Автор Тема: Словарь музыкальных терминов  (Прочитано 23480 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
ВЫСОТА ЗВУКА

Цитировать
Если малыша, - конечно такого, который слышал раньше, как играют на рояле, видел вблизи клавиши, - попросить изобразить на инструменте птичку, то он начнет быстро перебирать клавиши на правой стороне клавиатуры, чтобы получить высокие звуки. Если же ему нужно показать рев медведя, он подвинется влево и станет нажимать самые низкие, басовые клавиши. Вот мы и назвали уже слова низкие, высокие, характеризующие одно из основных свойств звука. Свойство это - высота. На рояле особенно хорошо в ней разбираться: очень наглядно. Нажмите клавиши слева, то есть "внизу". Нижними нотами условились называть самые "густые" звуки, что ли- Они - словно фундамент звучания, на котором возводится все музыкальное здание. Продвигайтесь постепенно вправо или, как привыкли говорить музыканты, "вверх" по клавиатуре. Действительно, возникает ощущение подъема, восхождения, просветления. Вот вы и услышали нижние и верхние звуки, услышали разницу между ними. А теперь откройте крышку рояля. Вы увидите, что струны в нем не одинаковы. Вы, конечно, заметили, что у рояля своеобразная форма, похожая на крыло. В соответствии с этой формой расположены его струны - слева длинные, чем дальше вправо, тем короче. Кроме того, те из струн, которые соответствуют нижним звукам - толстые, обвитые так называемой канителью, а верхние - тонкие. От длины и толщины струны и зависит высота звука, который на ней можно извлечь. Если попробовать сформулировать более общее правило, - то высота звука это результат частоты колебаний звучащего тела. А ведь частота и зависит от длины и толщины. Попробуйте натянуть нитку и дернуть ее пальцем: получится звук. А теперь сделайте то же с бечевкой. Услышали разницу? Высота звука - это его физическое свойство. Она поддастся измерению. Так, камертон (почитайте и о нем в этой книжке), издающий ноту ля первой октавы, дает четыреста сорок колебании в секунду. Вы, наверное, знаете, что человеческое ухо способно воспринять далеко не все звуковые колебания. Бывают звуки настолько высокие, что мы их не слышим, хотя некоторые животные их издают и, разумеется, воспринимают. Таким звукам соответствуют колебания свыше двадцати тысяч в секунду. Это уже область, называемая ультразвуком. Ультразвук используется в технике и медицине. Некоторые композиторы сейчас начали применять очень низкие звучания, практически тоже не воспринимаемые человеческим ухом как звуки. Они возникают при колебаниях менее шестнадцати в секунду. Вы спросите, зачем их применять, если они все равно не слышны? Дело в том, что эти очень низкие колебания - они называются инфразвуком, - хотя и не слышны, но все же воспринимаются нами. Они воздействуют на нервную систему, на психику, создавая ощущение беспокойства, страха. Только пользоваться ими нужно крайне осторожно, иначе они могут даже стать причиной несчастья. Высота звука записывается нотами на нотном стане. Для того, чтобы было удобно читать эти записи, изобретена система так называемых ключей. Об этом вы можете прочесть в рассказах "Нота" и "Ключ", найдя их в книжке далее, по алфавиту....


ГАРМОНИЯ

Цитировать
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шопот речки тихоструйной.
Это, конечно, Пушкин. "Разговор книгопродавца с поэтом", из которого заимствованы приведенные строки, был впервые опубликован в виде предисловия к первой главе "Евгения Онегина". А вот начало пушкинского же стихотворения "Красавица":

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей...
И еще один отрывок - слова Сальери из маленькой трагедии "Моцарт и Сальери":
...Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию...
Почему здесь приведены столь разные стихи? Что в; них общего? Одно только слово - гармония. Конечно, употреблено оно в разных значениях. Так что же оно означает? Греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность. Именно в смысле стройности, соразмерности, а значит и красоты употребил это слово Пушкин в стихотворении "Красавица". В первом цитированном отрывке значение слов иное: под гармонией подразумевается поэзия как искусство в стройных, соразмеренных формах выражать владеющие поэтом мысли и чувства. Близко к этому и значение, которое вкладывает в слово гармония Сальери в маленькой пушкинской трагедии. Недаром далее Моцарт произносит тост:
...за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
Только речь здесь идет уже не о поэзии, а о музыке. Но вспомните, как говорит Сальери: "Поверил я алгеброй гармонию...". В этой фразе заключен, благодаря слову алгебра, еще один смысл: научного, исследовательского подхода к искусству. И тогда возникает еще одно значение гармонии - как специального термина, определяющего одно из выразительных средств музыки. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий. С течением времени менялся характер и особенности всех музыкальных выразительных средств, в том числе и гармонии. Поэтому при ее изучении говорят о различных стилях - гармонии классической и романтической, гармонии джазовой и т. д. Кстати, этим же словом определяется и учебная дисциплина, которая изучает законы построения и взаимосвязи аккордов
.


ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА

Цитировать
Подойдите к роялю и быстро ударьте пальцем какую-нибудь клавишу. Ударьте так, чтобы палец отскочил, как мячик. Получится отрывистый, очень короткий звук. А теперь нажмите клавишу и держите палец на ней. Звук получится значительно более долгий, постепенно угасающий. Если вы одновременно нажмете правую педаль, то звук получится совсем длинный. Даже если палец убрать, он все будет гулко тянуться... Так вы познакомились с одним из основных свойств звука, которое называется длительностью и зависит от продолжительности колебания источника звука. Длительности в музыке обозначаются специальной системой значков. Основное обозначение - это целая нота, равная целому такту в четыре четверти. Целая нота делится на более мелкие доли: половинные или, попросту, половинки; четверти; восьмые; шестнадцатые и так далее. Если восьмые и более мелкие длительности попадаются по одной, их изображают вот так: . Есть и соответствующие по длительности значки для пауз-перерывов в звучании. Если длительность ноты или паузы нужно увеличить в полтора раза, к ней справа приписывают точку. Например, звук, который должен тянуться три четверти (то есть половину и четверть). Бывают и особые, "нечетные" длительности - триоли, квинтоли и т. д., то есть звуки, которых на одну единицу, например, половину или четверть, приходится, соответственно, по три, пять и т. д...

ИНТЕРВАЛ, ТЕРЦИЯ

Цитировать
Общепринятое значение слова интервал безусловно известно всем. Как указывает латинский "прародитель" слова - intervallum - это промежуток, расстояние. Мы часто встречаемся с ним в повседневной жизни. Например, на остановке автобуса написано: "Интервал в часы пик пять минут".
В музыке интервал - тоже расстояние. Но не во времени, а в высоте звуков. Подойдите к роялю или пианино, которое наверное стоит у вас в школе, Доме пионеров или клубе. Нажмите клавишу. Зазвучит какая-то нота. Повторите ее. В музыке это тоже считается интервалом - самым маленьким из всех возможных. Называется он прима (по-латыни prima - первая). Если нажать две расположенные рядом белые клавиши, получится следующий по величине интервал - секунда (secunda - вторая). Посмотрите внимательно на клавиатуру: между белыми клавишами в определенном порядке расположились черные. Кое-где две белые находятся рядом, а кое-где черная отделяет две белые друг от друга. Если между нажатыми вами белыми клавишами черной не оказалось, то расстояние между звучащими нотами - полтона. Эта секунда называется малой. Если же черная клавиша между ними есть, то расстояние между двумя звуками вдвое больше - два полутона или целый тон. Эта секунда называется большой. Если нажать клавиши через одну белую (тогда между ними окажутся еще и одна или две черных), то зазвучит красивый, благозвучный интервал терция (tertia - третья). В зависимости от расстояния в полтора или два тона (теперь уже вы сами можете это подсчитать) терция получится малая или большая. Именно по терциям часто располагаются звуки в аккордах. Следующие интервалы называются кварта (четвертая), квинта (пятая), секста (шестая), септима (седьмая), октава (восьмая). Октава - очень важный интервал. Существует октавная периодичность звуков. Восьмой повторяет первый, но звучит октавой выше. Поэтому и названий звуков всего семь - до, ре, ми, фа. соль. ля, си,.. а дальше снова до, ре... Нижний звук каждом интервале называется основанием, верхний - вершиной. Как вы уже заметили, интервалы отличаются один от другого не только своей шириной (она определяется названием), но и качеством (то есть, какой он). Некоторые интервалы бывают большие или малые, другие - чистые, уменьшенные и увеличенные. Впрочем, увеличенными могут быть все интервалы без исключения, а уменьшенными все, кроме примы, которой уменьшаться некуда. Существуют интервалы и больше октавы. Они называются составными: это, например, нона (секунда через октаву), децима (терция через октаву) и др. Звуки, составляющие интервал, могут быть взяты последовательно, один за другим. Тогда получается мелодический интервал. Если же извлечь оба звука одновременно, получится гармонический интервал....

ЛАД

Цитировать
Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито... Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке? Оказывается, самое непосредственное. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится!
Однако, слово лад - не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их огласованность, слаженность. Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите, что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому, что, допустим, не "уложились" все слова или не закончилось движение танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются ло-разному. Одни - как устойчивые. На них можно остановиться подольше, вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни, раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя: они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к устойчивому, опорному звуку. Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом. Основной звук лада - самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых - тоника, - называется тоническим трезвучием. Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. В основе мажора - тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу - большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе "Интервал"), а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Можно сыграть мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.
В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение - оно нам еще понадобится). А тональность... Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня закончилась, и учительница говорит: "Хорошо, в ре мажоре у вас получилось (ре мажор - значит, самый устойчивый, основной звук песни - ре, а в аккомпанементе самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, - ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте попробуем спеть ее немного повыше". Дает "настройку": несколько аккордов в ми мажоре, чтобы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности. Мелодия та же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше, чем раньше. И основной устойчивый звук песни - теперь не ре, а ми. И поэтому закончилось все ми-мажорным аккордом. Значит, тональность это высота лада, высота, на которой он расположен. Иногда ее называют - ладотональность. Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука - тоники - до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада - минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезву-чие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника - это I ступень. Мажор и минор - самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками расстояние - целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного. Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном - шесть ступеней. Есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente - пять, tonos - тон) - это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней....

КАДЕНЦИЯ.
Цитировать
Если вам придется слушать - в концертном зале или по телевизору - концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. Кзаключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть. Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения.
У слова "каденция" (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина
....

МЕЛОДИЯ

Цитировать
"Душой музыкального произведения" назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как "самую существенную сторону музыки" определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия - "главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без нее все бледно, мертво, несмотря на самыепринужденные гармонические сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки", - писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А. Серов.
Греческое слово "melodia" означает пение песни и происходит от двух корней - melos (песнь) и ode (пение). В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. Есть и сочинения, носящие название "Мелодия", например, "Мелодия" С. Рахманинова. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка, различные приемы полифонического письма....
« Последнее редактирование: Февраля 02, 2012, 19:36:06 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #1 : Февраля 02, 2012, 19:37:12 »
МОДУЛЯЦИЯ

Цитировать
От латинского слова "modulatio", что дословно означает соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в переводе - переливы голоса. В теории музыки слово "модуляция" означает переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными, постепенными; могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной тональности, то такая модуляция называется отклонением.
Модуляция - очень важное, яркое и красочное выразительное средство музыки.
ОБЕРТОН

Цитировать
Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками); в реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются негармоническими.

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как правильными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неправильными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется Натуральным (обертоновым) звукорядом.
ТЕМБР

Цитировать
Ярко, радостно, звонко поют трубы. У валторны звук мягкий и сочный. Голос фагота - густой, грубоватый, иногда чуть ворчливый. Скрипка, королева оркестра, звучит нежно и трепетно. А флейта заливается, словно прекрасная певчая птица. Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Чем же отличаются их голоса?Оказывается - тембром.
Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково; однако разница есть не только в высоте, но и в тембре звучания). Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений. Вы можете прочитать об этом в рассказе об инструментовке....

ТРЕЛИ

Цитировать
Часто встречаются в музыке разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare - дребезжать, коле..ть. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой длительности указана нота.

УНИСОН

Цитировать
Итальянское слово "unisono" означает однозвучный и произошло от латинских unis - один и sonus - звук. Так называют слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. Например, когда вы хором поете одноголосную песню, вы поете ее в унисон. При унисонном звучании между составляющими его голосами или инструментами возникает интервал прима....


ТОНАЛЬНОСТЬ

Цитировать
тональность это высота лада, высота, на которой он расположен. Иногда ее называют - ладотональность. Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука - тоники - до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор... Вот и появилось у нас название еще одного лада - минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезву-чие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника - это I ступень. Мажор и минор - самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками расстояние - целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного. Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном - шесть ступеней. Есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески pente - пять, tonos - тон) - это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней....
« Последнее редактирование: Августа 17, 2012, 12:11:28 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #2 : Февраля 03, 2012, 09:29:01 »
Роман Николаевич, почему-то ни слова про любимый Янковским ОБЕРТОН, ему и так не хорошо, а  от вашей КАДЕНЦИИ совсем худо станет. Под обертоном, я  бы подписал все что вы процитировали  про ТЕМБР.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #3 : Февраля 03, 2012, 10:25:23 »
Роман Николаевич, почему-то ни слова про любимый Янковским ОБЕРТОН, ему и так не хорошо, а  от вашей КАДЕНЦИИ совсем худо станет.

Доктор, про обертон тоже есть, только, наверно не все по алфавиту. Он после "модуляции" перед "тембром".  :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #4 : Августа 14, 2012, 01:46:41 »
Легато:

Цитировать
ЛЕГАТО (итал. legato - буквально - связно, плавно), в музыке - плавный переход одного звука в другой; один из основных приемов исполнения (см. Артикуляция). В нотном письме обозначается лигой или словом legato.

Музыкальная артикуляция

Цитировать
Термин звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии (кантилена, партаменто, маркато, легато). Звуковедение вместе с голосообразованием входит в понятие вокальной техники.
Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции (articulo(лат.) – расчленяю). Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:
1.      как работа органов речи, направленная на произнесение звуков;
2.      как одно из средств осуществления фразировки;
Музыкальная и речевая атикуляция объединены естетвенно в пении. Хормейстер может работать в отдельности в каждой из них.
Штриховая техника является элементом артикуляции. Шкала степеней слитности и расчлененности условно разделяется на 3 зоны:
1)       слитность звуков              – legato;
2)       расчлененность звуков    – non legato;
3)       краткость звуков               – staccato;

Кантилена

Цитировать
(итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность музыки, напевность её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра[1].

Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь "кантилену", а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не отвечает требованиям "певучести". Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время "затухания" звучания аккорда превышает 30 секунд, то "кантилена" есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён "кантилены" и является продуктом "второго сорта".


Бельканто

Цитировать
Бельканто - (итал . bel canto, букв. - прекрасное пение), вокальный стиль (возник в Италии в 17 в.), отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью колоратуры.



Колоратура

Цитировать
По-итальянски «coloratura» - значит украшение. Украшения в музыке - это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них «музыкальные орнаменты», которые расцвечивают основную мелодию арии или - реже - романса.

Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого высокого, легкого и подвижного женского голоса - колоратурного сопрано. Так, все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» или арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Но бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов. Например, ария дона Базилио «Клевета» в опере Россини «Севильский цирюльник» написана для баса, но богато «изукрашена» колоратурами.

Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов. Итальянские певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать вокальную музыку разными украшениями. В XIX веке эта традиция отчасти сказалась и в сочинениях композиторов других стран,

Встречаются колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова колоратурные пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение дочери Мороза и Весны. А в романсе Алябьева «Соловей» колоратура подражает птичьим трелям.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #5 : Августа 14, 2012, 09:52:14 »
 Рома, а вот теперь опиши что такое трель и тремоло у музыкантов.  И правильно ли термин ТРЕЛЬ мы применяем для птичьего пения. Только термин чередование , который  , я думаю, ты будешь сейчас использовать, надо  правильно понимать. Вникните в определение.  Вот вам такое тремоло....

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #6 : Августа 14, 2012, 11:24:25 »
... опиши что такое трель и тремоло у музыкантов.  И правильно ли термин ТРЕЛЬ мы применяем для птичьего пения.

Женя, спасибо за словечки!

Тремоло

Цитировать
Тремоло (дрожание) - быстрое повторение одной и той же ноты или быстрое чередование двух нот, имеющих между собой расстояние более секунды. В Т. не выписываются все его ноты, а ставится одна нота - целая, половинная или четверть, составляющая сумму мелких нот Т. Под этой нотой ставится ребро длительности, обозначающее длительность каждой мелкой ноты Т. В Т. из двух чередующихся нот сумма длительности этих нот вдвое меньше самой длительности Т.; напр. Т. из двух целых нот имеет длительность в одну целую ноту, из двух половинных - в одну половинную, из двух четвертей - в одну четверть. Т. применяется на клавишных, струнных и духовых инструментах, на смычковых преимущественно применяется Т. на одной ноте, происходящее от быстрого движения смычка вверх и вниз. Т. из двух чередующихся нот, называемое Т. legato, применяется реже; оно гораздо мягче первого. На фортепиано чаще применяется Т. legato. Т. ввел в оркестр итальянский композитор Монтеверде.


Трель


Цитировать
Трель или триллер - быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду большую или малую. Первая нота называется главной и по отношению к гармонии - гармонической, вторая - вспомогательной. Обыкновенно вспомогательная нота стоит выше главной. Т. обозначается в нотном письме сокращенно буквами tr., которые ставятся над главной или гармонической нотой, вторая же, вспомогательная, подразумевается. Длительность Т. зависит от длительности главной выписанной ноты. Число чередующихся тонов в Т. неопределенное. Если вспомогательная нота должна иметь случайный хроматический знак, то его ставят над главной нотой под tr.
Если Т. должна состоять из главной и вспомогательной нижней, то перед главной ставят эту нижнюю в виде форшлага. При окончании Т. с верхней вспомогательной нотой берут нижнюю вспомогательную и возвращаются к главной. При Т. с нижней вспомогательной нотой прием окончания обратный, т. е. берут после главной верхнюю вспомогательную и возвращаются к главной. Такой прием называется заключением Т. Т. может быть продолжительной и короткой. В последнем случае она называется укороченной Т. (Pralltriller). Короткая Т. в быстрейшем исполнении называется мордан. Т. применяется в двух и даже трех голосах (двойная, тройная Т.)
Быстрое чередование двух нот, имеющих расстояние более чем в две ноты, называется тремоло.



МЕЛИЗМЫ


Цитировать
Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках -- фижмах -- со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения -- мелизмы. Греческое слово «melisma» означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста -- конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag -- предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной ноткой, написанной перед той, к которой она относится. Часто встречаются в музыке разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare -- дребезжать, коле..ть. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой длительности указана нота. Существуют и другие виды мелизмов -- группето, морденты простые, двойные и перечеркнутые.



Ритм


Цитировать
Ритмом называется организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.


Звук


Цитировать
3вук как физическое явление представляет собою колебательные движения какого-нибудь тела — источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т. д), создающего звуковые волны (периодические сгущения и разрежения а воздухе)
Действие звуковых волн на органы слуха, передающееся через слуховой нерв в головной мозг, порождает ощущение звука. Таким образом, источник звука, звуковые волны и работа слухового аппарата существуют объективно.
Общая цепь явлений такова: колебания источника звука — звуковые волны — воздействие звуковых волн на органы слуха — передача принятого слуховым нервом раздражения в головной мозг.
В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки могут служить материалом для музыки.
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают особыми свойствами; они отобраны и организованы в определенную систему, выработанную в процессе многовекового развития музыкальной культуры и служащую для выражения музыкальных мыслей, музыкальных образов.



Свойства и качества звука


Цитировать
Свойствами звука называют объективно присущие ему физические особенности, а именно — частоту колебаний, их продолжительность, амплитуду и состав колебаний (в смысле сочетания простейших колебаний в данном сложном).


Отражение физических свойств звука в наших ощущениях есть качества звука. К качествам относятся — высота, длительность, громкость и тембр. Рассмотрим качества звука по отдельности, в связи с порождающими их физическими свойствами. Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний.  Чем чаще колебания — тем выше звук; чем реже колебания — тем звук ниже. Высота может быть выражена с разной степенью ясности. Поэтому звуки разделяются на две группы: 1) звуки, имеющие ясно выраженную высоту, и 2) звуки, не имеющие ясно выраженной высоты.
Человеческий слух способен воспринимать различие в высоте (приблизительно) от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Однако в музыке используются, главным образом, звуки, имеющие ясно выраженную высоту в пределах (приблизительно) от 16 до 4 000 колебаний в секунду. Такое ограничение связано с практикой человеческой речи и пения, причем в речи и пении используются звуки в еще более узких пределах. Теория музыки занимается почти исключительно звуками, имеющими ясно выраженную высоту.
Звуки, не имеющие ясно выраженной высоты, производимые различными шумящими и звенящими инструментами, применяются в музыке ограниченно. Такие звуки изучаются в разделе ударных инструментов курса инструментоведения и оркестровки.
Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения.
Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний. Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука.
Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одного человека от голоса другого, звук одного инструмента от звука другого и т. п.
Каждый звук представляет собой не один простои тон, а сочетание многих тонов, которые возникают потому, что источник звука колеблется не только целиком, но одновременно также и по частям (половинам, третям, четвертям, пятым и т. д), колеблющимся каждая в отдельности
Источник звука, колеблющийся целиком, производит основную частоту, наиболее слышимый звук, кажущийся единственным. Вторые части (половины) производят звук с частотой вдвое большей, чем основная; третьи части — втрое, четвертые части — вчетверо большей, чем основная, и т. д. В результате таких сложных одновременных колебаний и возникает звук сложного состава.
Все данные составные части сложного звука называются частичными тонами или обертонами.
Номер каждого обертона, взятый как знаменатель дроби с числителем 1, означает, какой частью источника звука он издается.
Иллюстрацией данного явления служит следующий опыт При открытой крышке рояля (пианино для этого опыта не пригодно) палец ставится на одну из границ между равными (1/2, 1/3 и т. д.) частями струны (найти такую границу можно передвижением пальца). Звук, извлекаемый при этом нажатием клавиша, соответствующего данной струне, и будет обертоном.
Тембр (окраска) зависит от трех обстоятельств. 1) какие из принципиально возможных для каждого звука обертонов есть на самом деле; 2) какие из них звучат громче других; 3) в каком порядке они (обертоны) появляются.
Элементарная теория не изучает тембровую сторону музыки. Этим занимаются инструментоведение и оркестровка.
Описанные выше четыре качества проявляются непременно в каждом звуке, а следовательно, и в сочетаниях ряда звуков, служащих для выражения музыкальных мыслей, образов
.


«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #7 : Августа 14, 2012, 12:01:16 »
Еще один вариант слова "мелодия".

Мелодия


Цитировать
Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метро-ритмическом отношениях.
Музыкальное содержание может быть передало одной мелодией .без сопровождения. Одноголосные музыкальные произведения бывают с текстом (песни) и без него (инструментальные мелодии). При наличии текста содержание мелодий раскрывается значительно ярче. Примером таких одноголосных мелодий служат народные песни и танцы. Содержание их чрезвычайно разнообразно. В них отражены переживания и думы народа, его жизнь.
Произведениям народного творчества свойственно также двухголосие и многоголосие. Но, независимо от числа голосов (подголосков), основная мелодическая линия выделяется на фоне общего сочетания голосов.
Народные песни нашей многонациональной страны составляют неоценимое мелодическое богатство. Мелодический склад песен соответствует их разнообразному сюжетному содержанию. Кроме того, песни разных национальностей, как и танцевальные мелодии, отличаются друг от друга характерными для них мелодическими оборотами. Как говорят, носят свой национальный колорит.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #8 : Августа 14, 2012, 12:49:23 »
опиши что такое трель и тремоло у музыкантов.  И правильно ли термин ТРЕЛЬ мы применяем для птичьего пения.?
[/quote]



Цитировать
Тремоло (дрожание) - быстрое повторение одной и той же ноты




Цитировать
Трель или триллер - быстрое чередование двух соседних нот,

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #9 : Августа 14, 2012, 13:13:06 »
Женя, в начале предыдущего поста подробно.
Еще проконсультировался у Стрельниковой.
"Трель" в музыке - совсем не то, что мы называем трелями певчих птиц.
Частое повторение одной ноты в музыке именуется "репетиция".
То есть, россыпи-овсянки, юлиные раскаты - по-музыкальному - репетиции.
"Тремоло" - это частое повторение двух нот. Наверно, ближе всего
к нашим "бубенцам" ("Быстрое чередование двух нот, имеющих расстояние более чем в две ноты, называется тремоло").
Да, чтобы не путаться: "большая секунда" в музыке - это тон, а "малая секунда" - полтона.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #10 : Августа 14, 2012, 13:32:21 »
Еще проконсультировался у Стрельниковой.
"Трель" в музыке - совсем не то, что мы называем трелями певчих птиц. (???!!!)
Тогда получается, что термин "трелевые колена"  не совсем грамотно ( с точки зрения музыкантов) применён в описании песни.

 
« Последнее редактирование: Августа 14, 2012, 13:59:13 от Чибизов Е.А. »

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #11 : Августа 14, 2012, 19:21:43 »
...получается, что термин "трелевые колена"  не совсем грамотно ( с точки зрения музыкантов) применён в описании песни.

Это да, но есть ведь и другой момент. Названия колен канареечной песни формировались в своем узком мирке,  очень далеком от музыковедения.
И переходить сразу на музыкальную терминологию нельзя, большинство канароводов просто ничего не поймут, только обидятся и рассердятся.
Постепенно, в меру необходимости раскрытия критериев музыкальной оценки - можно.
Вот Доктор ругается, что я ввел в описание запевки термин "терция". Но как людям объснить, что нитки должны звучать не диссонансом, а "в терцию" или еще более правильно - "консонансом", то есть, быть созвучными, гармоничными:)


Терция

Цитировать
Тон, отстоящий от принятого за исходный на две ступени вверх или вниз.

Музыкальн. третья нота; третья степень звука, от начальной.

Т'ЕРЦИЯ , терции, ·жен. ( ·лат. tertia - третья). 1. Третья ступень диатонической гаммы ( муз. ). В гамме до мажор терцией является ми. | Тон, отстоящий от принятого за исходный на две ступени вверх или вниз. Терцией вверх от соль является си. Взять терцию. 2. Музыкальный интервал, верхняя ступень которого отстоит на две ступени от нижней, является третьей по отношению к нижней ( муз. ). Малая терция (в которой расстояние между нижней и верхней ступенью составляет полтора тона). Большая терция (в которой расстояние между нижней и верхней ступенью составляет два тона).

Унисон

Цитировать
УНИСОН а, м. (спец.). Созвучие из двух или нескольких звуков одинаковой высоты, воспроизводимых разными голосами или инструментами. … Действовать в унисон.

Диссонанс

Цитировать
Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу) - звучание тонов, "не сливающихся" друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, т. е. с какофонией).

Консонанс

Цитировать
Консонанс (франц. consonance, от лат. consonantia - слитное, согласное звучание, созвучие, гармония) - слияние в восприятии одновременно звучащих тонов, а также созвучие, воспринимаемое как слияние тонов.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн GESHA13

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 321
  • GESHA13
  • Населённый пункт: Украина.г.Мариуполь
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #12 : Августа 14, 2012, 20:46:37 »
Мне не понятно, для кого эта музыкальная азбука?, если для канароводов, то действительно не поймут ни то, что некоторые, а в принципе все. Это термины которые относятся чисто к музыкальной композиции и я думаю, что сравнивать или сопоставлять в канареечном деле - это не нужно. Хотя для общего развития - это хорошо. Но опять -же будут ли вникать в эту терминалогию канароводы?
Всем удачи!.

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #13 : Августа 15, 2012, 02:46:24 »
... будут ли вникать в эту терминалогию канароводы?

Ученье - свет, а неученье - тьма!  :)
Множество новых слов в теме - это пока просто попытка набрать тот максимум, из которого впоследствии сделаем музыкально-канареечный терминологический минимум.
Насильно никого учить не собираюсь, да и сам  пока  учусь и отчасти вспоминаю прогулянные уроки сольфеджио.
То, что музыкальная грамота рано или поздно поможет всем нам разобраться в тонкостях канареечной песни, в этом не имею ни малейших сомнений!
« Последнее редактирование: Ноября 26, 2014, 01:14:26 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: Словарь музыкальных терминов
« Ответ #14 : Ноября 26, 2014, 01:13:34 »
Ноты

были изобретены итальянцем Гвидо д'Ареццо. Вот их значения, перевод с латыни.

Do – Dominus – Господь;

Re – rerum – материя;

Mi – miraculum – чудо;

Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – небеса.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com