Автор Тема: Расшифровка музыкальных терминов.  (Прочитано 9605 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4019
  • Населённый пункт: Москва
Гармония в музыке.

Цитировать
Почему диссонанс в музыке бьет не по тем струнам в мозгу ("Nature", Великобритания)
Похоже, что общее неприятие дисгармонии вызвано математическими отношениями обертонов
Филип Болл (Philip Ball)


Многим людям не нравится грохочущий диссонанс композиторов модерна - таких, как Арнольд Шенберг (Arnold Schoenberg). Но откуда такие проблемы с неблагозвучием? Давно уже считается, что негармоничные музыкальные аккорды содержат звуковые частоты, которые накладываются друг на друга и в результате вызывают у нас нервозное состояние. В новом научном исследовании излагается предположение о том, что на самом деле мы предпочитаем гармоничные аккорды по другой причине, которая связана с математическими отношениями между различными частотами, формирующими звук.

Нейробиолог из Монреальского университета Квебека Марион Кузинье (Marion Cousineau) вместе с коллегами проанализировала эти объяснения предпочтительного отношения к благозвучию и дисгармонии, сравнив ответы контрольной группы людей с нормальным слухом и людей с амузией (так называется утрата способности воспринимать музыку и различать музыкальные тона).

Неприятные звуки

Грубо говоря, гармоничные аккорды состоят из оттенков, которые все вместе «звучат приятно». Диссонантные аккорды - это такие сочетания, которые звучат резко и создают дисгармонию. Причина, по которой нам нравятся одни музыкальные звуки и не нравятся другие, давно уже является загадкой как для музыкантов, так и для ученых, занимающихся проблемами познания.

Часто звучит предположение о том, что у человека врожденное предпочтение к гармонии и неприязнь к диссонансу. По этой причине некоторые приходят к выводу, что музыка с большим количеством неблагозвучных аккордов - это нарушение закона природы, и поэтому она плохо звучит. Другие же, включая самого Шенберга, утверждают, что диссонанс - это просто условность, и что мы можем научиться его любить.

Вместе с тем, давно уже считается, что существует психологическая причина, по которой некоторые виды диссонанса режут слух. Два близкие по частоте тона вместе создают «биение». То, что мы слышим, - это один тон, громкость которого то усиливается, то уменьшается. Если частотная разница находится в определенных пределах, быстрый ритм создает дребезжащий звук, который мы называем резким. Отвращение к таким резким звукам, похоже, совпадает с общей неприязнью к таким интервалам, как малая секунда.
Клавиши
©  www.bpm-music.com
Клавиши

Но когда Кузинье с коллегами попросила людей без музыкального слуха оценить степень приятности целой серии интервалов, они не увидели вообще никаких различий между ними. В отличие от них, люди с нормальным слухом назвали очень неприятными малые интервалы (малые секунды и большие секунды, такие как C–D) и большие, но субоктавные интервалы (малая септима (C–B минор)) и большая септима (С-В).

Дисгармония

Затем ученые проверили, как обе группы относятся к биениям. Они обнаружили, что люди немузыкальные их слышат, и они им не нравятся точно так же, как и контрольной группе. Так что последняя группа невзлюбила диссонансные интервалы по какой-то другой причине.

Похоже, что предпочтения возникают из так называемой гармоничности консонантных интервалов. В нотах содержится много обертонов - частот, которые кратны целым числам базовой частоты в ноте. В консонантных интервалах обертоны двух нот имеют тенденцию совпадать, как кратные целых чисел, в то время как у диссонантных интервалов такого нет: они больше похожи на нерегулярные обертоны для «негармоничных» звуков - таких, как удары по металлу.

Контрольная группа отдала предпочтение консонантным интервалам с обычными отношениями гармоник, но не с «искусственными», в которых обертоны немного смещаются, создавая дисгармонию, а базовые тоны остаются те же. Люди с амузией не услышали различий между ними: похоже, они нечувствительны к гармоничности.

Соавтор исследования Джош Макдермотт (Josh McDermott) из Нью-Йоркского университета ранее сообщал, что гармоничность важнее биений для неприятия диссонанса нормальными слушателями. В новой работе он со своими коллегами утверждает, что невосприимчивость к гармоничности и диссонансу у людей с амузией подтверждает его тезис.


Музыкальный психолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего Диана Дейч (Diana Deutsch) говорит, что эта работа может представлять интерес для изучения амузии. Однако она сомневается, что ее результаты могут добавить что-то существенное к нашему пониманию нормального музыкального слуха. В частности, она не уверена, что эти выводы выживут в контексте нашего повседневного прослушивания музыки, когда у людей возникают порой противоположные предпочтения. «Рок-группы часто специально вводят в свою музыку дребезжащие и диссонантные звуки, что вызывает восторг у слушателей», - говорит она.

Психолог Сандра Трегуб (Sandra Trehub), работающая в Университете Торонто, согласна с ней, и говорит, что во многих музыкальных традициях диссонанс и резкие звуки ценятся весьма высоко. «Трудно представить себе фольклорную традицию, которая основана на чем-то изначально негативном», - отмечает она.

Но как подчеркивает Макдермотт, эти результаты отнюдь не говорят о том, что в любви к гармонии есть нечто врожденное. Он считает, что здесь большую роль играет познание. «Необходимы иные подходы, чтобы найти ответ на вопрос о врожденной любви к гармонии», - заявляет он.
http://www.nature.com/news/why-dissonant-music-strikes-the-wrong-chord-in-the-brain-1.11791
« Последнее редактирование: Октября 02, 2014, 13:26:45 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1044
  • Населённый пункт: запорожье
Пульсация    в  музыке    ----это  темпо-ритм .

Оффлайн GENNADY CHEPULSKY

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 927
  • НЕ ПУХА - НИ ПЕРА!
  • skype: GENRIX5620
  • Населённый пункт: Донецкая обл. г.Мариуполь.
Саша, ты скор о дагонишь Скибневского по определению различных музыкальных терминов, а долго приходится все это искать в инете и самое главное ЗАЧЕМ?, ты что думаешь если канароводы услышат что такое  : ПИАНО, ПИАНИСИМО, ЛЕГАТО, ТРЕМОЛО, КРЕЩЕНДО, ФОРТЕ  и так далее,  то у нас все пойдет как по маслу, мы вооружимся этими терминами и понятиями и начнем это применять в канареечном деле и у нас канарейка запоет как мы задумали , все это применимо к исполнению в музыке и песне, а канарейка просто пересмешник, то что мы ей задали своей программой минимума - то она должна петь, но не всегда это осуществимо к сожалению. Ну конечно это твое дело показывать что ты всесторонне развитый человек и все знаешь и понимаешь, это только тебе плюс, только не нужно я думаю надевать рубашку музыкальных терминов на канарейку. Можно просто назвать к примеру, что канарейка поет то или иное колено в высоком, среднем или низком регистре или исполняет колено с повышением или понижением тона  и это будет понятно и доступно всем, а то что вы говорите о таких понятиях которые люди в первые слышат, так мне кажется, что это просто ........., а дальше точки о которых просто можно догадаться и приходится мне теперь это делать , дабы не попасть в немилость .......

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4019
  • Населённый пункт: Москва
Гена, вот ты задаешь вопрос "зачем?"
Попытаюсь ответить на примере. Бывает такое, что на свет рождаются слепоглухие дети. Которые не видят и не слышат. Они как цветок в горшке: поливать (кормить) - будут жить. Не поливать - засохнут (умрут).
Но вот в прошлом веке группа психологов задалась целью социализировать таких детей. Ввести их в мир с помощью оставшихся органов чувств - осязания, обоняния, костной проводимости (восприятие звуков).
И этот эксперимент превзошел все ожидания. Из этих детей выросли образованные люди. Они стали поэтами, писателями, учеными. Ни в чем не уступающие, а чем-то и превосходящие своих совершенно здоровых сверстников.
Теперь второй пример. Существует отклонение в зрительном анализаторе называемое дальтонизмом. Люди не различают определенные цвета. Это проверяется, в частности, при получении водительских прав.
Так вот, сейчас не могу сослаться на исследования, но совершенно точно, что многие люди не только не обладают музыкальным слухом, но и плохо различают определенные звуковые частоты. Такой своеобразный "слуховой дальтонизм".
Теперь вывод. Уж если слепоглухих детей научили читать, писать, говорить и т.д., то вполне реально научить людей грамотно распознавать звуки, даже если у них нет к этому врожденных способностей. И делать это можно лишь с помощью обучения. Наука восприятия и распознавания звуков наиболее продвинута именно в музыке.
Поэтому музыкальное образование может помочь даже таким людям, которым "медведь на ухо наступил".
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1044
  • Населённый пункт: запорожье
  Геннадий  .  Гнаться  за  хозяином  этого сайта  я  не  собираюсь  и не  собирался  .  Здесь пишут  все  на  разные  темы ,Вы  в  том  числе , даже  пели  романсы  я  же  на  это  не  обращал  особого  внимания .  а  тихо  слушал   Ваше  пение   "ридна  маты  моя  "  и  сам  подпевал .  понимаете  я    не  имею  музыкального  образования  но  вот  хоть  по  понятиям  как  говорят  пытаюсь   разобраться .  А  все  дело  в   том   ,что  Вы  хотите  сказать  многие  понимают  вот  так  запросто . что  такое  пульсация  ---я к  примеру  сомневаюсь .  Вот  поэтому  и  решил  сам  узнать .  что  к  чему    и  с  другими  поделиться .  Канарейка  поет  ---а     это  ,что  по  Вашему ,звук  от  пылесоса  (хотя   это  тоже  звук)   Геннадий  каждому  свое  (  а  курци  просо)  есть  такая  поговорка .  Я  не  пойму  почему  Вас  смутило    слово  тэмп  и  ритм   ,  а  не  слово  пульсация  в  определении  терминологии  пения  кенаров  по  стандарту.?   А  Скибневскому  Р.Н . если  еще  не  сказали  спасибо  за  понятия  о  музыке  , то  в  скором  времени  скажут  и  еще  как  скажут !!!

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4019
  • Населённый пункт: Москва
Саша, спасибо за поддержку. Сегодня мы с Доктором говорили о природе звучания голоса канареек. И встает интересный вопрос, есть ли в канареечном пении чистые свисты или все они "рассыпного" характера?
Пока что больше склоняемся ко второму. То есть, все "флейты", по сути, скорее, имеют пульсирующий характер звучания. В отличие от того, например, как мы слышим флейту иволги, певчего дрозда, шамы и других более крупных птиц (того же попугая жако). Я попросил нашего звукорежиссера Виноградова посмотреть характеристики звучания на компьютере. Чтобы разобраться наконец-то, есть ли различия между юлой и овсянкой. И если да, то в чем они заключаются. Будет у него время - сделает.
В том, что к пению птиц надо подходить с музыкальными мерками, я убедился уже давно. В начале музыки, созданной человеком, было именно птичье пение. И даже первый музыкальный инструмент -флейта- была сделана из полой косточки птичьего крыла.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн GENNADY CHEPULSKY

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 927
  • НЕ ПУХА - НИ ПЕРА!
  • skype: GENRIX5620
  • Населённый пункт: Донецкая обл. г.Мариуполь.
Ребята-коллеги -мужи-аксакалы и все не равнодушные к канарейки , дерзайте ищите спорьте, доказывайте, и не обижайтесь, я ведь высказал свою позицию не с целью пчелки или тарантула, а просто думаю, что очень маленький просто думаю, что маленький процент канароводов полезет в словарь Даля или инет изучать нотную грамоту или музыкальные термины, может я и ошибаюсь, дай бог, но мне так кажется. Вот как то давичи , лет так около двух, при рассмотре колен песни русской канарейки многоуважаемый Доктор спросил: А что такое слово на тонах, и я был немного удивлен, что он не знает что это такое, но Александр Владимирович прожил не один десяток лет, а не знал этого термина, а что тут говорить о молодежи, кто из них будет в это вникать, ладно прошу прощение за мои мысли вслух, может я и ошибаюсь.

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com