Сегодня повезло побывать на концерте фортепианной музыки в консерватории. Восемь пианистов-преподавателей этой же московской консерватории, лауреаты международных конкурсов, исполняли Брамса, Грига, Шопена и Шумана.
По-очереди, в два отделения, на одном и том же концертном рояле. Среди первых исполнителей мне больше всего понравились двое: Сергей Кудряков (играл Шумана) и Дмитрий Каприн (Шопена).
Но когда заиграл последний-восьмой пианист во втором отделении, я понял, почему его оставили "на десерт". Это был уже немолодой, наверно профессор, Рувим Островский. И сразу показалось, что он играет на совершенно другом инструменте.
Настолько изменилось звучание. Если предыдущим исполнителям я еще имел смелость ставить какие-то свои оценки, то услышав звуки, извлекаемые Островским, я забыл обо всем на свете, в том числе о программке, в которой писал свои значки. В такой степени его игра захватила, причем не только меня, но и жену, и весь зал.
Впечатление от его исполнения было колоссальным. Казалось, что он как бы и не смотрит на рояль, сидит просто рядом и иногда даже почти не прикасается к нему. Ощущение было таким, что звуки стали одухотворенными, будто душа пианиста вселилась в инструмент. Передать словами попросту невозможно. Надо слушать.
Вот так и на конкурсе бывает, что какой-то кенар, пусть не с самой длинной и сложной песенкой, да еще может быть с грубоватым коленцем, звучанием своего голоска заворожит весь зал. Как это объяснить, как оценить?
К сожалению, в интернете есть лишь другое исполнение Островского. Не Шопена, а Чайковского. И от живого звучания, конечно, это очень сильно отличается:
https://www.youtube.com/watch?v=HZnKME1XUfYПост скриптум. Вот еще про этого замечательного пианиста:
Островский – это философ, поэт, исследователь мира. Смысл его искусства – познание и «устроение» мира, созидательное воздействие на мир, на человека. Островский уникален в своем пианистическом мастерстве, но он часть великой русской культуры.
" ...у россиян всё-таки есть духовный отклик?
- Пока есть. Но вся эта бесконечная развлекуха, которую наши невероятно талантливые люди, вроде Башмета, насаждают в конечном итоге приучает нашу публику на концертах не трудиться, а “ждать конфеток”. А ведь традиция у нас была совсем другая! Та филармоническая публика, которую я ещё застал в юности, в Москве, в тогдашнем Ленинграде – это совсем другие, незабываемые лица, незабываемые разговоры, незабываемая атмосфера в зале... Этого, увы, уже нет. Но что скулить, как говорится: это неизбежный процесс.
- Неизбежный?
- Да. Мы догоняем. И уже скоро обгоним. Как хотел Хрущёв...
"...в разных местах публика себя по-разному проявляет. Где-то вот играешь – и ощущение полного провала: три хлопка и всё. А потом приходят люди в артистическую и говорят, что это главное событие в их жизни. То есть, всё зависит от того, как воспитан слушатель..."
http://www.anfas-news.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=1592