Я понимаю, что задача оценить песню в целом крайне важна и она идёт именно через оценку музыкальности, но критерии должны быть, а если по каким-то характеристикам критерии неуловимы, то это всё - в область зрительских симпатий, а не оценки судей. Какими бы профессионалами они не были. Судья должен объяснить, почему выставлен именно такой балл, тогда не будет места предвзятости и неожиданности
Сергей, вы задаете, наверно, самый трудный вопрос. Проблема художественно-музыкальной оценки в том, что она включает в себя настолько большой комплекс критериев, некоторые из которых и вербализованы быть не могут (например, энергетика исполнителя, когда он притягивает и гипнотизирует слушателей), что именно поэтому ее невозможно поручить машине-компьютеру.
Пока нереально написать такую программу.
Я общался со многими членами жюри престижных музыкальных конкурсов. Не существует таких общеизвестных и описываемых простыми словами критериев, из которых можно было бы составить протокол. Есть УШИ экспертов, которые говорят "так себе", "хорошо", "отлично", "превосходно". И в большинстве случаев (бывают, конечно, исключения) мнения совпадают.
Если пытаться раскрыть все составляющие музыки, объяснить, почему она так влияет на наше сознание, надо писать не оценочную таблицу, а роман. Как это сделал Томас Манн в "Докторе Фаустусе".
Подтверждением достоверности оценок на наших весенних конкурсах является тот факт, что лучшие солисты оказываются одними и те же по мнениям самых разных жюри (бывало, что кенаров оценивали раздельно "классики", музыканты, орнитологи) и - по мнению зала.
Впечатление производимое на уши слушателей оказывается самым главным, хотя и плохо описываемым критерием. Который напрямую не зависит от количества и набора колен в песне.
Что хотелось бы использовать в качестве приема подсчета мнений, это некий удобный способ сбора информации среди сидящих в зале слушателей. В наших залах нет кнопок голосования. В отличии от зала Госдумы. А нанимать студентов - не самый лучший вариант.
Так что, я согласен, Сергей, насчет приоритета зрительских симпатий. Именно они, зрители-слушатели разводят и обучают пению канареек. И от них, в первую очередь, зависит ЧТО и КАК будет исполнять на конкурсе кенар.
Если сравнить их труд с композиторами, то многие из нынешних классиков, включая Баха, Чайковского, Шостаковича, сначала не принимались современниками. Не нравилась "новая" музыка. И лишь по прошествии времени ее оценивали по достоинству.