Доктор, тут не до советов. Тем более, что никто их и не спрашивал. В те времена, когда, кроме живого голоса птицы, никаких других аналогов звучания не было, люди относились к слову гораздо ответственнее. И описания пения были строже. Колена по большей части получали звукоподражательные названия. Хотя встречались и по видовой принадлежности птиц.
Что же до куликов, то количество их видов огромно. Но в пении соловья или певчего дрозда Шамов приводит лишь три варианта. У соловья - простой и "светлый" кулики, у дрозда - "Кто велит?"
В песне нашей канарейки кулики видоизменялись по звучанию со временем. Предполагаю, что изначально был только "павловский" кулик: "Кли-и-и-и". Потом появился одинарный "Ку-Ли-и-и-и". Вполне вероятно, что это было творчество самих кенаров. Двойной кулик, с двумя разными по тональностям "Кули" - это уже канароводы добавили "украшательство". И лет десять назад активно стали вставлять в фонограммы "полуторные" кулики, в которых появился еще один ударчик: "Ку-ки-ли-и-и-и".
На мой вкус - лучший из куликов одинарный. Он бывает наиболее протяжным и мелодичным. Будучи повторен три-четыре раза, очень украшает песню, и кенара пропевают его легко и с удовольствием.
Вопрос, который мне интересно было бы прояснить, что Шамов и, вслед за ним, другие авторы, в том числе Рыбанин, имели в виду под характеристикой "светлый"? У Шамова это относится к кулику, Рыбанин говорит о "светлой овсянке". Какие характеристики звучания называются этим словом?