http://cantorespañol.es/cantor_espanol/index.php
Интересный сайт, спасибо за ссылку. Приятно видеть серьезный, качественный и ответственный подход к делу! С удовольствием почитала статьи про обучение и генетику. Послушала пение птиц на канале Ютуб. Что могу сказать по итогу.
Во первых, подход, который практикуют заводчики этой породы для совершенствования линии певчих птиц достаточно спорный, в чем они сами честно признаются. И далеко не все его разделяют, как те же кенароводы занимающиеся малинуа.
Через переводчик, но смысл понятен:
Можно выделить три теории, которые, в конечном счете, соответствуют большинству течений, которым следовали внутри этологии в тот или иной момент ее короткой истории.
1-е) Во-первых, мы находим тех, кто защищает, что песня птиц изучается путем прослушивания песни взрослых особей.
2-е) С другой стороны, другие авторы считают, что песня является врожденной и что принципы ее развития у каждого конкретного вида зависят исключительно от генетической наследственности.
3-е) Наконец, мы находим эклектическое, промежуточное положение, согласно которому сочетаются врожденное и приобретенное или наученное. Основные паттерны песни каждого вида были бы врожденными, но была бы возможность обогатить их путем обучения.
На чисто научном уровне третья теория сегодня наиболее распространена и лучше всего соответствует проведенным исследованиям и экспериментам. Нет сомнений в том, что песня является наследственной, но может быть и выученная часть, что объясняет способность многих птиц усваивать услышанное в своей песне, даже если она типична для песни других видов, или даже научиться имитировать определенные звуки, чуждые птичьему миру.
То есть заводчики испанской породы канареек разделяют наиболее популярную теорию о том, что в птичьей песне есть как часть, передающаяся по наследству, так и часть, которую они могут выучить слушая своего родителя, других птиц или иные звуки.
В отношении канарикультуры мы находим следующие позиции, хотя защита того или иного варианта часто зависит от собственных интересов заводчиков, так как одни пытаются обосновать свою особую систему, а другие выбирают специфический подход выращивания породы:
1º) Защитники необходимости использования взрослых канареек в качестве учителей для воспитания молодежи, так как считают, что набор оборотов, составляющих песню породы, не передается генетически и необходимо, чтобы он прививался через слух сказали учителя. Это положение не имеет научного обоснования и любой заводчик может наблюдать его прямо у себя дома.
2-е) Те, кто, даже признавая, что пение является наследственным, выдвигают необходимость дополнить его учителями.
Эта позиция означает буквальное принятие выводов этологов и орнитологов о певчих птицах в естественных условиях.
Судя по тому, что мне удалось прочитать о канарейке малинуа По словам авторитетных международных экспертов этого сорта, выращивание этой породы основано на этой системе селекции. Начинается она с наследственной базы, которой является предрасположенность к водянистому пению, а репертуар экземпляров дополняется прослушиванием одного или нескольких педагогов, которые в ряде случаев специализируются на исполнении определенных видов поворотов. Это объясняет широкий репертуар лучших собак и тот факт, что в бельгийской породе нет потолка или ограничений по количеству баллов.
Вот! Такой подход вполне понятен, обоснован и очевидно популярен и доказал свою эффективность. Сочетание наследственности и обучения.
Читаем далее:
Хотя выводы этологов и орнитологов я считаю правильными и позицию заводчиков малинуа обосновано происхождением и системой селекции породы, для остальных пород певчих канареек это положение неприемлемо. Мы должны отвергнуть эту позицию, за исключением случаев указанных исключений, считая, что обучение с учителями не только не является необходимым, но и скрывает со стороны большинства ее защитников намерение сохранить пение качественных образцов, которые они уже есть, чтобы избежать неопределенности, связанной с ожиданием, пока созреет песня молодых канареек. Эта практика предотвращает эволюцию собственной песни канарейки,
То есть, в данном конкретном случае, заводчики отвергают смешанный подход (наследственность + обучение), а при создании породы идет упор именно на развитие наследственной части песни. Почему они отбрасывают обучение совсем? А потому что этот второй блок (обучение) является тем фактором, который мешает вести отбор по части генетической памяти в плане песни. Обучение это мощный фактор, он просто перекрывает все генетические предрасположенности в этом плане. Это понятно. Мне это давно известно. Поэтому, для анализа некоторых способностей иногда приходится применять то, что я называю «краш-тест». Например, мы имеем несколько самцов, которые обитали в одних условиях, учили одну фонограмму и поют в итоге примено +/- одинаково. Какой у них генетический потенциал, к примеру держать свою песню? Чтобы это проверить, надо птицу попробовать испортить. Бросить, допустим, в вольер с дикими щеглами и посмотреть что будет, через месяц. И ты увидишь интересную картину, один кенар начал петь щеглом один в один, другой не изменил свою песню совсем. Это уже определенный потенциал, который можно использовать в дальнейшем разведении. А если держать на свету? Кто-то ярит и портит песню, а кто-то не особенно. Кто-то начинает орать громко, к кто-то почти в любых условиях поет спокойно и разнообразно. Что это? Может темперамент, но это определенно то, что передается генетически и тут можно вести отбор. И если совсем не учить птицу живым учителем или фонограммой, это тоже своеобразный тест, ты увидишь в чистом виде то, что у нее передалось по наследству, а чего там нет. И таки да, наверное можно пытаться развивать эту самую наследственную часть.
Но! На мой взгляд, такой путь во первых очень длинный. Ведь для закрепления песни на уровне генов нужно много поколений. Во вторых, он имеет низкую эффективность и ограниченный потенциал. Считаю, что возможности данного подхода очень ограничены и нельзя выйти за некие условные границы красоты и разнообразия. Эта песня все равно будет однообразной, ее не поднять на высоту мастерства пересмешников. И! Именно поэтому, возможно, природа и пошла по пути такого широкого распространения именно подражания. Это путь, у которого огромный потенциал.
Ну просто сравните пение испанских канареек и полевого жаворонка, который вбирает в себя все звуки степи. И даже те виды, которые не являются пересмешниками, например соловьи, учатся у своих отцов и других хороших певцов. Без этой передачи песни из поколения в поколение невозможна была бы эта вся красота и разнообразие. Как невозможно одному человеку или одному поколению изобрести колесо, велосипед, паровой двигатель и светодиод. Это неподъемная задача и это сложно закрепить на уровне генов. Песня птиц, это аналог культуры людей, это то, что передается от отца к сыну, от поколения к поколению.
Да и вообще, сравните пение канареек, певчие породы которых люди создают не одну сотню лет и те песни, что созданы самой природой. На мой взгляд, человек-разумный со всем своим потенциалом звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры не только не смог создать ничего лучше, но и иной раз кажется идет по пути явной деградации. Что-то мы не так по моему делаем.
Подводя итог вышесказанному, песня птиц имеет врожденную и приобретенную части, ЗАВОДЧИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОРОД КАНАРЕЕК ДЛЯ ПЕВЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СТРЕМЯТСЯ К РАЗВИТИЮ ВРОЖДЕННОЙ ЧАСТИ В УЩЕРБ ПРИОБРЕТЕННОЙ, с целью достижения генетической песни. рисунок максимально богат, что позволяет нашим экземплярам строить мелодию исходя из желаемых параметров подбора.
А я вот наоборот, все время, что занимаюсь канарейками, развиваю приобретенную часть (то есть способность к обучению) в ущерб врожденной. Нет, врожденную я стремлюсь свести на нет, чтобы ее не было вообще. С этими врожденными коленами предков-тимбрадо включая рычки пришлось немало так побороться. И когда я слышу фразу «врожденная память на песню» у меня начинается нервный тик. Никакой врожденной памяти, никогда! )) Лучше пусть моих птиц не признает ни одна организация, зато я буду заниматься тем, что мне нравится и кажется правильным. Тем, что делает птиц более способными певцами, а не наоборот.
В качестве кульминации этого пункта мы снова повторяем, поскольку мы не прочь СНОВА И СНОВА НАСТАИВАТЬ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ, ЧТО РАБОТА КАНАРИКУЛЬТУРИСТОВ ОСНОВАНА НА ПРОДВИЖЕНИИ И РАЗВИТИИ ЕЕ ВРОЖДЕННОЙ ОСНОВЫ, ТЕМ САМЫМ МЫ СОЗДАЕМ ПРОЧНУЮ ОСНОВУ ИЛИ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ, ЧТОБЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОРОД БЫЛИ СПОСОБНЫ УЛУЧШАТЬ РАЗНООБРАЗИЕ РЕПЕРТУАРА КАЖДЫЙ ГОД, всегда в рамках одних и тех же руководящих принципов отбора и без необходимости прибегать к обучению с учителями.
Мне в общем-то вполне понятно, чем занимаются испанские кенароводы и какие ставят перед собой цели. И они имеют право быть. И они, кстати, молодцы и многого добьются. Но очевидно, мне, и мне кажется многим нашим кенароводам эти цели и эти пути будут просто не интересны. Ну вот не хочу этим заниматься, и не надо никакого мирового признания даже, к черту все.