Евгений Александрович, это не недоразумение. Это, если хотите, мое прочтение В.Зимаева... Ваши слова в этой полемике, для того что бы народ на этом сайте знал о чем идет речь хочу представить без какой-либо редакции. Все понятно и доходчиво. Единственное хотел спросить об эффекте Доплера. Где можно прочесть о нем в этой связи, раньше мы изучали эффект Доплера, как эффект отражения звука. Спасибо.
Позиция Е.Чибизова в полемике с В. Зимаевым по поводу
Приложения к Оценочному листу
В 4 разделе Приложения про колено «россыпь» именно в середине песни написано всё правильно. Ясно, что «россыпь» остаётся «россыпью», где бы она не находилась, то ли в составе «тройника», то ли ещё где.... А для того, чтоб понять это, нужно вспомнить про определение «Запевки» - начала песни. А это "начало" может состоять из «тройника», «двойника», «прямой». А теперь, в свою очередь, вспомни, какими могут быть эти «тройники – двойники»? Правильно - россыпными! То есть, «россыпи» в начале песни уже могут быть и в виде этих «тройников-двойников».... Так что птица, имея такой «россыпной тройник» - (в «Запевке»), и не имея «россыпи» в середине песни, уже будет считаться КОНКУРСНОЙ! Но для получения Золотой медали этого мало. И вот для того, чтоб привлечь внимание к важности «россыпей» в песне канарейки овсяночного напева и был записан такой пункт. Для лучшего понимания этого требования я дам определение своими словами так: Для получения Золотой медали у птички в песне должна присутствовать «россыпь» не только в "составе тройника", но и ещё другая «россыпь», в середине песни. Теперь, зная это, я думаю, будет понятно, для чего записан так этот пункт? Для усиления роли «россыпей» в песне нашей канарейки. За что мы в последнее время и боремся.....
Сделаю ещё одно небольшое разъяснение. Может оно кому-то поможет понять, что к чему... Уже одно само выражение «россыпной тройник» - говорит само за себя. «Россыпной», то есть состоящий из «россыпей». С вытекающими отсюда последствиями. Просто об этом не задумывались... Для тех, кто не знал, а может просто забыл, напомню: «Тройники» бывают не только «россыпными», но и «стрижиными», «свистовыми», или «флейтовыми». И ещё, «Запевка» (или почин) в Московском ходе определяется не какими-то другими характеристиками каких-то особых колен, а своим месторасположением. А именно, - началом песни. И для Московского хода «тройник с куликом» сейчас является своеобразной «визитной карточкой». Если вы внимательно прочитаете оценочный лист, то увидите и следующую строчку: КУЛИК в ЗАПЕВКЕ. И, что самое неожиданное для некоторых, колено «кулик» такого же звучания, с теми же характеристиками уже часто встречается и в средине, и в конце песни. Но он получает свою (дополнительную) оценку уже не в «Запевке», а в строке колена «Кулики», графы Вставные колена.
Виктор, я сразу поправлю вот такое твоё предложение:... Песня канарейки овсяночного напева считается неконкурсной, если в ней отсутствуют "Запевка россыпного характера", колена "россыпь" и "овсянка обыкновенная".....
Не согласен, даже если у птички в песне нет вообще никакой «Запевки», а не то что «Запевки россыпного характера» - всё равно она будет конкурсной, если есть «россыпи» и «овсянки» и нет «Брака».
Увы, но в определении конкурсная или не конкурсная песня..., «Запевка» никакой роли не играет.
Виктор Зимаев писал:… «Песня птицы гарантированно неконкурсная, если в её песне нет одновременно (!!! ) трёх факторов, перечисленных выше (россыпного тройника, россыпи и овсянки).
Получается, что согласно твоему предложению, целую группу чисто ПАВЛОВСКИХ канареек надо будет считать тоже не конкурсной, так как у них нет «тройников»!
Ну, если не возражаете, то давайте вспомним. «Тройники», «двойники» и «прямая» относятся к туру «Запевка». Этот тур определяется своим местонахождением, то есть с этих колен птичка начинает свою песню (начало, почин).
«Запевка» бывает «стрижиная», «россыпная», «свистовая».
И, соответственно, среди канароводов говорят так: «Тройник стрижиный», «тройник россыпной», «тройник свистовой».
«Тройник», это три «нитки»,отличаемые по высоте звучания друг от друга, пропетые в начале песни, «двойник» - это две «нитки», «прямая» - это одна «нитка», пропетая в начале песни. Если 2, 3 россыпные нитки не отличаются друг от друга высотой звучания и пропеваются одна за другой, то такое звучание называют «рваной россыпью».
Россыпь - это прерывистый, пульсирующий звук. Частые, но отделённые друг от друга импульсы, которого мы отчётливо улавливаем на слух. «Тройник», состоящий из таких звуков, называется «россыпным».
Если импульсы сольются в единый звук, и мы на слух не улавливаем эту их отделённость друг от друга, то такой звук перейдёт в «свист», который называют ещё флейтовый или «гладкий» звук. «Тройник», состоящий из таких свистовых звуков, называется «свистовым тройником».
А теперь разберём «стрижиный тройник». Если звук не прерываясь, плавно будет переходить из россыпного звучания в свистовой, или наоборот, из свистового в россыпной, то вот такое переходное звучание называется «стрижиным» звучанием. Но может встретиться и такое звучание, когда звук меняет плавно частоту, но не перейдёт, например, из россыпного звучания полностью в свист. То есть кенар пропоёт эти свои нитки «раскатом», переходя от «мелкой» россыпи плавно в более крупную россыпь. Все, наверное, слышали посвисты птичек стрижей. Но не все обращали внимание на следующий момент. Птички иногда приближаются к вам, а кричат так, как будто они наоборот, удаляются. Это срабатывает «эффект Доплера». Плавное уменьшение или увеличение частоты этих импульсов обеспечивает эффект удаления или приближения источника этих звуков, хотя этот источник может оставаться на месте.