Предполагаю, что к нашей канареечной зум-конференции могут присоединиться, в том числе, начинающие канароводы. Специально для них, чтобы избежать потери времени на ответы по истории и общеизвестным темам, написал короткую статейку-резюме по истории певчих пород канареек.
Двухстраничный текст про историю певчих пород канареек.
_________________________________________________
Большинство любителей занимающихся содержанием, разведением и обучением пению канареек – люди с музыкальным слухом. Многие – с музыкальным образованием.
Не удивительно, что в зависимости от страны проживания люди с разными музыкальными вкусами и предпочтениями держат различные певчие породы канареек.
Первая официально признанная порода – гарцкий роллер – была выведена в Германии, Верхней Саксонии, городке Гарц (Harz) Вильгельмом Трутте во второй половине XIX века. А случилось это просто потому, что одному из шахтеров, бравших в забой канарейку в качестве индикатора присутствия в воздухе рудничного газа, было не все равно, что она щебечет.
Вильгельм Трутте начал отбирать птиц по песне. Пока что не раскрыт секрет, как селекционер добился пения с закрытым клювом. Но в результате селекции были получены канарейки поющие свои трели в низкой тональности. Потом его селекцию успешно продолжил и еще улучшил пение роллеров Генрих Зайферт. Эта песня кардинально отличалась от пения дикого канарского вьюрка, чей голос достаточно высокий и некоторые его звукосочетания малоприятны человеческому уху.
Гарцкие роллеры быстро распространились по миру. В Бельгии селекция пошла по пути обучения птиц с помощью звуков падающей воды (капель). Так появилась порода «малинуа» или «ватерслагер». Они уже не пели с закрытым клювом и в их песне появились высокие резкие по звучанию колена.
В Испании, к которой относятся Канарские острова, родина канареек, было принято регулярно разбавлять кровь домашних канареек добавлением крови диких канареек – канарских вьюрков. И таким образом пение птиц испанской породы «тимбрадос» неизменно включало в себя некоторые звукосочетания вольных канареек.
В Россию первые канарейки попали еще в царствование Михаила Федоровича (1613-1645) в качестве подарков царскому дому под названием «заморский соловей» наряду с попугаями и другими экзотичными птицами и животными.
Селекция домашних животных в России всегда отличалась от европейской. Это было связано со многими причинами, в том числе, с отсутствием тех специалистов, которые выводили и улучшали завезенные породы. Поэтому лошади, скотина, собаки и домашняя птица разводились чаще всего по тем предпочтениям, которые имел владелец. Так именно в России появились орловские рысаки, русские псовые борзые и русские канарейки.
Разведение молодых канареек нередко проводилось в домах птицеловов державших также других певчих птиц. И прекрасные имитаторы канарейки быстро перенимали чужое пение. Со временем канареек стали держать не только в домах, но и в присутственных местах, в ресторанах и трактирах. На прослушивание лучших певцов стали собираться любители птичьего пения. Такие исполнители могли продаваться за большие деньги. В частности, стоимость хорошего певца в позапрошлом веке могла достигать цены офицерской лошади.
Еще с позапрошлого века в столице и других больших городах начали проводиться конкурсы канареечного пения. Появились названия колен – отдельных звукосочетаний. Исполнители ценились за красоту пения, голосовые данные, длину и сложность песни.
В Москве в середине прошлого века после войны на конкурсах пения канареек отдельно прослушивали пение роллеров по немецкой оценочной таблице и пение русских канареек, напев которых назвали «овсяночным» и составили для него собственную оценочную шкалу.
До распада СССР московские конкурсы собирали многие сотни любителей птичьего пения, проводились в больших залах и, бывало, продолжались в течение двух-трех дней. После 1991 года в связи с закрытием многих границ и экономическим упадком канароводство пережило тяжелые времена. Для пенсионеров, основного контингента канареечников, поездка в Москву, особенно из бывших республик, стала слишком сложным и дорогим мероприятием.
В нашем 21-м веке конкурсы пения канареек проводят многие страны: Украина, Испания, Бельгия, Болгария, Франция, США, Германия, Таджикистан, Узбекистан и другие. Также ежегодно в одной из стран европейского союза проходит международный Чемпионат С.О.М. – всемирной орнитологической организации любителей птиц. В России конкурсы проходят в Москве (в марте и декабре), Ростове, Краснодаре, Иваново, Павлово-на-Оке.
В зависимости от того, какая певчая порода канареек участвует в конкурсах, оценка пения производится жюри, в которое входят судьи – специалисты по пению именно этой породы. В С.О.М. существует международная судейская коллегия O.M.J. В нее входят компетентные судьи, среди которых бывают специалисты по оценке пения нескольких пород. Россия пока не вошла в состав C.O.M.
В последние десятилетия среди певчих пород канареек произошли большие изменения. Болгария занялась трансформацией породы ватерслагер. Цель – получить певца способного исполнять соловьиные колена. Название породы «орфей».
В Испании тимбрадос разделилась на несколько пород: флореадо (прерывистое пение), классика (непрерывное пение) и также появилась новая порода кантор испаньоль.
Ватерслагеры, насколько знаю, также имеют несколько вариаций. В Бельгии есть приверженцы старой школы пения, а в США разводчики добавили новые колена в песню.
Гарцкие роллеры, самая первая певчая порода канареек, тоже не одинаковы в своем пении и его оценке. В Германии в разных ее областях (землях) существуют свои клубы. И в них имеются свои предпочтения. В Австрии оценка пения роллеров проводится по собственным канонам. В США тоже много роллеров, но условия и оценки их пения на конкурсах на сегодняшний день мне не известны.
Русская канарейка на сегодняшний день в своей массе поет наиболее консервативно. На Всесоюзном совещании канароводов в 1984 году «слушали-постановили», что овсяночный напев – единственно правильный и верный. И отступление от него на конкурсах будет караться. Оценочные шкалы применяемые на конкурсах в Украине, Таджикистане, разных городах России очень близки. Как и судейство. В частности, в последние годы на московских мартовских конкурсах дважды успешно принимали участие судьи из Украины. А птицы обученные таджикскими канароводами неоднократно становились призерами московских конкурсов. К сожалению, старинная традиция обучения кенаров исполнению музыкальных отрывков утрачена. Хотя еще на дореволюционных конкурсах канарейки получали золотые медали за свою трактовку музыкальных произведений. В частности, за «Пастушку» из оперы Чайковского «Пиковая дама».
Есть ли подвижки в России? Несомненно. Начиная с 2004 года, Фонд поддержки русской канарейки проводит конкурсы со сложным судейством. Помимо жюри «овсяночного» напева, мартовские конкурсы оценивают еще два жюри: орнитологи и музыканты. Тем самым, пение кенаров, даже не соответствующее канонам овсяночного напева, может получить высокие баллы за красоту голоса, сложность и композицию исполненной песни. В результате для многих канароводов желающих слушать новые колена, вставлять в песню кенара ранее не использованные звукосочетания из набора вольных певцов, такая возможность появилась. И они стали учить своих птиц новым песням. В отличие от «овсяночного» напева, его стали называть "лесным" напевом. Пока что таких любителей немного. Люди знают, что дороже продастся кенар с классической песней. Коммерческий успех никто не отменял. Но возможность учить своих птиц той песне, которая по душе самому канароводу, а не только по стандарту оценочной шкалы, у людей появилась. Готов предположить, что в XXI веке русская певчая канарейка тоже может разделиться на две-три ветви, как это произошло на родине канареек в Испании.
03.11.2021