Очень хороший вопрос, Роман!
Наконец-то появился первый канаровод, пожелавший узнать о знаменитом в прошлом веке мастере обучения. Не могу сказать, что знал Ивана Мотаева близко. Хотя был у него дома, привозил ему из Электростали самок от А.Д.Белова. Слушал его самцов и магнитофонную фонограмму.
Рассказал мне о Мотаеве мой друг Л.М.Люстров. Они нередко общались по своим канареечным делам. Сближало их и то, что оба были по профессии шоферами. Только Мотаев - таксистом, а Люстров - дальнобойщиком.
Иван Филиппович никогда не участвовал в судействе и клубных разборках. Но, имея возможность подвести на рынок, на конкурс-с конкурса, приятельствовал со многими. Знаю не понаслышке, что он регулярно брал птиц у Люстрова, Белова, Шохина, других известных канароводов. В период обучения магнитофонами Мотаев тесно общался с Леонидом Кулаковым, который по праву считался лучшим составителем фонограмм(в те времена клеили магнитофонные ленты).
Ко всему прочему, Мотаев и сам обладал прекрасным музыкальным слухом и был замечательным дрессировщиком своих кенаров. Что он, естественно, не рекламировал.
Помню, дома он сначала завел мне магнитофон, а затем вытащил из шкафа самца. Который спел фонограмму один-в-один с магнитофоном, включая щелчки на стыках-склейках. В конце песни Иван Филиппович резко взмахнул рукой, и кенар замолчал. На мой вопрос, зачем он так сделал, Мотаев ответил, мол, иначе пойдет петь опять с начала.
То что он умел "отбивать" грубости в песне, не подлежит ниакому сомнению. Про Мотаева рассказывали, что один из его кенаров, пропев на конкурсе всю песню, будучи вынесенным из зала прослушивания в коридор, громко зачавкал. И хозяин позорно бежал с ним.
Итак, если анализировать причины успеха мотаевских птиц на московских конкурсах, то на первое место я бы поставил слух, знание и понимание песни Иваном Филипповичем.
На втором месте - его способность обучать и дрессировать своих кенаров.
На третьем - умение контактировать с нужными людьми, чьи птицы по своей селекции были наиболее способными к усвоению нужной песни.
Кстати, Мотаев всегда дружил с Пигаревым, который имел в московском клубе значительный вес. И накануне конкурсов Иван Филиппович любил приносить кенаров в клуб. Судьи получали возможность заранее услышать песню будущего конкурсанта, тем самым, сохранить ее в памяти. Не правда ли, весьма правильная предконкурсная подготовка? Да и сам Пигарев ставил на конкурс кенаров, обученных Мотаевым. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей!" Другими словами, связи решают, если не все, то многое.
В конце могу лишь добавить, что на декабрьских московских конкурсах последних лет судейство, на мой взгляд, стало более объективным. Бывает, что выигрывают самцы, привезенные из регионов. В прошлом веке такого практически не было.