Канареечное пение, конкурсы, критерии и оценки.
-----------------------------------------------------------
Более 30 лет я бываю на конкурсах канареечного пения в качестве слушателя, участника, организатора. Приходилось судить, но лишь по острой необходимости. Не мое, не люблю.
Судейство – это работа по оценке, которая выставляется кенарам после их выступления. По определенным критериям. Что такое эти критерии?
Для различных напевов, а 200 лет назад в России канарейки пели только по официальным материалам «Московских новостей», пять разных напевов, нужны и разные критерии.
Среди любителей птичьего пения всегда были, есть и будут авторитеты. Люди, к мнению которых прислушиваются и которых уважают.
Среди канароводов тоже есть различные категории людей. Одни обладают абсолютным музыкальным слухом и умеют расслышать в пении птички такие нюансы, которые большинству могут быть недоступны.
Другие умеют так организовать процесс обучения молодых самцов, что даже не обладающий певческим талантом кенар выучит и будет исполнять заученную песню.
Третьи могут так красиво и увлекательно рассказывать про пение самца, что могут дорого продать птицу не спевшую в присутствии покупателя ни одного колена.
И у птиц, и у людей индивидуальные слуховые анализаторы и индивидуальные органы звукового воспроизведения. То есть, практически не встречается ни двух одинаковых голосов, ни одинаковых ушей.
Поскольку торговля гарцкими роллерами, первой певчей породой канареек, приобрела в позапрошлом веке большое коммерческое значение, птицы тысячами отправлялись из Европы за океан в США, понадобились некие формальные критерии для оценки пения.
В результате была создана оценочная шкала для оценки пения. Каждому колену, в немецком языке «туру», начислялось определенное число баллов. Со временем ценочные шкалы совершенствовались.
Сейчас роллеров разводят во многих странах. В Испании оценивают восемь туров. Девятая оценка ставится за «впечатление». В Англии в оценочной шкале 13 пунктов. На практике роллеры, если не заниматься их обучением-дрессировкой, редко исполняют больше пяти колен.
В 1913 году в России была переведена с немецкого книга К. Лауенер и Р. Гроссе «Основы разведения и обучения канареек пению». И все наработки относящиеся к гарцким роллерам были использованы в обучении русских канареек так называемого «овсяночного напева».
Однако собственную оценочную шкалу изобрели лишь в 50-х годах прошлого века. После 2-й мировой войны. В ней было всего шесть пунктов, не считая двух пунктов с отрицательными баллами.
Десять лет назад мы исследовали изменения оценочной шкалы. В общей сложности, включая и старые, и новые пункты, набралось 40 позиций. Но давайте отвлечемся от арифметики.
Представим себе члена жюри, судью слушающего пение кенара. Большинство колен песни «овсяночного напева» исполняются в течение нескольких секунд. Чаще всего 2-3. За это время судья должен определить принадлежность этого колена к одному из пунктов оценочной шкалы, найти его в оценочном листе и поставить хотя бы галочку. В качестве факта пропевания этого звукосочетания.
Колена есть более и менее «дорогостоящие». Поэтому чтобы стать призером конкурса кенар должен исполнить наибольшее количество самых «дорогих» колен. Об этом много уже говорилось, но повторю еще раз.
Конкурсы канареечного пения превратились в «спортивные» соревнования. Выигрывает их тот спортсмен, который пропоет наибольшее число самых высокобалльных колен. Это требует определенной скорости пения. При этом красота голоса, его звучание, четкость артикуляции, виртуозность исполнения остаются за бортом. Или оцениваются минимальным количеством баллом в графе «впечатление».
С 2005 года Фонд поддержки русской канарейки начал проводить свои собственные конкурсы канареечного пения. Оценка проводится тремя жюри: музыкальное, орнитологическое, техническое.
Музыканты оценивают голос, виртуозность исполнения, композиционную структуру песни. Орнитологи сравнивают соответствие колен вольных певцов исполняемых кенаром с его интерпретацией, качество вокализации отражаемое в графическом отображении песни – сонограмме и аудио-характеристики особенностей голоса. Техническое жюри ставит оценки в оценочном листе овсяночного напева.
На многих наших конкурсах мы проводили опросы зала и вручали призы зрительских симпатий. По результатам проведенных почти за 20 лет конкурсов наблюдается любопытная статистика. Среди победителей во всех трех номинациях, как правило, оказывались одни и те же птицы. Во всяком случае, если не в тройке, то, как минимум, в пятерке лучших певцов конкурса.
Такая статистика позволяет сделать предположение. По всей видимости, несмотря на разные вкусы, уши и формальные критерии оценки (у всех жюри свои оценочные шкалы), существуют некие неформальные критерии позволяющие слушателям принимать решение по типу нравится-не нравится.
Возможно это зависит от тембральных голосовых характеристик кенара. Или от «раскладистости»: в каком темпе, ритме певец исполняет песню. Или от каких-то акцентов, когда кенар одни колена пропевает форте, а другие – пьяно.
Гипотез можно выдвинуть много, но тот факт, что лучшие выбираются не только мнениями всех трех жюри, но и общим мнением слушателей, говорит о существовании каких-то общих принципов понимания.
Если с помощью научного, музыкального или программного подхода мы когда-нибудь сможем разобраться из чего складываются критерии нашего слухового восприятия, это будет большой шаг вперед. Как в области научного исследования птичьего пения, так и в области разведения и обучения певчих пород канареек.
Р.С.
22.01.23