Добил вспомогательные колена, читайте, советуйте...
Вспомогательные - колена, служащие для украшения песни и для гармоничной связки основных колен песни между собой. По классификации колен и по происхождению они относятся к вариациям колен песен вольных птиц. В группе вспомогательных, различают еще вставные и переходные колена. Вставные – это обычно короткие благозвучные колена, чаще всего флейтового и свистового звучания, не поддающиеся идентификации и не попадающие под определения предыдущих групп. Переходные - это слабо дифференцируемые колена песни, у которых прослушиваются признаки принадлежности к разным группам колен.
Синицы - это колена, состоящие из двух- или трёхсложных, чётко отделённые друг от друга звуков ударно-свистового, иногда с флейтовым оттенком звука.
- колена «синицы» в Оценочном листе представлены в следующих основных вариантах: «синица обыкновенная», «весенняя синица» и «малая синица».
- колено «обыкновенная синица» иногда называемое «большая синица», характеризующаяся сочетанием звуков типа «ЦИ-ТА» или «ТИ-ТА» пропевается преимущественно в среднем диапазоне частот;
- колено «весенняя синица», трехсложное, происходит от весенней позывки большой синицы, состоит из звуков типа «ЦЫ-ЦЫ-ТА», «ТИ-ТИ-ТА», «ТИ-ТИ-ЛА», пропевается в высоком и среднем диапазонах частот;
- колено «малая синица», похоже на колено «обыкновенная синица», состоит из звуков типа «ЦЫ-ФИ» или «ВИ-ТИ», в отличие от первого пропевается немного короче и только в высоком диапазоне частот;
- предпочтительно пропевание колен «синицы» раздельное, а не в блоке из нескольких видов;
- в Оценочном листе колена «синицы» оцениваются по-разному. Самая высокая оценка до 6 баллов присуждается за колено «весенняя синица», колено «обыкновенная синица», соответственно до 5 баллов, а колено «малая синица» - до 4 баллов;
- наивысший балл за исполнение колен «синицы» присуждается за благозвучное, медленное (раскладистое) их пропевание, на более низких регистрах среднечастотного диапазона песни;
- отрицательные баллы, вплоть до снижениея оценки до 0, пропевание колен «синицы» в виде частой скороговорки, с нечетким «выговариванием» слогов, смазыванием последних ударов, пронзительным, чрезмерно высоким их исполнением.
Кулики - это двухсложные преимущественно флейтово-свистовые, одиночные или чередующиеся колена, характеризующиеся четким произношением слогов КУ-ЛИ.
- Колено «кулики», исполняемые в запевке и в песне, как правило, различаются между собой по своему по тембру, растянутости и манере пропевания.
- «Кулики» по числу повторений основной фразы в песне разделяются на одинарный и двойной. Некоторые различают и полуторный «кулик» -
КУ -ЛИ-КИ, но большинство относят это колено в разряд недопетого двойного «кулика» и относят к одинарному.
- Имеет место более простое исполнение колена «кулики», так называемый «павловский кулик», характеризующийся простым повтором первого слога, похожее на что- то вроде КЛЫ-КЛЫ или с растяжкой окончания на втором – КЛИ-КЛИ-И-И.
- «Кулики» пропеваются, чаще всего в среднем ближе к низкому диапазону частот.
- Звучание колена должно быть растянутым, объемным и глубоким с четким произношением букв К и Л, возможно так же исполнение этого колена с эффектом эха.
- В отличие от схожего колена «куликовая синица», при пропевании кенаром колена «кулики», обязательно будет слышен акцент или ударение либо на первый слог кУУ-ли, либо на второй ку-лИИ. Причем ударение в колене «кулики», при двух- и боле кратном его исполнении должно быть одинаковым.
- Один из вариантов исполнения сочетанного «кулика» называется «качалкой», по мнению одних это повторы колена простых «куликов», по другой версии это сочетание колен «куликовая синица» и «кулика» в любом варианте.
- В Оценочном листе колено «кулики» одинаково оценивается в не зависимости от места пропевания в песне, хотя считается, что колено «кулики» в запевке птицей исполняется с большими усилиями, чем в песне. Одинарный «кулик» максимально оценивается до 4 баллов, двойной до 6 баллов. Колено «куликовая синица» максимально оценивается до 5 баллов. Оценка снижается за короткое, невыразительное исполнение, а так же за нечеткое и смазанное произношение звуков.
Юла – вставное колено из состава вариаций колен диких птиц, а именно песни лесного жаворонка Юлы, характеризующееся чередованием флейтово-свистовых звуков.
- Колено «юла» может звучать как в высоком, по типу «ВИЛЬ ВИЛЬ ВИЛЬ», «ВИТЬ ВИТЬ ВИТЬ» или ВЕЛЮ ВЕЛЮ ВЕЛЮ», так и в низком диапазоне частот песни канарейки, по типу ЛЮ ЛЮ ЛЮ или ЮЛИ ЮЛИ ЮЛИ. Предпочтение отдается звучанию в среднем и ниже среднего диапазонах частотного регистра.
- По частоте воспроизведения ударов в колене различают частые флейтово-россыпные варианты колена и более редкие флейтово-свистовые.
- В песне кенара отмечают одиночное исполнение колена и двойное, когда исполняется не одно, а две и более разновидности колен «юла».
- Колено «юла» может быть в простом варианте, в виде повторения слогов без изменения громкости и частоты их пропевания, либо в сложном – «двойная юла». «Двойная юла» это самостоятельное сложное колено, характеризующееся либо сочетанным, без паузы и перехода исполнением двух разновидностей колена «юла», либо исполнение одной из разновидностей этого колена в сочетании с «раскатом», иначе «юлиный раскат». Различают так же самостоятельное исполнение «юлиного раската» с мягким «подъемом и спуском», а иногда и чередованием разных вариантов этого колена либо в непрерывной связке между собой, либо с разрывом.
- В Оценочном листе колено одинарная «юла» оценивается до 5 баллов, двойная «юла» до 8 баллов. В оценке большее предпочтение отдается раскладистому, неспешному и долгому пропеванию, в более низком диапазоне частот с полным и четким выговариванием слогов.
Другие овсянки – колена чаще всего флейтового иногда ударно-трелевого и флейтово-свистового звучания, взятые из песен овсянки дубровника, овсянки ремеза, овсянки крошки, садовой овсянки, красноклювой и некоторых других разновидностей овсянок. Названия этих колен условны, отчасти только напоминают по звучанию аналоговые фрагменты песен известных вольных птиц. Отнесение какого-либо колена из этой группы к тому или иному названию в Оценочном листе производится по его звучанию, а не по тому, какая птица его исполняет. Эти вставные колена должны обязательно пропеваться с открытым или полуоткрытым клювом в высоком или среднем диапазонах частотного регистра голоса русской канарейки.
- Колено «дубровник» относится к разряду колен флейтового звучания, пропевается кенаром в виде сочетания сложных слогов типа ТУИ-ТУИ или ЦУИ-ЦУИ. Исполняется в высоком и частично среднем диапазоне частот в виде повторения, как правило, четырех слогов, удары которых можно сосчитать.
- К флейтово-свистовым относятся такие колена, как «овсянка ремез» и «красноклювая овсянка», взятые из песен аналогичных по названию овсянок, а также овсянки крошки, желтобровой и некоторых других. Их исполнение характеризуется мягким и нежным пропеванием многосложных фраз, состоящих из набора флетово-свистовых мелодичных звуков, исполняемых на разной частоте и с разной громкостью.
- К ударно-трелевым с флейтовым оттенком относится колено, напоминающее фрагмент песни садовой овсянки, характеризующееся чередой мелодичных ударных звуков, чаще в высоком диапазоне частот, с растянутым флейтовым окончанием и затухающем в конце звуком, типа ТИУу ТИУу.
- В состав вспомогательных колен с флейтовым звучанием входят колена похожие на фрагменты песен иволги, обыкновенной чечевицы и некоторых овсянок. Пропеваются в виде одиночных и чередующихся нежных свистов и флейтовых звуков в среднем и низком диапазоне частот, с изменением частоты и громкости звука. Такие колена намного чаще встречались раньше, когда птиц обучали с помощью мелодий, наигранных на специальных свистках или дудочках. В отличие от флейт, исполняемых кенарами европейских певчих пород, русская канарейка поет их с открытым клювом.
- Особую группу вставных колен составляют колена типа ТЛЯУ ТЛЯУ, ПИИ-Я ПИИ-Я, считающиеся импровизированными коленами, без четкой звуковой привязки к похожим коленам в песне многих вольных птиц. Эти красивые колена пропеваются с растяжкой и глубоко, с четко произносимыми звуками, чаще всего в среднем и нижнем частотных диапазонах песни.
- В Оценочном листе колена овсянок и флейтовые колена оцениваются по-разному, от 0 до 6 и до 9 баллов, в зависимости от красоты пропевания, мелодичности и гармоничного сочетания их с основными коленами песни.
- Вставные и переходные это самые малоценные колена песни, которые если и получают оценку в Оценочном листе, то не более 3 баллов.