Понимание четких отличий россыпей от овсянок отсутствует практически у всех современных судей.
Не "работает" критерий ширины открывания клюва, нет четкой разницы в рисунке видимом при открытии программ Адоб аудишн или Саунд форж, не годится и последняя версия Е.Чибизова насчет "пульсации и вибрации".
Внимательно изучая наборы россыпей и овсянок у наших зеленых самцов ФПРК, нередко исполняемых по полминуты и больше (с игрой, раскатами, усилением и ослаблением громкости, частоты) пришел к выводу, что на сегодняшний день я не имею хорошего инструмента (критерия), с помощью которого можно однозначно разделить овсянки и россыпи.
Предлагаю "мозговой штурм" для поисков критериев.
Попробую подтянуть к решению проблемы физиков и музыкантов.
Думаю, что понимание отличий россыпей от овсянок у судей есть. Вероятно, при таком огромном разнообразии трелевых колен трудно эти различия грамотно и доходчиво описать.
Но даже, если судья идентифицирует россыпь, как овсянку, ни владелец, ни сама птица оценкой обижены не будут. За все пропетые колена выставят баллы. Т.е. кто не отличает россыпи от овсянок, тот спокойно может и дальше их не отличать, лишь бы песня нравилась.
Россыпи и овсянки это трелевые колена.
Трель, это многократное повторение одного и того же звука.
Более частое повторение будет относиться к россыпи, более медленное будет относиться к овсянке. Россыпь, это многократное повторение короткого звука с коротким интервалом между звуками. Овсянка имеет более длинные звуки, или более длинные интервалы между звуками.
Более частое, это примерно так, как мы издаем звук при полоскании горла ХРРРРРР – россыпь, более медленное, это наш смех ХА ХА ХА ХА ХА - овсянка. Смех может быть медленный и быстрый, но он всё равно медленнее бурления при полоскании, а если попытаемся это бурление замедлить, захлебнёмся.
Ещё проще, нужно посвистеть в милицейский свисток, это будет россыпь, похлопать в ладоши, это будет овсянка и считать количество импульсов в секунду не надо, всё предельно ясно.
Это основное отличие россыпей от овсянок.
Второе отличие, это звучание, но если основное отличие не понятно, то описать и объяснить отличие россыпей от овсянок по звучанию будет ещё сложнее.
Как в россыпях, так и в овсянках звуки могут быть простые и сложные.
Можно считать, что обыкновенная россыпь состоит из простых звуков, РьРьРь, РиРиРи, РуРуРу, РаРаРа, с определённым оттенком.
Кузнечиковая россыпь уже сложнее, ЦирЦирЦир.
Серебристая россыпь звучит ещё сложнее, как кузнечиковая с добавлением С и Л СцирлСцирлСцирл, придающих россыпи звеняще-сыплющий оттенок. Выговорить трудно.
Овсянки с простыми звуками, И И И, У У У , Ю Ю Ю .
С более сложными, Си Си Си, Ти Ти Ти, Ци Ци Ци. Звуки ЗиЗиЗи, ДзиДзиДзи, ДиДиДи, придают неприятную резкость звучания. Овсянки с таким пением или фонограмма с такими коленами не годятся для обучения канареек.
Есть и ещё сложнее.
Видно, что критерий различия по сложности звучания спорный.
Отличаются россыпи от овсянок по характеру и виду звука. Эти звуки(колена) нужно послушать, выучить и запомнить.
Следующие критерии, это различие амплитудно-частотных характеристик.
Проще отличать колена россыпи от колен овсянки тем, кто слышал пение обыкновенной овсянки.
Некоторые называю пение обыкновенной овсянки «дикая овсянка», считая, что у кенара колено овсянка нечто другое. Как раз то самое, лучшее из лучших, годами прививавшееся нашей канарейке. Плохие ученики-импровизаторы, магнитофонные записи и др. искажали эти колена, засоряли инородными звуками, рождая некоторые современные канареечные колена овсянки, которые трудно идентифицировать и отличать от россыпей.
Это моё объяснение различий между овсянками и россыпями. Исправляете, дополняйте.
Зимаев Виктор.