Fahrenheit » 22 фев 2014, 09:23 Обратите внимание на второй абзац ,где написано флейты и последнее предложение. Р.С. может после этой статьи не нужно уже и саунд форже ходить!
Тоже самое я посоветовал бы прочесть и трем авторам статьи про соловья ,ведь там почти что сходятся некоторые моменты. Да очень жаль пока. что я не могу еще выставить здесь сонограммы 9- черноголовок и наложить их пение друг на друга для сравнения. Думаю расхождения с написанным не будет.вот вам и план , вот вам и стабильность. Каждая птица сама себе режиссер и птицы все поют не одинаково ----- они пересмешники , к стати варакушка тоже. А кенара по моему тоже.
В весенней песне Черноголовки две части: длинное переливчатое и негромкое щебетание-приятный для нашего слуха говорок и следующий за ним звучный и вместе с тем бархатисто-мягкий свист в несколько сбегающих нот одной октавы - флейты. Говорок — это как бы песня для себя, которая не несет никакого оповещения для ближних. Поначалу он кажется просто набором звуков без определенной последовательности: лишь бы не молчать. Но затем в нем все яснее улавливаются те красивые звуки и созвучия, которые певец слышал в родном лесу от своих временных земляков — зяблика, зарянки, певчего и черного дроздов, соловья, пеночки-веснички, лесного конька. Но все заимствованное не поется, а напевается без той лихости и громкости, с которыми заливаются первые исполнители. Есть в говорке и что-то неузнаваемое: то ли импровизация, то ли то, что понравилось самцу на зимовке, у тамошних соседей. В говорке каждый старается во что горазд, высвистывая на свой лад песенки тех учителей, на которых в жизни ему повезло.
А вот флейту, которой часто заканчивается говорок, свистит словно бы совсем другая птица — с сильным, хорошо поставленным голосом. И в одном лесу, и в другом, и в третьем — у тысячи черноголовок флейта может быть одинаковой или почти одинаковой для нашего грубого слуха, но тысяча первая может закончить долгое журчание такими переливами, что оторопь возьмет: а не залетела ли в наши края какая-тозаморская знаменитость? Дважды довелось мне встречаться с черноголовками, чьи флейты были удивительно похожи на свист золотистой тимелии или китайского соловья, хотя исполнители и близко не летали от тех мест, где поют тимелии. И столь же редки черноголовки с двух-и даже трех коленной флейтой. Но флейта в три колена — это не простое троекратное повторение одного и того же напева, а четкое высвистывание трех мотивов, которые могут меняться местами. Она может начинаться низкой нотой и повышаться к середине. Интересно, кто способен на это в племени черноголовок: молодые самородки или достигшие предела возможного мастера? Однако страстные охотники до птичьего пения исстари искали черноголовок не столько с причудливой флейтой, сколько с наборным говорком. Но прослушать весь богатый набор свободно поющей птицы трудно, а то и невозможно: и ветер мешает, и другие певцы лесные, и сама славка на месте не сидит, перелетая верхом с дерева на дерево.
Чтобы насладиться ее пением вблизи и без помех, поначалу следовало найти тот куст, на котором самец начинал строить гнездо, и тогда певец выступит, как со сцены. Видимо, у черноголовок есть звуки, которые нельзя назвать птичьими. Значение их неясно, и произносятся они в коротких паузах между очень тихими и высокими свистами, более тонкими, чем писк пищухи или королька. Птица, чуть вскинув голову, довольно широко раскрывает клюв, из которого вместо звучного перелива вырывается чуть слышное с пяти шагов ≪сиии≫, словно сорвал певец голос на какой-то немыслимой ноте и тщится вернуть его снова. После этого ≪сиии≫ видно, что в славочьем горле происходит рождение еще одного звука, не слышного даже в полной тишине.....
Но именно из-за бузины прилетали в осенний сад лесные певуньи-черноголовки и дарили в приветливые дни позднего бабьего лета незатейливые мелодии первобытной природы. В этих звуках нет майской громкости. Порой они так тихи, что кажутся звуковым миражем: этакое незапоминающееся благозвучное плетение непонятных птичьих ≪слов≫, но без весенней флейты, которой так знамениты Черноголовки. Да и само поведение осеннего певца иное: пощипав ягод, птица прячется в еще густой листве и щебечет на одном месте, а не скачет беспрестанно с ветки на ветку, как весной и летом. Никаких лишних движений, никакой неприязни к другим самцам, кормящимся на том же кусте (самки к этому времени уже далеко). Наверное,это щебетание является признаком благодушного настроения, потому что поют Черноголовки на своих африканских зимовках.
Эти птицы спокойны и не боязливы, но как-то не любят быть на виду, и осенью порой только по случайно подслушанному говорочку можно узнать, что Черноголовки еще не улетели. Осеннее пение черноголовок лишь отдаленно похоже на весеннее, но знаток сразу поймет, что перед ним незаурядный талант, которым можно было заслушаться в майском лесу, потому что певцы так себе в эту пору помалкивают.
Многие любители нежной птицы ценят эту славку не ниже дроздов, соловья и юлы. И ценят не только за красивый голос, умение и особую мелодичность, но и за спокойный характер, доверчивость и сообразительность, способность к обучению даже словам, за элегантность наряда и ладную фигурку, хотя на первое место ставится конечно же певческий дар.
Фрагменты из книги "Певчие птицы" Леонида Семаго о черноголовой славке.
Аватар пользователя
Fahrenheit
Catcher
Сообщений: 271
Зарегистрирован: 18 фев 2014, 17:41
Откуда: г. Краснодар.
Страна: Россия.
Имя: Игорь.