... первые гнездари поют много разнообразно и больше в импровизации - гормоны хлещут. Потом когда самки садятся на гнезда песня успокаивается и тогда чаще прослушивается план и присутствует плановость. Ну а если речь идет о современной домашней птице, особенно не один год живущей в клетке, плановость в песне преобладает.
Ох уж эти наши споры о плане...Слушали вчера в машине с женой фортепианную музыку по "Орфею" и не могли понять, кто композитор. Идеи были самые разные: от Листа до Прокофьева. Оказался Шопен. Но в таком необычном исполнении, что узнать его мы не смогли. (Фредерик Шопен, Полонез фа-диез минор, Ор. 44, играл Сергей Доренский).
Различные музыканты могут вложить в игру столько своего отношения к ней (с помощью эмоциональных акцентов, изменения темпа, громкости - всего не перечислить...), что одно и то же произведение зазвучит совершенно по-новому.
Наши птицы поют тоже по-разному. Утром и вечером. В полной тишине или, подпевая радио. Услышав соперника или самку. Весной или осенью. В годовалом возрасте или в пятилетнем.
Дурацкое слово "план" очень мало чего может объяснить в отношении великого многообразия вариантов птичьего пения. Безусловно с возрастом способность к обучению уменьшается. Меньше импровизаций, больше повторов. Число колен тоже сокращается. Упрощается даже манера пропевания. Я слушал у приятеля кенара, которого подарил ему в годовалом возрасте, на протяжении 5-7 лет. И песня была вполне узнаваема. Через год, два, три. А потом долго не был. Приехал недавно, кенару уже лет 12, жив и поет (!). Но это уже некая пародия на ту, старую песню. Так, воркотня...
Порядок колен в пении, будь-то соловья, певчего дрозда, кенара, других певцов, - не является той основой, стержнем птичьей музыки, которая доставляет нам эстетическое удовлетворение. Он (этот порядок, план) может быть сегодня одним, завтра - другим. Гораздо важнее, насколько певец гармонично сочетает части песни, переходит от одного колена к другому, где увеличивает громкость, а где уменьшает, чем заканчивает пение. И так далее, и тому подобное. Часто бывает, что просто не хватает слов, чтобы осознать, чем же певец так тронул душу, что улыбка или слеза появляются непроизвольно от чудесного звучания.
Прочтите лучше еще раз отрывок из рассказа настоящего знатока птичьего пения и к тому же великолепного мастера слова Н.Немнонова:
http://rus-canary.ru/article/?115