... поясните, пожалуйста, что означает "Мы сейчас пытаемся идти несколько в другом направлении, точнее, вообще выбраться в "другое пространство"
Спасибо за вопрос!
Раз он возник, значит я плохо объяснил свою позицию...
Понимаете, до революции конкурсы канареечного пения протежировали Великие князья, канарейки были дороги, среди любителей было много знати, дворян, купцов, образованных людей, в том числе, с музыкальным образованием.
В послевоенный период канароводство стало гораздо более популярным среди простого народа, не говоря о том, что дворяне и прочая "знать" или уехала, или была расстреляна.
Несмотря на то, что птичья охота, птицеловство и содержание вольных певцов имеет сильные традиции. свою культуру и даже свою терминологию, канареечники пошли своим путем. Названия колен, методы оценки пения на конкурсах создавались практически с нуля, поскольку литературы было крайне мало, а упоминание о конкурсах с их результатами вообще присутствовало лишь в маленькой брошюрке В.Гончарова "Голландская канарейка".
Среди советских канароводов, задававших тон и устанавливающих правила конкурсов, к сожалению, не оказалось ни одного серьезного музыканта. Из известных людей - любителей канареек - можно вспомнить разве что кукольника С Образцова. Да и он по воспоминаниям современников в песне не разбирался.
Судейские коллегии набирались не по музыкальному образованию, а по другим критериям. В результате оценка пения на конкурсах стала приобретать все более технический-механистический характер. Авторитарность в вопросах судейства не принимала в расчет даже мнений зала, не говоря уже о вкусах и предпочтениях отдельных любителей.
Тем самым, вопрос, какой песне учить своих кенаров, начал решаться в пользу высокобалльных колен оценочной шкалы. И песня понемногу начала превращаться в "шарманочный мотив", одинаковый, что на Украине, что в Белоруссии, что в России.
Критерий стоимости кенаров зависел от медалей, а медали - от соответствия песни оценочной шкале.
Надеюсь, преамбула понятна?
Когда мы все же "пробили"(с большим трудом и сопротивлением стариков) необходимость звукозаписи конкурсов, а впоследствии и видеозаписи, то наконец-то (совсем не так давно!) появилась возможность слушать пение повторно, сравнивать оценки судей с реальным исполнением, замечать ошибки.
На многое открылись и глаза, и уши... Король, как оказалось, был, если и не голый, то весьма слабо одетый.
То есть: не существовало звуковых примеров колен оценочной шкалы, отсутствовала единая методика оценки пения, не было даже сравнительных характеристик сходных по звучанию колен. Все вместе это означает полное отсутствие системного подхода к канареечному пению. Большую работу провел Е.А.Чибизов, записав три аудио-лекции с основами понимания пения русской канарейки. Тем не менее, в них еще нет ответов на множество животрепещущих вопросов.
В имеющейся отечественной литературе - Лукина, Басихес, Рыбанин, Мищенко, Ялыгин, Скибневский - также отсутствуют единые подходы к оценке пения русской канарейки, как и методы подготовки судей.
Многое нам надо опять создавать с нуля. И одним из важных аспектов создания методики оценки-экспертизы канареечного пения является переход судейства от чисто технического к комплексному. Нельзя оценивать птичью музыку одними баллами за исполнение стандартизированных колен. Необходима разработка специальных критериев для качественной, художественной, музыкальной составляющей пения нашей канарейки. Именно эта сторона песни является тем впечатлением, которое волнует душу, делает нас настоящими фанатами русской канарейки, вызывала восторг наших прадедов, называвших лучших кенаров "концертной канарейкой".
Поэтому-то путь перечисления в оценочном листе максимально полного списка всех колен - тупиковый. Как не войти дважды в одну реку, так не услышать двух совершенно одинаковых самцов. Другое дело, что в программе обучения судей им надо предоставить возможность прослушивания максимально полного перечня исполняемых колен. Но не менее важно, чтобы они могли грамотно оценить и впервые услышанное красивое новое колено, не относя его автоматически в двухбалльный раздел "прочие". Теперь понятно, что я называю "механистическим" подходом? Все, что отличается от привычной "шарманки" - есть "
прочие"...
На конкурсе в Музее музыкальной культуры мы впервые применили комплексную оценку. Тогда использовались 5 музыкальных критериев. В этом году мы повторили этот эксперимент. Уже с 7 критериями. Возможно в марте 2013 года их будет 10. Мы работаем над наиболее полной и объективной оценкой песни. Вот, что я имел в виду под "другим пространством".
Отойти от восприятия песни кенара как механически повторенной фонограммы с заранее известным набором колен. Начать относиться к канарейке не просто как к музыкальному инструменту, но и как к творческому исполнителю, привносящему в пение свой характер, свои акценты, выразительность, не говоря уж об индивидуальных голосовых характеристиках.