Автор Тема: Чибизов Евгений Александрович.  (Прочитано 155867 раз)

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #255 : Апреля 04, 2012, 18:47:04 »
 Ни что так не ценится  и так не запоминается, как то, что ты сделал сам, или дошёл своим умом. Этим я руководствуюсь, рассказывая вам (правда не полностью) о чём-то.  В штыки приняв "всякие пульсации-вибрации", а потом поняли ( но уж  лучше позже, чем никогда) , что частота, амплитуда , и ещё многие параметру фигурируют в определении звука. Вот, например, уже увидели "огибающую". А, если б внимательно посмотрели б на неё, то смогли б понять кое-что и о "флейтовости"- гладкости звука. Почему  два звука с одной и той же частотой, с одной и той же громкостью, а слышатся один "гладко", а другой с ясно слышимым "ДРЕБЕЗЖАНИЕМ"- вибрацией?
 Небольшая подсказка.... Все, наверное, видели, как играют на Алтае на инструменте, который держат во рту. Язычковый инструмент. Бронзовая пластинка. Дёрнул пальцем-она звучит..... Называется Комус.  Это очень наглядное пособие, когда можно  И УВИДЕТЬ и УСЛЫШАТЬ ту самую "ВИБРАЦИЮ" в самом доходчивом и примитивном виде. Всё просто, если хоть немного вникнуть.... Ну, а дальше с богом, вернее, с физиками...

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #256 : Апреля 04, 2012, 23:10:04 »
Ни что так не ценится  и так не запоминается, как то, что ты сделал сам, или дошёл своим умом. Этим я руководствуюсь, рассказывая вам (правда не полностью) о чём-то. ... Всё просто, если хоть немного вникнуть.... Ну, а дальше с богом, вернее, с физиками...

Пожалуй  впервые за всю историю канареек на Руси мы пытаемся понять птичье пение  с научной и с музыковедческой точек зрения. Вопросов пока что гораздо больше, чем ответов. Ни в научной, ни в искусствоведческой литературе наши проблемы не освещались. Тем не менее, существует наука акустика и даже биоакустика.
Весьма интересные научные области знания. Я уже услышал от И.Виноградова, не один десяток лет жизни отдавшего звукорежиссуре (и 12 лет записывающего наши конкурсы пения), что задача однозначно определить, найти четкие критерии-разграничения россыпей от овсянок, может запросто потянуть на кандидатскую диссертацию.
Думается, что в таких вопросах не надо бы разговаривать намеками и недомолвками. На сегодня никто из нас не является обладателем истины в последней инстанции. "Мозговой штурм" - это не многозначительные иносказания (дабы не выглядеть дураком), а любые, пусть и самые невероятные гипотезы, которые участники дискуссии не стесняются говорить во всеуслышание. 
 Вибрацией являются абсолютно любые слышимые и не слышимые человеческим или чьим-то еще ухом звуки. Помимо вибрации, существуют волны и колебания, которые тоже изучаются специальным разделом физики. Термин же пульсация, применительно к звуковым волнам, не встретился мне ни разу аж на 10 страницах интернет-поиска.
Во всяком случае, и частота, и амплитуда звуковой волны, сами по себе, лишь очень в малой степени помогают нам понять природу разного звучания.
Можно, конечно, задаться вопросом, а зачем нам забираться в дебри физической науки, если наши главные критерии оценки пения
канареек все же относятся к чувственной сфере восприятия на уровне "нравится-не нравится"?
Именно для того, чтобы лучше разобраться в песне и особенностях ее природы, не говоря уж об индивидуальных возможностях нашего восприятия, чтобы понять и ответить на вопросы "чем нравится" или "не нравится" мы и лезем в дебри.
Сколько сотен лет поет русская канарейка россыпи-овсянки-бубенцы! А вот попытались дать четкий ответ на вопрос об их различиях и...оказались совершенно некомпетентны. Ухо что-то и как-то различает, можем говорить о "непрерывности" или "дробности" звучания,  но  в научных терминах объяснить пока не получается, приборы тоже разницу не показывают.
И все-таки мы дойдем до сути, я совершенно в этом не сомневаюсь! Ну, в крайнем случае, не мы - так наши дети. Дорогу осилит идущий... :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #257 : Апреля 05, 2012, 10:11:19 »
И поэтому                  Цитата: Виноградов от Сегодня в 00:01:09

    ...Думаю, в конечном итоге мы придём к тому, что нужно доверять судьям, а не сидеть с калькулятором и осциллографом перепроверяя правильность оценок...

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #258 : Апреля 05, 2012, 12:31:22 »
 И ещё...  Извините, но я действительно даю вам не полную информацию по тому или другому вопросу. Но на то есть  весомая причина. Дело в том, что во время нашего посещения профессора  орнитолога Симкина Г.Н., он мне посоветовал , ( а Роман Скибневский и  Виноградов Илья  были тому свидетелями) на основании  моих исследований заняться написанием диссертации. И под руководством Геннадия Николаевича Симкина я сейчас этим и занимаюсь. Поэтому я не могу раньше, чем диссертация будет закончена, раскрыть, обнародовать какие-то положения из неё и вести углублённые дискуссии на эту тему.
 Извините за мою нескромность.

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #259 : Апреля 05, 2012, 13:35:02 »
Евгений Александрович, поздравляю с принятым решением. Дело непростое, но хорошее. Всячески готовы помогать и поддерживать ... А тема уже определена?
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #260 : Апреля 05, 2012, 14:50:19 »
 Ну, с вибрацией стало чуть- чуть ясно.    О пульсации...
В книге "ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ"  Г. Н. Симкина ( 1990г.)  читаем : "..... в песне встречаются и пульсирующие (булькующие) колена.......  Линия границы распространения соловья была пульсирующей...." И, что интересно, почему-то рецензент, доктор биологических наук Р.Л. Бёме , в то время, не поставил ему в упрёк, что......    ""  но пока мы будем  оценивать в терминах "пульсации-вибрации",
удачи нам на поприще развития и улучшения пения русской канарейки не видать."-(Р.С.)
 Так что не я первым применил этот термин в орнитологии.  А жаль..
 Это я так,  для сведения.....

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #261 : Апреля 05, 2012, 15:35:50 »
В книге "ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ"  Г. Н. Симкина ( 1990г.)  читаем : "..... в песне встречаются и пульсирующие (булькующие) колена.......  Линия границы распространения соловья была пульсирующей...."

Женя, про "перемещение в отдельные годы...пульсацию их границ" нашел. Страница 195, второй абзац сверху.
А про "пульсирующие (булькующие) колена" что-то не вижу... На какой странице?
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн wolk68

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 146
  • skype: alex686842
  • Населённый пункт: Котовск Тамбовской обл.
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #262 : Апреля 05, 2012, 20:21:55 »
Для приоритета основных колен Р.К.О.Н. предлагаю:
Малая золотая медаль и более высокие награды не присуждаются:
а) Если песня набрала за тур "Россыпи" менее 10 балов.
б) Если песня набрала за тур "Овсянки" менее 15 балов.
Я не против вспомогательных колен, это обогащает песню, но во всём надо знать меру. У нас Русская канарейка овсяночного напева.
А на счёт чистоты, звона в песне.
Как говаривал Булыгин Н. И. "Пройдёт духовой оркестр или туже мелодию воспроизвести на "Ямахе"". В первом случае под ложечкой трясётся, а во втором даже наливать не хочется. Вот вам и обертоны, физика, химия и даже хирургия. Учить надо живой птицей, будет и звон и мелодия. А шарманку для поддержки.
Удачи. Александр.

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #263 : Апреля 05, 2012, 22:14:47 »
 Стр.342 сверху. Читаем : " 2 категории звуков: так называемый пульсирующий звук и...т.д...чистый булькающий или пульсирующий звук- основной сигнал испуга".  Вот......

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #264 : Апреля 05, 2012, 23:25:05 »
Стр.342 сверху.

Спасибо, нашел. Это Симкин и вправду описывает сигнал испуга у больших синиц. Я-то искал в песне соловья...
При испуге и иволга "мяукает" кошкой!  :)

Пост скриптум:
Геннадий Николаевич дает в своей книге одни из лучших описаний птичьего пения, очень красочные и поэтические.
Но он не физик и его сравнения могут быть не совсем корректными. Звук по своей природе, типу распространения, скорости- это волна. Поэтому говоря о звуке, можно применять термины "вибрация, колебания".
Пульсация, мерцание, вспышки - это свет.
« Последнее редактирование: Апреля 06, 2012, 09:34:24 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #265 : Апреля 05, 2012, 23:38:59 »
...Как говаривал Булыгин Н. И.

Спасибо за предложение, Александр!
Николай Иванович Булыгин называл себя учеником Льва Михайловича Люстрова.
А Люстров всегда ратовал именно за "оценку зала" и "общее впечатление",
потому что учил своих птиц, в чем превзошел своего учителя В.Музланова,
не коленам, а ПЕСНЕ.
И в хорошей песне, на мой взгляд, ВСЕ  колена должны быть равноценны, поскольку
 с выпадением одного нарушается весь строй песни, ее  гармония и целостность.
Оценочная шкала должна быть такой, чтобы к ней не требовались всякие приложения
и добавления, начинающиеся со слов "если...то...".
Как-то у нас интересно получается: шкала все обширнее, добавок и приложений все больше,
а вот песня лучше не становится, скорее наоборот...
Пост скриптум:
что же до овсянок, то поскольку именно два колена - россыпи и овсянки - являются обязательными
для пения русской канарейки, полагаю, они оба должны присутствовать в обязательном порядке
в песне каждого нашего кенара. Это  может быть записано прямо в оценочной шкале,
что при отсутствии одного из них песня будет считаться не конкурсной и не будет награждаться.
« Последнее редактирование: Апреля 06, 2012, 13:10:18 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #266 : Апреля 06, 2012, 12:53:29 »
Друзья мои, о чем вы спорите?  Среди физических характеристик звука есть только амплитуда и спектр частот. С философской точки зрения звук существует только в случае, если наличествует его восприятие в виде воздушных колебаний, вибраций или  пульсаций, передающихся на наши слуховые ядра мозга через сложную систему нашего уха. Вы оба правы, говорите о разном...
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн jama mykymov

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 177
  • skype: jamamykymov
  • Населённый пункт: Таджикистан Душанбе
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #267 : Апреля 06, 2012, 18:52:50 »
Читал в интернете понравилось.

Природа звука и основные составляющие музыки

   
   

Что есть звук? Наука говорит, что это определенная вибрация (колебания)  воздуха, т.е. внешней среды. Но внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний в сознании, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может создать внешний звук. Также мы знаем, что человек не только сформирован из вибраций, но и живет, и движется в них: они окружают его, как рыбу окружает вода.

Можно представить тело человека как живой звуковой генератор и приемник-резонатор звуков. Поэтому физический эффект звука имеет большое влияние на человеческое тело. Настроение, предпочтения, дела, успехи, неудачи - все в жизни зависит от типа и активности вибраций, будь они мыслями, эмоциями или ощущениями.

 

То, что ощущает душа, есть вибрации чувств. Постигаемое умом - вибрации мыслей. То, что слышат уши и видят глаза, - вибрации плотные, кристаллизовавшиеся из полевого состояния и проявляющиеся в атомах, которые составляют физический мир и из которых состоят его элементы: воздух, огонь, вода, металл, земля.

Студенты на занятиях физики часто проводят эксперименты с генерированием чистых тонов, наблюдая их воздействие на различные вещества типа песка, масла, и воды. В этих экспериментах можно увидеть, как песок складывается  в точные геометрические фигуры, когда смычком скрипки проводят поперек края металлической пластины, на которой находится песок. Некоторые тоны заставляют масло, плавающее на поверхности воды сгущаться или наоборот делиться подобно амебам, если частота тона повышется. Крошечные частички соли, находясь одна на другой, совершают танец подобно человеческим фигурам, поскольку они реагируют на вибрирующую поверхность под ними.

Физики, пытаясь определить природу физического вещества, погружаясь в своих исследованиях все глубже и глубже в царство атомных и податомных частиц, обнаруживают, что там ничего нет,  по крайней мере, нет никакого вещества. Они описывают самые крошечные податомные частицы как "зоны интерференции" различных звуковых частот. Вибрация пребывает в корне каждого явления, но, воспринимая звуки окружающего мира, мы не всегда реагируем на них.

Вибрации бесконечны по своей структуре. Самые тонкие из них не воспринимаемы даже душой. Сама душа есть вибрации. Многие мистики утверждают, что и дух также является вибрацией. Вибрацией невообразимо быстрой и мощной. Не зря, наверное, в Библии сказано, что вначале было Слово. Если понимать это Слово как сочетание вибрации и волеизьявления Творца.

На уровне звуков вибрации вызывают разнообразие тонов, а в физическом пространстве света - многообразие цветов. И цвет, и звук имеют влияние на человеческую душу в соответствии с законом гармонии. К тонкой душе обращается свет, а к еще более тонкой - звук. Он может оказывать желательное или нежелательное влияние на человеческий ум и тело, а также целительный эффект без лекарств, действие которых тоже связано с вибрациями, а именно есть их усвоение.

Звук пропитывает все человеческое существо и в соответствии с определенным своим влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови, возбуждает нервную систему либо успокаивает ее, пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, приносит покой. Очень часто люди излечивались от болезни с помощью неоднократных повторений определенных слов и мантр, потому что их звучание давало соответствующему  энергетическому центру тела  необходимую вибрацию для его оживления.

В шаманских ритуалах звуки барабана, ритмичные заклинания и песнопения, проникают в глубину сознания людей, заставляют вибрировать каждую их клеточку, вводят в состояние экстаза. И тогда они могут прыгнуть в огонь и не сгореть, резать себя мечом и мгновенно исцеляться, глотать огонь и не обжечься.

Эти измененные состояния сознания близки к тем, которые бывают при чтении молитвы, мантры, причем независимо от того, на каком языке они выполняются, все дело в вибрационной структуре ритма.

В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны формируются из набора зон с повышенной и пониженной плотностью окружающего нас воздуха.

Когда источник звука, например — струна гитары, приходит в движение, то он начинает вибрировать вперед и назад. Когда струна движется в какую-либо сторону, то молекулы воздуха впереди нее прижимаются друг к другу. Это создает зону с повышенной плотностью. А позади нее наоборот создается зона с пониженной плотностью  и этот процесс повторяется много раз в секунду. Движения одних молекул передаются другим, в результате чего данные зоны распространяются в пространстве.

Эти распространяющиеся в пространстве периодически повторяющиеся области повышенной и пониженной плотности и представляют собой звуковую волну. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука.

Как уже говорилось выше, колебания плотности воздуха происходят периодически. Промежуток времени между двумя соседними точками, в которых плотность принимает наибольшее значение, называется периодом или циклом. Количество циклов, происходящих каждую секунду, называется частотой.

Частотой звуковой волны определяется высота звука. Волны, имеющие маленькую частоту, воспринимаются как низкие, басовые звуки, а волны, имеющие большую частоту - как высокие. Единицей измерения частоты служит герц (Гц). Одному герцу соответствует волна с частотой один цикл в секунду. Человек способен воспринимать волны с частотой от 20 до 20 000гц.

Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те, и другие.

Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника.

Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем "частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона.

Ритм. Изначальный и фундаментальный элемент музыки. Музыка примитивных общин состоит единственно из ритма. Именно его называют "сердцем музыки". Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул. Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Не потому ли они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать...

Есть определенные действия, в которых ритм тела, эмоций и музыки взаимопроникают и сливаются в единое целое. Это происходит в танце, который можно назвать живой музыкой, идущей из самой души человека. Недавно медики выяснили, что шаманы ритмичными ударами в бубен действуют на психику больного, возбуждая глубинные структуры его мозга.

Американскому этнографу Майклу Гарнеру, впервые овладевшему шаманскими "методиками", даже удалось с их помощью излечить своего друга от алкоголизма. Известно, что при постоянном пьянстве эндогенный этанол - природный алкоголь, вырабатываемый в небольших количествах в организме, постепенно исчезает, и, чтобы восполнить его потерю, алкоголику требуется ежедневно принимать дозу у ближайшего ларька. Гарнер обнаружил, что ритмы бубна повышают уровень природного этанола, а психическое состояние приходит в норму.

Мелодия. Комбинация ритмов, тонов и ударений рождают каждый раз неповторимую мелодию. Она воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Гармония. Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы...


http://healingmusic.ru/index.php/nature-sound
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2012, 22:23:29 от Р.С. »
Удачи в нашем деле, Всем !!!

Оффлайн Константин

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 105
  • skype: Antonoffff
  • Населённый пункт: г. Боровичи
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #268 : Апреля 06, 2012, 19:05:22 »
Александр Разуваев прав! Частота и амплитуда характеризуют звук. Более частотная и примерно равная по амплитуде звука - это россыпь, с меньшей по  частоте и колеблющаяся по амплитуде звука - это овсяка.

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #269 : Апреля 07, 2012, 07:51:41 »
         Употребление  Симкиным Г.Н. в своих работах терминов и определений из соседних областей науки для лучшего объяснения и,  соответственно,  для лучшего понимания того или иного процесса, показывает его, как человека, умеющего мыслить не шаблонно , человека неординарного.
 И нам надо бы этому учиться.....
« Последнее редактирование: Апреля 12, 2012, 14:56:02 от Чибизов Е.А. »

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com