Форум Фонда поддержки русской канарейки
Конкурсы пения => Современный подход к оценке пения => Тема начата: doctor от Июля 03, 2012, 14:47:23
-
Уважаемые форумчане и канароводы, в последнее время активно ведутся дискуссии на тему основ канароводства, принципов обучения и оценки пения. Надо сказать, что все эти темы не новы и периодически возникают, когда встают вопросы о систематизации знаний и стандартизации подходов к формированию представлений о русской певчей канарейке. В этой связи, а так же вследствие того, что в дискусскии начинают принимать все новые и новые участники, не мешает напомнить предыдущие наработки в отдельной теме.
-
Хочется начать обсуждение со статьи нашего известного методолога Евгения Васильевича Малаханова. В своих статьях и методических рекомендациях, изданных ранее ФПРК, он всегда во главу угла ставил вопросы единого понимания проблемы, позволяющего вести нормальную дискуссию и продвигаться на этой основе вперед.
О терминологии в канароводстве
В литературе по канароводству, как и в литературе по другим отраслям науки и техники, широко применяется своя терминология, в которой порой трудно разобраться без посторонней помощи несведущему человеку. Но, если в научной литературе практически в каждой книге выделяется специальная глава, посвященная определению применяемых в тексте терминов, то в большинстве книг о канароводстве такая глава, как правило, отсутствует. Отсюда нередко идет разночтение и непонимание сути излагаемого. Небрежность в использовании терминов приводит к недоразумениям и путанице. Иногда, из-за разного понимания терминов, канароводам даже трудно понять друг друга.
Особенно важна ясность в употребляемых терминах при описании песни канарейки, наиболее важного вопроса в среде канароводов. Трудно найти взаимопонимание, если между слушателями нет единства в понимании основных терминов. Такое непонимание нередко приводит даже к ссорам между канароводами. Трудно говорить о песне канарейки, если каждый из канароводов пользуется своим набором характеристик. Это касается таких терминов как «колено», «тур», «брак», «диссонансы», «плановость», «устойчивость песни» и др. Термины часто смешиваются между собой, один подменяется другим. Термин «колено» подменяется термином «тур». Термины «брак» и «диссонанс»» употребляются как синонимы.
Все это является серьезным препятствием в развитии канароводства.
Чтобы навести порядок, попробуем дать определения наиболее часто встречающимся терминам. Некоторые канароводы могут не согласиться с такими определениями. Но в интересах дела иногда следует принимать и волевые решения. Мы бы предложили прекратить дальнейшие обсуждения и споры вокруг терминологии и остановиться на данных определениях.
Терминология
Песня – это связное, относительно непрерывное воспроизведение звуков, выстроенных в определенную повторяемую композицию и сформировавшуюся в результате генетической предрасположенности птицы к воспроизведению определенных звуков и обучения.
Песня в музыкальном плане состоит из колен и туров.
Колено – это четко оформленная, ясно различимая звуковая фраза, которая может иметь звуковую схожесть с фразой определенной дикой птицы, бытовыми (колокольчик - отбои) или иными звуками, по которым чаще всего и называется колено. Колено и песня в целом может исполняться в разных тональностях, с повышением или понижением тональности, с разным темпом и ритмом.
Несколько колен могут быть объединены в тур.
Тур – часть песни, включающая несколько или одно колено и повторяющаяся в песне как единое целое несколько раз.
Песня во времени условно подразделяется на три части: «запевка», «основная часть» и «окончание» или «концовка».
Ритм исполнения – под ритмом понимается скорость исполнения колен. Песня может быть со строгим ритмом исполнения и с вольным ритмом. В последнем случае скорость исполнения колен меняется на протяжении исполнения песни.
Движение звука – изменение тональности в период исполнении одного колена.
Брак – признанные недопустимыми в песне колена и звуки.
Диссонансы – неблагозвучные колена и звуки, снижающие ценность, но допускаемые в песне.
Ход песни (напев) – определенный набор воспроизводимых колен, общепризнанных за данным ходом, и строгое соблюдение последовательности (плана песни) в их в исполнении.
Плановость (план) песни – строгая последовательность колен в исполняемой песне конкретного кенара.
Устойчивость песни (устойчивость песни во времени) – основная характеристика чистопородности птицы, характеризующаяся сохранением хода и плановостью песни в течение длительного времени.
Конечно, количество терминов, употребляемых в канароводстве, не ограничивается перечисленными. Будем рады, если мы вместе продолжим словарь терминов в канароводстве.
Малаханов Е.В.
-
В результате предыдущих обсуждений, на канареечных сайтах, было достигнуто единое понимание и толкование следующих терминов:
Песня - это законченное музыкальное произведение, состоящее из отдельных звуков, звуковых фраз и их сочетаний, выстроенных в связную повторяющуюся композицию, сформировавшуюся в результате обучения на основе генетической предрасположенности данного вида птиц к воспроизведению определённых звуков.
Колено – это отдельная звуковая фраза или сочетание звуков и коротких фраз песни, отличающиеся между собой по частоте, силе и продолжительности, пропеваемых птицей однократно или с повторением.
Тур – это часть песни, состоящая из одного или нескольких созвучных колен, повторяющихся в песне как единое целое.
План - это порядок построения песни или очередность расположения колен в песне.
Плановая песня – это характеристика песни, определяющая стабильность исполнения кенаром песни по плану, при её повторении.
Плановость - один из параметров оценки песни русской певчей канарейки, определяющий способность канарейки к сохранению и исполнению плановой песни, является показателем или оценкой плановой песни в оценочной шкале.
Ход - это устойчивая форма построения и исполнения песни, оригинальная по плану, тональности, чёткости и скорости пропевания колен, индивидуально созданная в рамках своей линии канароводом, закреплённая в генотипе и исполняемая кенарами одинаково из поколения в поколение, на протяжении ряда лет.
Удар – это одинарный звук, своеобразная единица измерения любой трели или иного другого колена в песне канарейки, включая россыпи, овсянки, синиц, юлу и отбои.
-
На подходе к внесению в данный список еще целый ряд терминов, осбуждение которых продолжается на форумах.
-
Доктор, ну это же полная ахинея:
Ритм исполнения – под ритмом понимается скорость исполнения колен. Песня может быть со строгим ритмом исполнения и с вольным ритмом. В последнем случае скорость исполнения колен меняется на протяжении исполнения песни.
Движение звука – изменение тональности в период исполнении одного колена.
Ритм здесь, скорее всего, перепутан с темпом.
А насчет "движения звука" - это вообще новое слово в музыковедении. Изменение тональности, то есть повышение или понижение ноты, сейчас часто называют исполнением "на тонах", что тоже не вполне правильно.
Как лучше обозначать бемоли-диезы в песне канарейки надо будет подумать... :)
-
Роман Николаевич, это не ахинея, а начало рассуждения на тему "общее впечатление" или "музыкальность". Может мы через несколько лет будем называть ахинеей то, что сейчас с таким трудом обсуждается. Мала ханов одним из первых поднял вопрос о единой терминологии.
-
Американский орнитолог О. С. Петтинджил, директор орнитологической лаборатории Корнелльского университета, где хранится самая крупная в мире коллекция птичьих голосов (24000 записей голосов 2500 видов птиц), предложил следующее определение птичьей песни: "Серия звуков, последовательно повторяемых по строго определенной схеме и производимых, как правило, самцами и обычно в брачный период"
Ход песни-"Серия звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"
Стабильность пропевания-Одинаковое повторение"Серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"
Колено – это отдельная звуковая фраза выделенная из серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме.
Тур-это группа однотипных колен выделенная из серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме.
итд.Конечно можно заменить"Серию звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"-просто словом "песня",будет короче.
Термины "план и плановость" думаю уже давно пора забыть.
-
Профессор А.С.Мальчевский-" К категории песни можно отнести только три разновидности призывных сигналов:
- демонстративную песню - она-то и является настоящей песней, ухаживательную песню и подпесню;
- две последние по своему качеству являются как бы ступенями к вершинам настоящей песни и нередко объединяются под общим термином "эмоциональное пение".
Ну вот и еще два термина
Эмоциональное пение
Демонстративная песня.
Отпадают неправильные термины- ворчание, пение на яру,конкурсная песня и прочие абракодабры.