Дело в том, что существующая оценочная шкала МКЛК (бывшая всесоюзная) "заточена" под умело выдрессированную птицу.
Без индивидуальной работы с кенаром, в которую действительно входит темнение, прослушивание в течение непродолжительного времени под строгим наблюдением и остановками в случае изменения плана, что, по сути, и есть приемы дрессировки, отучить плановой многоколенной песне, и, тем более, удержать самца, сохранить этот план просто нереально.
Таких мастеров дрессировки, имеющих соответствующий опыт и время для обучения всегда были единицы. Сегодня их вообще можно по пальцам пересчитывать.
Все разговоры про то, что кенар "сам" берет всю песню безо всяческих ухищрений - лукавство. Да, берет в возрасте трех-четырех месяцев. И благополучно бросает после полугода, если с ним не ведется строгая работа. Пение разрешается только под неусыпным надзором. Любое начало не с запевки останавливается. Иначе никак.
Насколько нам нужно такое обучение, результаты которого чаще всего недолговечны и в отсутствии хозяина быстро утрачиваются, надо думать. Как и шкала, призванная оценивать, главным образом, не природные задатки, а уровень дрессировки, которым владеет канаровод.
Когда А.Г.Старченко говорил, что многие птицы просто не подготовлены к конкурсу, он имел в виду именно дрессировку, в первую очередь. Готовый самец будет петь где угодно, как только его достанут из ящика. По Кареву (Павлово, интервью с ним в последнем фильме), кенар должен так "надерживаться", чтобы его желание петь преобладало и над страхом нового помещения, и над тяготами долгой дороги на конкурс.