчением звучания или увеличением "флейтовости" в звучании. В Оценочном листе, в группе Вставные колена отмечают: ЮЛА (сложное исполнение); 2.Дубровник (сложное исполнение).
Отнесение какого-либо колена к той или иной группе в Оценочном листе производится по его звучанию, а не по тому, какая птица его пропевает. А далее, называйте это колено как вам угодно. Это может и овсянка Дубровник, и Красноклювая овсянка. Но по своему звучанию они относятся к пятой группе, называемой "ВСТАВНЫЕ" колена.
Если мы успели расслышать и различить характеристики звучания того или иного колена, то и называть это колено нужно согласно этой характеристики.
Некоторые критерии оценки песни.
Можно предположительно разбить все наши колена в песне русской канарейки овсяночного напева по их ценности, исходя из наших традиционных градаций оценок, на - ОТЛИЧНЫЕ, ХОРОШИЕ, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ и НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ. Соответственно группа отличных колен - это ДЕВЯТИБАЛЬНЫЕ колена; - хорошие - это ШЕСТИБАЛЬНЫЕ колена;
- удовлетворительные - это ТРЁХБАЛЬНЫЕ колена. В этой классификации
видна чёткая закономерность. Такую же закономерность можно применить и в оценке качества пропевания колен в песне, а именно, что птичка пропела какое-то колено на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или нет. Для того, что бы птичке поставить за исполнение того или иного колена оценку ОТЛИЧНО - птичка должна исполнить его не только максимально качественно, но и кроме того в сложном варианте. Баллы, соответствующие оценке ОТЛИЧНО, а это последняя треть от максимальной оценки, например от девятибалльной овсянки – это 7,8,9 баллов. От шестибальной отбоев - это 5,6 баллов, они будут начисляться лишь в том случае, если птица пропела колено не только достаточно хорошо, но и обязательно в сложном варианте, иначе с «наворотами». А именно: или «на тонах», или с «раскатом», или с игрой (чередованием), или в сочетании нескольких вариантов.
Исполнение на тонах - это манера пропевания того или иного колена с разной частотой звука. Это касается исполнения всех колен за исключением некоторых. «Тройники», «кулики в запевке», «подъёмная овсянка», «отбои» типа «ДИН-ДОН» - это колена записаны в таблицу уже в сложном исполнении. «Тройник» - это другими словами россыпи на тонах. «Подъёмная овсянка» - это удаляющиеся по громкости звука или «раскаты» «овсянки». «Отбой» типа «ДИН-ДОН» - это «отбой» на тонах.
Раскаты - это манера пропевания того или иного колена с эффектом приближения или удаления звука. Возьмём, например, бубенцовый приближающийся раскат. Эффект приближения достигается так: птица начинает петь тихо, но плавно усиливает громкость до максимума. Но это ещё не всё! Одновременно она начинает уменьшать частоту пульсации звуков (импульсы становятся всё реже и реже). Вплоть до того, когда импульсы перестают "вытекать" друг из друга (а ведь это одно из определений бубенцов), с этого момента начинают прослушиваться интервалы между ними и звучание уже нельзя назвать коленом «бубенцы».
Игра или чередование – это манера исполнения одного и того же колена с повторением либо первоначального варианта, либо с изменением частоты или громкости их пропевания. Характерным примером является сложное и красивое исполнение колена «обыкновенная овсянка» в виде «игры овсянок». Чередование часто встречается при пропевании колен «синицы».
Брак - это колена, недопустимые в песне канарейки овсяночного напева. За их пропевание, птица снимается с конкурса сразу.
Грубости или диссонансы - это колена, или отдельные звуки допустимые (в определённой мере) в песне канарейки овсяночного напева. За их пропевание в Оценочном листе ставятся отрицательные баллы.
Стабильность - критерий оценки песни в целом.
1. Если птица пропевает свою песню кусками, частями и ни разу не соединила большинство пропетых колен в единую песню, то за стабильность она получает - 0 баллов.
2. Если птица соединила большинство ранее пропетых колен в единую песню, или просто пропела песню один раз, то за стабильность она получает - 1 балл.
3. Если птица пропела единой песней большинство ранее пропетых отдельно колен и часть этой песни повторила, поэтому же (своему) плану, то за стабильность она получает - до 2 баллов.
4. Если птица пропела по своему плану песню два раза, то за стабильность она получает - до 3 баллов.
5. Если птица пропела своему по плану песню три раза, то за стабильность она получает - до 4 баллов.
6. Если птица пропела по своему плану песню четыре раза, то за стабильность она получает - до 5 баллов.