ПРОДОЛЖЕНИЕ:
6. Описание группы колен «овсянки»
Овсянки - это группа основных трелевых колен в песне, с чётко различимой на слух пульсацией звука длительностью импульсов в пределах 120 -220 млс, пропеваемых кенаром в высоком, среднем и низком регистрах диапазона частот от 2000 до 6000 Гц. Нередко колена «овсянки» по продолжительности импульсов образующих трели делят на мелкие и крупные. Колена «овсянки» происходят от видотипичных трелей канареечного вьюрка, ставших, в результате селекции, наиболее похожими по своему звучанию на голос овсянки обыкновенной. Условно звуки колен «овсянка» можно сравнить со звучанием частой капели весной и передать, как "тень-тень-тень", "динь-динь-динь", "пень-пень-пень". В отличие от других певчих пород канареек, присутствие разнотональных колен «овсянки» в песне является обязательным и определяющим принадлежность кенара к породе русская певчая канарейка.
6.1 По частоте пропевания и присутствию в основном тоне дополнительных оттенков, различают следующие виды колен «овсянки»: «обыкновенная овсянка», «бубенцовая овсянка», «овсянка колокольчик», «овсянка в звон» и «отбойная овсянка».
6.2 Колено «обыкновенная овсянка» как правило, звучит в высоком частотном диапазоне, в идеале постепенно переходя в более низкий регистр с эффектом растягивания звука и медленным его затуханием. Особый интерес представляет собой исполнение этого колена в виде игры (повторения) в сочетании с резким спадом в изменении тональности, так называемой оттяжкой звука ударного характера и медленным его затуханием. Дополнительного поощрения заслуживает вариант пропевания этого колена в виде «подъемной овсянки», характеризующийся звучанием с эффектом плавного повышения (подъема), вплоть до появления характерного звона, или понижения (опускания) тональности основного звука. В исполнении, в том числе колена «обыкновенная овсянка», существует еще один вариант – «раскаты», основной отличительной особенностью которого является пропевание колена с эффектом повышения или понижения громкости, вплоть до полного затухания звука.
6.3 Исполнение колена «бубенцовая овсянка», отличается нечетким, как бы бубнящим звучанием в высоком или среднем частотном диапазоне песни с характерным металлическим оттенком. Звучание «бубенцовой овсянки» напоминает пульсирующую или дребезжащую трель, когда ее импульсы, как бы вытекают один из другого, в отличие от колена «бубенцы» без наложения одного звука на другой. Колено «бубенцовая овсянка» пропевается ровно, может на тонах без резких переходов, но без «раскатов» и не звонко.
6.4 Колено «овсянка колокольчик» подразделяется на две разновидности: мелкую - «серебристая овсянка» и крупную – «овсянка в звон». Колено «серебристая овсянка» характеризуется быстрым и высоким пульсирующим «дроблёным» звучанием, в котором чётко прослушивается момент начала звука, иными словами удара или атаки звука, переходящего в мелодичный звон. Хорошая «серебристая овсянка» обычно слышится ровно, на одном уровне силы звука, но изредка может быть и в «раскатном» варианте исполнения, звучит достаточно высоко, но ближе к среднему регистру и чем ниже, тем лучше. Часто из-за высокого пропевания, это колено иногда путают с коленом «серебристая россыпь». В «серебристой овсянке» обязательно должен прослушиваться лёгкий и нежный звон наподобие звона, издаваемого несколькими мелкими колокольчиками.
6.5 Колено «овсянка в звон», как уже говорилось, является разновидностью колена «овсянка колокольчик», отличающееся ярким коротким пропеванием и характерным вибрирующим или дребезжащим звучанием, отдающим звоном. В отличие от колена «серебристая овсянка», в колене «овсянка в звон» не прослушивается первоначальный «ударчик», нет резкой атаки звука. Многие рассматривают это колено, как промежуточный или переходный вариант к колену «отбойная овсянка», отдающая частотой импульсов пропевания и звоном колокольчика. Чаще всего звучит в диапазоне частот среднего регистра, но иногда исполняется на более низкой частоте, что считается особо ценным. Сглаженное сухое, без звона и игры исполнение этого колена обесценивает его.
6.6 Колено «отбойная овсянка» отличается ясным, акцентированным звучанием с четко различимой пульсацией звука, резким отделением импульсов друг от друга, так называемым явлением «дробления звука» и желательно со звенящим оттенком, четко улавливаемым нашим ухом. В отличие от колена «отбои», частоту импульсов колена «отбойная овсянка» невозможно сосчитать на слух, иными словами колено «отбойная овсянка» представляет собой ускоренный «отбой», но не обязательно в виде стандартного «ЦОН-ЦОН», хотя и это вполне допустимо. Данное колено чаще всего звучит в среднем частотном регистре, однако при оценке колена предпочтение отдается более низкому его звучанию. Различают еще одну разновидность колена «отбойная овсянка, возникшую из переделанного колена «дубровник» , характеризующееся мелодичным но боле ударным исполнением слогов типа ТУЙ ТУЙ ТУЙ или ТУИ ТУИ ТУИ.
6.7 Основными особенностями исполнения кенаром колен «овсянки» являются «игра овсянок», «раскаты», «игра на тонах», эффект сдвоенного и даже строенного звука с эхом (ансамблевое пение), эффект выхода одного звука из другого (кантиленное пение – плавное, напевное).
6.8 Игрой овсянок в песне называют неоднократное чередование нескольких (не менее 2) колен овсянок, характеризующееся плавными, без промежутков и пауз переходами от одного колена к другому. Качество звучания «игры овсянок» определяется красотой изменений частоты звука, скорости ударов в трели, и громкости пропевания колен.
6.9 Оптимальное время пропевания различных колен «овсянок» в песне составляет от 5 до 10 секунд каждой. Монотонной исполнение одного из колен «овсянки» обедняет песню в целом и считается затяжкой.
7. Группа колен «бубенцы».
Бубенцы относятся по звучанию к ударно-треллевым коленам группы основных колен песни русской канарейки. Характеризуются быстрым пропеванием с глухим металлическим или более нежным и звонким, многоголосым, похожим на перезвон оттенком.
7.1 В отличие от колен, пропеваемых с оттенком звона колокольчика, колено «бубенцы» звучит с эффектом многократного отражения звука или дробления звона – перезвоном.
7.2 В отличие от колена «бубенцовая овсянка», характеризующаяся плавным без переходов и изменения силы звука исполнением, для бубенцов характерна игра.
7.3 Бубенцы, как правило, пропеваются в нижних диапазонах среднего регистра частот песни.
7.4 Бубенцы обычно звучат с эффектами изменения тональности (на тонах) и громкости (раскаты).
7.5 Различают более глухие «бубенцы», называемые закрытыми, и более звонкие, называемые открытыми.
8. Группа колен «отбои» (колокола).
Отбои (колокола) - это самые низкие по частоте пропевания в песне колена ударного типа, с чётко отделенной друг от друга и хорошо слышимой пульсацией звуковых ударов, которые, в отличие от ударов отбойной овсянки возможно сосчитать.
8.1 Отбои бывают в двух, чаще всего встречающихся, вариантах - колена типа «ЦОН ЦОН» и колена типа «ДИН ДОН».
8.2 Отбои могут состоять из одной фразы «ЦОН», «ТОН» или «ДОН», пропеваемой несколько раз в одной тональности, и называться односложными, а могут также состоять из двух и более фраз. Двусложные отбои (классические) состоят из сочетания разных вариантов слогов типа «ЦОН ЦОН» и «ДИН ДОН».
8.3 Две разновидности отбоев в песне могут быть, как самостоятельными коленами, так и сочетаться между собой. Причем, если отбои типа «ЦОН ЦОН» пропеваются односложно, то отбои типа «ДИН ДОН» могут быть в виде двух или даже трех разных слогов, например, как в трехударном варианте «ДИН – ДОН – ДИННЬ».
8.4 Самой редкой и красивой разновидностью отбоев считаются, так называемые «куранты» - вариант сочетанных отбоев, звучащий, по сравнению с классическими, более растянуто, с переливом на втором слоге - «ЦООН ЦООН» «ДИ ли ДОН».
8.5 Отбои должны пропеваться не торопливо с продолжительностью одного удара в пределах 0,35 - 1 сек, раскладисто или «в растяжку» - с выраженными паузами между ударами, в самом низком частотном диапазоне, с четко произносимыми слогами, особенно согласными буквами в них. Пропевание отбоев типа «ДИН ДОН» должно быть с началом удара на слоге «ДИ - и последующим растянутым –Иии –, с плавным понижением звука и последующим четко слышимым, не громким –н», иначе «ДИ-И-и-и-н».
8.6 По звучанию отбои разделяются на два основных типа: овсяночные и бубенцовые. Для отбоев овсяночного типа характерно пропевание слогов в более мягком варианте, относительно высоко, с преобладанием глухих согласных, наподобие слогов типа «ЦА ЦА». Для исполнения отбоев бубенцового типа, характерен металлический оттенок более низкого звука с преобладанием в произношении слогов звонких согласных, «ЦООН ЦООН».
8.7 Отбои могут пропеваться в одной тональности. Но наиболее ценными являются сочетанные отбои с разной частотой пропевания, при этом начало отбоя «ЦОН ЦОН» исполняется, как правило, на одной частоте, а второй слог «ДИН ДОН» на другой, более низкой. При этом слог «ДИН» может звучать на одной частоте со слогом «ЦОН» или ниже, а «ДОН» обязательно должен быть самым низким в колене.
8.8 В последнее время стали различать помимо привычных низкотональных отбоев, высокотональные, наигранные, к примеру, на хрустальных бокалах или на мелких колокольчиках. Такие отбои, чаще всего пропеваются относительно в быстром темпе, в виде слогов ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ.
9. Группа вспомогательных колен песни.
Вспомогательные - колена, служащие для украшения песни и для гармоничной связки основных колен песни между собой.
По классификации колен и по происхождению они относятся к вариациям колен песен вольных птиц. В группе вспомогательных, различают еще вставные и переходные колена. Вставные – это обычно разнообразные, чаще короткие мелодичные строфы, флейтового и свистового звучания, взятые из песен диких птиц, либо искусственно созданные человеком. Вставные колена не поддаются идентификации и не попадают в полной мере под определения колен предыдущих групп. Переходные - это так же слабо дифференцируемые колена песни, у которых прослушиваются признаки принадлежности к разным группам колен. Все вспомогательные колена должны благозвучно вписываться в построение и общую музыкальную композицию песни, по исполнению соответствовать породной особенности пения русской канарейки, то есть пропеваться с открытым клювом, и соответствовать всем критериям мелодичности колен песни русской канарейки.
9.1 Синицы - это колена, состоящие из двух- или трёхсложных, чётко отделённые друг от друга звуков ударно-свистового, иногда с флейтовым оттенком звука.
9.1.1 Колена «синицы» в Оценочном листе представлены в следующих основных вариантах: «синица обыкновенная», «весенняя синица» и «малая синица».
9.1.2 Колено «обыкновенная синица», часто называемое «большая синица» из-за схожести с аналогичной песней большой синицы, характеризуется исполнением с паузой сочетания звуков типа ЦИ ПИ, ЦЫ ФИ, ЦИ-ТА или ТИ-ТА и пропевается преимущественно в среднем регистре диапазона частот.
9.1.3 Колено «весенняя синица», трехсложное, происходит от весенней позывки большой синицы, состоит из звуков типа ЦЫ-ЦЫ-ТА, ТИ-ТИ-ТА, ТИ-ТИ-ЛА, пропевается в высоком и среднем регистрах диапазона частот;
9.1.4 Колено «малая синица», похоже на колено «обыкновенная синица», состоит из звуков типа ЦЫ-ФИ или ВИ-ТИ, в отличие от первого пропевается немного короче, в ускоренном варианте и только в высоком регистре диапазона частот.
9.1.5 Колено «синицы» чаще пропеваются в блоке из нескольких видов, предпочтительно не более двух или трех, возможно так же их раздельное исполнение в связке с основными коленами песни.
9.1.6 Изредка встречается так же четырехсложное исполнение колена «синицы» с произношением звуков типа ТИ ТИ ЛИ ТА или ЦИ ЦИ ЦИ ТА, но такая разновидность должна пропеваться в песне самостоятельно, иначе в сочетании с другими коленами «синиц» получается дисгармоничный перебор в песне ударных звуков.
9.1.7 Один из вариантов исполнения колена «синицы» называется «куликовая синица», характеризующаяся более растянутым, на манер исполнения колена «кулики» сочетания слогов типа ТИИ ПИ, ЦИИ ПИ и ТИИ ЛИ.
9.2 Кулики - это двухсложные преимущественно флейтово-свистовые, одиночные или чередующиеся колена, характеризующиеся четким произношением слогов КУ-ЛИ или слогов в похожем звуковом сочетании.
9.2.1 Колено «кулики», исполняемые в запевке и в песне, как правило, различаются между собой по своему по тембру, растянутости и манере пропевания.
9.2.2 «Кулики» по числу повторений основной фразы в песне разделяются на одинарный и двойной. Некоторые различают и полуторный «кулик», звучащий как КУ -ЛИ-КИ или КУ-КУ-ЛИ, но большинство рассматривают это колено в разряде недопетого двойного «кулика» и относят к одинарному.
9.2.3 Имеет место более простое исполнение колена «кулики», так называемый «павловский кулик», характеризующийся простым повтором первого слога, похожее на что- то вроде КЛИ–КЛИ или с растяжкой окончания на втором – КЛИ-КЛИ-И-И.
9.2.4 «Кулики» пропеваются, чаще всего в среднем ближе к низкому диапазону частот.
9.2.5 В отличие от пропевания колена «двойной кулик» в запевке, при исполнении этого колена в песне, ударение в слогах при двух- и более кратном повторении слогов должно быть в них одинаковым: ку-ЛИ ку-ЛИ ку-ЛИ или КУ-ли КУ-ли КУ-ли.
9.2.6 Звучание колена должно быть растянутым но слитным, объемным и глубоким с четким произношением букв К и Л, возможно так же исполнение этого колена с эффектом эха.
9.2.7 В отличие от схожего колена «куликовая синица», при пропевании кенаром колена «кулики», обязательно будет слышен акцент или ударение либо на первый слог кУУ-ли, либо на второй ку-лИИ. Причем ударение в колене «кулики», при двух- и боле кратном его исполнении должно быть одинаковым.
9.2.7 Один из вариантов исполнения сочетанного «кулика» называется «качалкой», по мнению одних это повторы колена простых «куликов», по другой версии это сочетание колен «куликовая синица» и «кулика» в любом варианте. Очень красиво звучит это сочетание колен при медленном их пропевании в виде слогов КУ-ЛИ ТИ ВИ, КУ-ЛИ ТИ ВИ.
9.3 Юла – вставное колено из состава вариаций колен диких птиц, а именно песни лесного жаворонка Юлы, характеризующееся чередованием флейтово-свистовых звуков.
9.3.1 Колено «юла» может звучать как в высоком, по типу «ВИЛЬ ВИЛЬ ВИЛЬ», «ВИТЬ ВИТЬ ВИТЬ» или ВЕЛЮ ВЕЛЮ ВЕЛЮ», так и в низком диапазоне частот песни канарейки, по типу ЛЮ ЛЮ ЛЮ или ЮЛИ ЮЛИ ЮЛИ. Предпочтение отдается звучанию в среднем и ниже среднего диапазонах частотного регистра.
9.3.2 По частоте воспроизведения ударов в колене различают частые флейтово-россыпные варианты колена и более редкие флейтово-свистовые.
9.3.3 В песне кенара отмечают одиночное исполнение колена и двойное, когда исполняется не одно, а две и более разновидности колен «юла».
9.3.4 Колено «юла» может быть в простом варианте, в виде повторения слогов без изменения громкости и частоты их пропевания, либо в сложном – «двойная юла». «Двойная юла» это самостоятельное сложное колено, характеризующееся либо сочетанным, без паузы и перехода исполнением двух разновидностей колена «юла», либо исполнение одной из разновидностей этого колена в сочетании с «раскатом», иначе «юлиный раскат». Различают так же самостоятельное исполнение «юлиного раската» с мягким «подъемом и спуском», а иногда и чередованием разных вариантов этого колена либо в непрерывной связке между собой, либо с разрывом.
9.4 Другие овсянки – колена чаще всего флейтового иногда ударно-трелевого и флейтово-свистового звучания, взятые из песен овсянки дубровника, овсянки ремеза, овсянки крошки, садовой овсянки, красноклювой и некоторых других разновидностей овсянок. Названия этих колен условны, отчасти только напоминают по звучанию аналоговые фрагменты песен известных вольных птиц. Отнесение какого-либо колена из этой группы к тому или иному названию в Оценочном листе производится по его звучанию, а не по тому, какая птица его исполняет. Эти вставные колена должны обязательно пропеваться с открытым или полуоткрытым клювом в высоком или среднем диапазонах частотного регистра голоса русской канарейки.
9.4.1 Колено «дубровник» относится к разряду колен флейтового звучания, пропевается кенаром в виде сочетания сложных слогов типа ТЮЛИ ТЮЛИ или ЧЬЮ ЧЬЮ ЧЬИИ. Исполняется в высоком и частично среднем диапазоне частот в виде повторения, как правило, четырех слогов, удары которых можно сосчитать и часто с растяжкой последнего слога.
9.4.2 К флейтово-свистовым относятся такие колена, как «овсянка ремез» и «красноклювая овсянка», взятые из песен аналогичных по названию овсянок, а также овсянки крошки, желтобровой и некоторых других. Их исполнение характеризуется мягким и нежным пропеванием многосложных фраз, состоящих из набора флетово-свистовых мелодичных звуков, исполняемых на разной частоте и с разной громкостью.
9.4.3 К ударно-трелевым с флейтовым оттенком относится колено, напоминающее фрагмент песни садовой овсянки, характеризующееся чередой мелодичных ударных звуков, чаще в высоком диапазоне частот, с растянутым флейтовым окончанием и затухающем в конце звуком, типа ТИУу ТИУу.
9.4.4 В состав вспомогательных колен с флейтовым звучанием входят колена похожие на фрагменты песен иволги, обыкновенной чечевицы и некоторых овсянок. Пропеваются в виде одиночных и чередующихся нежных свистов и флейтовых звуков в среднем и низком диапазоне частот, с изменением частоты и громкости звука. Такие колена намного чаще встречались раньше, когда птиц обучали с помощью мелодий, наигранных на специальных свистках или дудочках. В отличие от флейт, исполняемых кенарами европейских певчих пород, русская канарейка поет их с открытым клювом.
9.4.5 Особую группу вставных колен составляют колена типа ТЛЯУ ТЛЯУ, ПИИ-Я ПИИ-Я, считающиеся импровизированными коленами, без четкой звуковой привязки к похожим коленам в песне многих вольных птиц. Эти красивые колена пропеваются с растяжкой и глубоко, с четко произносимыми звуками, чаще всего в среднем и нижнем частотных диапазонах песни.
10. Грубости.
Грубости. В песне русской канарейки могут присутствовать различные грубости и неблагозвучные колена. Различают грубости, за исполнение которых, птица сразу снимается с конкурса, они называются браком. Встречаются также незначительные грубости, за исполнение которых, в оценочном листе только снижается общая оценка, они относятся к диссонансам.
10.1 Брак - это колена или отдельные звуки, недопустимые в песне русской канарейки канарейки овсяночного напева, за исполнение которых птица снимается с конкурса сразу. К таким коленам и звукам относятся грубые, неблагозвучные трели с преимущественным произношением буквы Р. Кроме этого относится исполнение неблагозвучных колен типа ЧИВ ЧИВ или ЧАВ ЧАВ, а так же колен похожих на фрагменты песни соловья, а именно щелканье, рыканье, тявканье и т.д.
10.2 Диссонансы - это колена или отдельные звуки допустимые (в определённой мере) в песне канарейки овсяночного напева. Сюда относятся короткие «рычки», «трещотки», «колотушки» «булькотки», щелканье клювом, а так же внезапные резкие остановки в песне, особенно если они заканчиваются на букву Р, так называемые «упоры». В песне допустимы единичные грубости или диссонансы, но не более трех, за которые при экспертизе пения оценка снижается на - 3 балла за каждую грубость. Если в песне встречаются грубости и диссонансы в совокупном количестве больше трех, птица снимается с конкурса без оценки.
11. Общее впечатление
Песня русской канарейки всегда рассматривалась не как простой набор характерных колен, а как единая иузыкальная композиция, включающая в себя начало песни, ее развитие, кульминацию и окончание.
Поэтому, помимо характеристик отдельных колен, существует понятие "общее впечатление", определяющееся стабильностью пропевания, гармоничностью общего построения песни, ее выразительностью, темпом и скоростью исполнения отдельных колен, раскладистостью, красотой тембра в сочетании с музыкальностью, мелодичностью и завершенностью формы песни.
11.1 Стабильность песни, это основной критерий качества песни в целом, характеризующийся неоднократным повторяющимся исполнением кенаром песни в свойственном данной песне плане.
11.2 Гармоничность общего построения песни определяется, прежде всего, умелым сочетанием разнотональных и разнотипных колен в песне и общим темпом ее исполнения.
11.3 Раскладистость характеризуется плавными переходами между отдельными коленами песни с неторопливым и четким их пропеванием.
11.4 Тембр и обертоны голоса кенара определяют музыкальную окраску и сочность звука в песне, а именно, такие его характеристики как: яркий, теплый, глубокий, насыщенный, металлический.
Чистота голоса, соответственно, выражается в таких характеристиках звука, как звонкий или глухой, чистый или дребезжащий, с лишними помарками.
11.5 Мелодичность песни определяется как набором разнообразных колен, уровнем сложности их исполнения, так и количеством их повторов в песне, которые могут быть в виде блоков или в виде единичных колен.
- Завершенность формы песни непосредственно связана со стабильностью пропевания, характеризуется представленностью всех трех основных частей песни и четким их разграничением в рамках музыкальной композиции.