Продолжу:
Часть II. Стандарт на песню русской канарейки.
Характеристика песни
Главной породной характеристикой русской канарейки является ее пение, оно отличается большой вариабельностью и разнообразием. Основной особенностью песни русской канарейки общепризнанным считается сочетание большого количества различных колен и туров с мелодичностью их исполнения.
В песне русской канарейки может быть одновременно до 25 различных колен и их вариаций, отличающихся между собой построением, звуковыми характеристиками и манерой исполнения.
Исполнение песни русской канарейки непрерывное, длительностью до 1 минуты, отличается четким следованием индивидуальному плану песни и ее построению.
В целом песня русской канарейки представляет собой единую композицию, где в результате гармоничного распределения колен и туров создается полное впечатление законченного музыкального произведения.
Характеристика колен песни
Колена и туры песни русской канарейки представляют собой в основе измененные видоспецифичные фрагменты песни дикой канарейки, запоминание и воспроизведение которых стало возможным в результате эволюции строения и функциональных свойств голосового аппарата и центральной нервной системы канарейки путем целенаправленной селекции.
По звучанию, в песне русской канарейки различают следующие колена: треллевые колена, ударно-треллевые колена, колена флейтового звучания, ударно-свистовые колена и ударные колена.
Среди многообразия колен выделяют основные колена, без которых песня русской канарейки теряет уникальность и вспомогательные.
Основные колена – породообразующие колена, определяющие построение песни русской канарейки, наличие которых в песне является обязательным или предпочтительным.
Вспомогательные колена – колена, служащие для украшения песни, сглаживания переходов и гармоничной связки основных колен песни между собой.
Описание группы основных колен песни
Россыпи - это группа колен в песне с равномерными, ясно различимыми на слух звуковыми импульсами, состоящими из разнообразных по звучанию слогов, типа: «зи», «ди», «ри».
Россыпи пропеваются кенаром в диапазоне частот от 4000 до 8000 Гц с длительностью импульсов, составляющих колено «россыпь», в пределах 30-100 млс. Если пульсация слышимого звука плохо различима, так называемый «гладкий звук», колено, характеризуется, как «россыпь с флейтовым звучанием». Исполнение колена «россыпи» должно начинаться еле слышно с постепенным повышением силы звука, кроме того это колено может пропеваться монотонно, либо с изменением частоты звучания.
Высокие «россыпи» - самые высокочастотные колена песни, встречаются, в основном, в начале песни, характеризуются сочетанным исполнением одной или нескольких недлинных, различных по частоте и звучанию трелей.
Обыкновенные «россыпи» представляют собой повторяющееся сочетание слогов, типа: «ри» или «си». По тональности исполнения колено «обыкновенные россыпи» могут быть высокими, средними и низкими, пропеваются обычно без особых изысков и не очень продолжительно по времени.
«Серебристые россыпи» характеризуются основным сочетанием слогов, типа: «зи» или «дзи». Птицы, как правило, исполняет их на высокой ноте, без изменения силы звука. На слух они обязательно должны отдавать нежным звоном, схожим со звоном маленького серебряного колокольчика. Эти россыпи могут быть с незначительным повышением или понижением тона, по длительности звучания они достаточно продолжительные.
«Кузнечиковые россыпи» тоже могут звучать очень высоко. Они напоминают стрекотание различных видов насекомых, от кузнечиков до цикад. Основным слогом в эти «россыпях» является слог, типа: «ци». «Кузнечиковые россыпи» не звонкие, пропеваются ровно, без изменения основного тона, как правило, средней продолжительности.
Сочетанное и сложное исполнение колен «россыпи» ценятся особо. Чем больше россыпей в песне кенара со сложным их исполнением, тем ценнее его песня.
Россыпи могут звучать, как достаточно продолжительно, но не более 10 -12 секунд в блоке, так и коротко. Оптимальная продолжительность звучания составляет 2-3 секунды.
Овсянки - это группа основных трелевых колен в песне, с чётко различимой на слух пульсацией звука с длительностью импульсов в пределах 120 -220 млс. Колено «овсянки» пропеваются кенаром в высоком, среднем и низком регистрах диапазона частот от 2000 до 6000 Гц. Нередко колена «овсянки» по характеру и продолжительности пропевания слогов образующих трели делят на мелкие (ци-ци-ци-ци, зи-зи-зи, си-си-си), и крупные (тень-тень-тень, динь-динь-динь, пень-пень-пень).
Колено «обыкновенная овсянка» как правило, звучит в высоком частотном диапазоне, в идеале постепенно переходя в более низкий регистр с эффектом растягивания звука и медленным его затуханием. Существует много вариантов исполнения этого колена со сложным изменением частоты и силы, эффектом сдвоенного звука и многократным повторением трелей.
Колено «овсянка колокольчик» подразделяется на две разновидности: мелкую - «серебристая овсянка» и крупную – «овсянка в звон». Колено «серебристая овсянка» характеризуется быстрым и высоким пульсирующим «дроблёным» звучанием, в котором чётко прослушивается момент начала звука, иными словами удара или атаки звука, переходящего в мелодичный звон. Колено «серебристая овсянка» обычно слышится ровно, на одном уровне громкости, но изредка может быть и в варианте изменения силы звука. Обычно звучит высоко, но все-таки ближе к среднему частотному регистру и чем ниже, тем лучше. В колене «серебристая овсянка» обязательно должен прослушиваться лёгкий и нежный звон наподобие звона, издаваемого несколькими мелкими колокольчиками. Колено «овсянка в звон», отличается ярким коротким пропеванием и характерным вибрирующим или дребезжащим звучанием, отдающим звоном. В отличие от колена «серебристая овсянка», исполнение колена «овсянка в звон» более плавное, нет резкой атаки звука. Колено звучит в диапазоне частот среднего регистра, но иногда исполняется на более низкой частоте, что считается особо ценным.
Колено «отбойная овсянка» отличается ясным, акцентированным звучанием с четко различимой пульсацией звука, резким отделением импульсов друг от друга и желательно со звенящим оттенком, четко улавливаемым нашим ухом. Данное колено чаще всего звучит в среднем частотном регистре, однако наиболее ценным считается низкое его звучание.
При исполнении колен «овсянки» в песне проявляются такие певческие способности русской канарейки, как игра, исполнение на тонах, раскатное исполнение, ансамблевое пение - исполнение с эффектом сдвоенного и даже строенного звука с эхом, кантиленное пение – напевное пение с эффектом плавного перехода звука от одной трели к другой.
Оптимальное время пропевания различных колен «овсянок» в песне составляет от 5 до 10 секунд каждой. Монотонной исполнение одного из колен «овсянки» обедняет песню в целом и считается затяжкой.
Бубенцы относятся к ударно-треллевым коленам группы основных колен песни русской канарейки. Характеризуются быстрым пропеванием с глухим металлическим или более нежным и звонким, многозвучным, похожим на перезвон оттенком.
Среди вариантов исполнения этого колена различают более глухие, называемые «закрытыми бубенцами», и более звонкие, называемые «открытыми бубенцами». По частоте пропевания бывают высокие бубенцы, которые так же называют «бубенцовыми россыпями», средние - под названием «бубенцовые овсянки», и низкие – собственно «бубенцы».
«Бубенцовые россыпи» представляют собой разновидность обычных россыпей, состоящих из сочетаний слогов типа: «ди» или «дзи», в звуке которых прослушивается металлический оттенок. В отличие от большинства других «россыпей», исполняются в среднем регистре и более продолжительно.
Колена «бубенцовая овсянка», отличается нечетким, как бы бубнящим звучанием в высоком или среднем частотном диапазоне песни с характерным металлическим оттенком. Исполнение «бубенцовой овсянки» напоминает пульсирующую или дребезжащую трель, когда ее импульсы, как бы вытекают один из другого, в отличие от колена «бубенцы» без эффекта наложения одного звука на другой. Колено «бубенцовая овсянка» чаще всего пропевается ровно, без резких переходов и приглушенно, иногда с изменением тональности.
Колено «бубенцы» звучит более мягко с эффектом многократного отражения звука или дробления звона – перезвоном. Для исполнения колена «бубенцы» характерна игра, а так же более выраженные и продолжительные паузы между отдельными звуками.
Колено «бубенцы», как правило, пропеваются в нижних диапазонах среднего регистра частот песни. Звучат с эффектами изменения тональности и громкости.
Отбои - это самые низкие по частоте пропевания в песне колена ударного типа, с чётко отделенной друг от друга и хорошо слышимой пульсацией звуковых ударов, которые, в отличие от ударов колена «отбойная овсянка» возможно сосчитать.
«Отбои» бывают в двух, чаще всего встречающихся, вариантах - колена типа ЦОН ЦОН и колена типа ДИН ДОН. Если состоят из одного слога – называются односложными. Двусложные «отбои» (классические) состоят из сочетания разных вариантов слогов типа ЦОН ЦОН и ДИН ДОН.
«Отбои» исполняются не торопливо с продолжительностью одного удара в пределах 0,35 - 1 сек, с выраженными паузами между ударами, в самом низком частотном диапазоне, с четко произносимыми слогами, особенно согласными буквами в них.
По звучанию «отбои» разделяются на два основных типа: овсяночные и бубенцовые. Для «отбоев» овсяночного типа характерно пропевание слогов колена в более чистом варианте, относительно высоко, с преобладанием звонких согласных с твердым окончанием, наподобие слогов типа ЦОН ЦОН и ДОН ДОН. Для исполнения «отбоев» бубенцового типа, характерен более приглушенный металлический оттенок относительно низкого тона с преобладанием в произношении глухих звуков, наподобие слогов типа ЦО ЦО и ДО ДО.
«Отбои» могут пропеваться в одной тональности, но наиболее ценными являются сочетанные отбои с разной частотой пропевания, при этом начало отбоя ЦОН ЦОН исполняется, как правило, на одной частоте, а второй слог ДИН ДОН на другой, более низкой.
Различают так же высокотональные варианты колена «отбои» , они чаще всего пропеваются относительно в быстром темпе, в виде слогов ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ.
Описание группы вспомогательных колен песни.
Вспомогательные колена служат для украшения песни и для гармоничной связки основных колен песни между собой. По происхождению относятся к вариациям колен песен вольных птиц.
В группе вспомогательных колен различают еще вставные и переходные колена.
Вставные – это обычно разнообразные, чаще короткие мелодичные строфы, флейтового и свистового звучания, взятые из песен диких птиц, либо искусственно созданные человеком. Вставные колена не поддаются идентификации и не попадают в полной мере под определения колен предыдущих групп.
Переходные - это так же слабо дифференцируемые колена песни, у которых прослушиваются признаки принадлежности к разным группам колен.
Синицы - это колена, состоящие из двух- или трёхсложных, чётко отделённые друг от друга звуков ударно-свистового характера, иногда с флейтовым оттенком звука. Колено «синицы» чаще пропеваются в блоке из нескольких видов, предпочтительно не более двух или трех, допустимо так же их раздельное исполнение в связке с основными коленами песни. Изредка встречается так же четырехсложное исполнение колена «синицы» с произношением звуков типа ТИ ТИ ЛИ ТА или ЦИ ЦИ ЦИ ТА, которое в песне должно быть самостоятельным.
Колено «обыкновенная синица», часто называемое «большая синица» из-за схожести с аналогичной песней большой синицы (Parus major), характеризуется исполнением с паузой сочетания звуков типа ЦИ ПИ, ЦЫ ФИ, ЦИ-ТА или ТИ-ТА и пропевается преимущественно в среднем регистре диапазона частот.
Колено «весенняя синица», трехсложное, происходит от весенней позывки большой синицы, состоит из звуков типа ЦЫ-ЦЫ-ТА, ТИ-ТИ-ТА, ТИ-ТИ-ЛА, пропевается в высоком и среднем регистрах диапазона частот.
Колено «малая синица», похоже на колено «обыкновенная синица», состоит из звуков типа ЦЫ-ФИ или ВИ-ТИ, в отличие от первого пропевается немного короче, в ускоренном варианте и только в высоком регистре диапазона частот.
Один из вариантов исполнения колена «синицы» называется «куликовая синица», характеризующаяся более растянутым, на манер исполнения колена «кулики» сочетания слогов типа ТИИ ПИ, ЦИИ ПИ и ТИИ ЛИ.
Кулики - это двухсложные преимущественно флейтово-свистовые, одиночные или чередующиеся колена, характеризующиеся четким произношением слогов КУ-ЛИ или слогов в похожем звуковом сочетании.
Колено «кулики» может исполняться в начале и в середине песни и, как правило, различаются по своему тембру, растянутости и манере пропевания.
Колено «Кулики» по числу повторений основной фразы в песне разделяются на одинарный и двойной. Различают также вариант одинарного «кулика», в виде фраз, типа: КУ-ЛИ-КИ или КУ-КУ-ЛИ, а так же более простое исполнение в виде повторения фразы, типа: КЛИ–КЛИ.
Колена «кулики» пропеваются, чаще всего в среднем ближе к низкому диапазону частот. Звучание колена должно быть растянутым но слитным, объемным и глубоким с четким произношением букв К и Л, возможно так же исполнение этого колена с эффектом эха.
В отличие от схожего колена «куликовая синица», при пропевании кенаром колена «кулики», обязательно будет слышен акцент или ударение либо на первый слог кУУ-ли, либо на второй ку-лИИ. Причем ударение в колене «кулики», при двух- и боле кратном его исполнении должно быть одинаковым. Исполняется это колено в отличие от колена «куликовая синица», значительно тише.
Юла – вставное по звучанию флейтовое колено, характеризующееся чередованием мелодичных флейтово-свистовых звуков. По частоте воспроизведения звуков в колене различают частые флейтово-россыпные варианты колена и более редкие флейтово-свистовые.
Колено «юла» может звучать как в высоком, по типу «ВИЛЬ ВИЛЬ ВИЛЬ», «ВИТЬ ВИТЬ ВИТЬ» или ВЕЛЮ ВЕЛЮ ВЕЛЮ», так и в низком диапазоне частот песни канарейки, по типу ЛЮ ЛЮ ЛЮ или ЮЛИ ЮЛИ ЮЛИ. Предпочтение отдается звучанию в среднем и ниже среднего диапазонах частотного регистра.
Исполнение колена «юла» может быть в простом варианте, в виде повторения слогов без изменения громкости и частоты их пропевания, либо в сложном – «двойная юла». «Двойная юла» это самостоятельное сложное колено, характеризующееся либо сочетанным, без пауз и перехода исполнением двух разновидностей колена «юла», либо исполнение одной из разновидностей этого колена с разной громкостью, иначе «юлиный раскат». Бывает так же самостоятельное исполнение «юлиного раската» с мягким «подъемом и спуском», а иногда и чередованием разных вариантов этого колена либо в непрерывной связке между собой, либо с разрывом.
Различают одиночное исполнение колена и двойное, когда отдельно друг за другом исполняется не одно, а две и более разновидности колен «юла».
Другие овсянки – колена чаще всего флейтового иногда ударно-трелевого и флейтово-свистового звучания, похожих на фрагменты песен некоторых разновидностей овсянок. Названия этих колен условны, отчасти только напоминают по звучанию аналоговые фрагменты песен известных вольных птиц. Все вставные колена должны обязательно пропеваться с открытым или полуоткрытым клювом в высоком или среднем диапазонах частотного регистра голоса русской канарейки.
Колено «дубровник» относится к разряду колен флейтового звучания, пропевается кенаром в виде сочетания сложных слогов типа ТЮЛИ ТЮЛИ или ЧЬЮ ЧЬЮ ЧЬИИ. Исполняется в высоком и частично среднем диапазоне частот в виде повторения, как правило, четырех слогов, удары которых можно сосчитать и часто с растяжкой последнего слога.
К флейтово-свистовым относятся такие колена, как «овсянка ремез» и «красноклювая овсянка», похожие на фрагменты песен аналогичных по названию овсянок (Emberiza rustica, Emberiza caesia) а также овсянки крошки (Emberiza pusilla) и некоторых других. Их исполнение характеризуется мягким и нежным пропеванием сложных фраз, состоящих из набора флетово-свистовых мелодичных звуков, исполняемых на разной частоте и с разной громкостью.
К ударно-трелевым с флейтовым оттенком относится колено «садовая овсянка», напоминающее фрагмент песни садовой овсянки (Emberiza hortulana), характеризующееся чередой мелодичных ударных звуков, чаще в высоком диапазоне частот, с растянутым флейтовым окончанием и затухающем в конце звуком, типа ТИУу ТИУу.
В состав вспомогательных колен с флейтовым звучанием входят колена похожие на фрагменты песен иволги (Oriolus oriolus), обыкновенной чечевицы (Carpodacus erythrinus) и некоторых других овсянок. Пропеваются в виде одиночных и чередующихся нежных свистов и флейтовых звуков в среднем и низком диапазоне частот, с переменной частотой и громкостью звука.
Особую группу вставных колен составляют колена типа ТЛЯУ ТЛЯУ, ПИИ-Я ПИИ-Я, считающиеся импровизированными коленами. Эти красивые колена пропеваются с растяжкой и глубоко, с четко произносимыми звуками, чаще всего в среднем и нижнем частотных диапазонах песни.
Допустимые грубости в исполнении колен
Диссонансы - это колена или отдельные звуки в определенной мере допустимые в песне канарейки овсяночного напева. Сюда относятся короткие «рычки», «трещотки», «колотушки» «булькотки», щелканье клювом, а так же внезапные резкие остановки в песне, особенно если они заканчиваются на букву Р, так называемые «упоры». В песне русской канарейки допустимы только единичные диссонансы подобного рода.
Дисквалификация
Брак - это колена или отдельные звуки, недопустимые в песне русской канарейки. К таким коленам и звукам относятся грубые, неблагозвучные трели с преимущественным произношением буквы Р. Кроме этого, к браку относятся неблагозвучные колена, типа: ЧИВ ЧИВ или ЧАВ ЧАВ, а так же звуки и трели похожие на фрагменты песни соловья, а именно щелканье, рыканье, тявканье.
Общее впечатление
Песня русской канарейки всегда рассматривалась не как простой набор характерных колен, а как единая композиция, включающая начало песни, ее продолжение, развитие и окончание. По этому, помимо характеристик отдельных колен существует понятие «общее впечатление», включающее такие критерии оценки песни в целом, как: гармоничность общего построения песни с завершенностью ее формы, выразительность, темп, скорость и чистота отдельных колен в сочетании со стабильностью их исполнения, музыкальность, красота тембра и голоса, мелодичность.
Гармоничность общего построения песни определяется, прежде всего, умелым сочетанием разнотональных и разнотипных колен в песне, темпом ее исполнения, скорость пропеваения отдельных колен и их чистотой. Гармоничность неразрывно связана с «раскладистостью» исполнения песни, характеризующуюся плавными переходами между отдельными коленами с неторопливым, врастяжку и четким их пропеванием.
Стабильность, это основной критерий качества песни в целом, определяется, как плановостью, так и стабильностью исполнения колен в песне. Завершенность формы песни, непосредственно связана с плановостью, характеризуется представленностью всех трех основных частей песни и четким их разграничением в рамках музыкальной композиции.
Тембр или обертональность определяет музыкальную окраску и сочность звука в песне, а именно такие характеристики звука как, яркий, теплый, глубокий, насыщенный, металлический.
Чистота голоса, соответственно выражается в таких определениях качества звука, как звонкий или глухой, чистый или дребезжащий, а так же шумный, то есть с лишними помарками.
Мелодичность песни определяется, как набором разнообразных колен, уровнем сложности их исполнения, так и количеством их повторов в песне, которые могут быть в виде блоков или в виде единичных колен.
Последняя редакция 22.08.2012