Автор Тема: Пение канареек как музыка  (Прочитано 4108 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3299
А. Стрельникова – автор произведений в жанрах инструментальной (камерной и симфонической) и вокальной (сольной и хоровой) музыки, автор музыки к двум мультипликационным фильмам, автор музыки к двум одноактным балетам и к одному двухактному балету; также занимается аранжировками, переложениями музыки некоторых русских и зарубежных композиторов.
С 2005-го года помогает ФПРК в оценке-экспертизе пения кенаров на весенних конкурсах.

...душа музыки - мелодия. её мы напеваем, когда вспоминаем какое-либо музыкальное произведение; мелодию прежде всего воспринимаем, когда слушаем музыку; и часто выразительность или полное отсутствие мелодии становится для нас критерием, по которому мы оцениваем своё впечатление от музыки: "нравится" или "не нравится".
в песне канарейки действуют те же законы, что и в музыкальном произведении.
прослушав песни, скажем, двадцати канареек, можно выделить среди всех три-четыре песни.
каким образом получается сравнивать между собой эти причудливые, изысканно-выразительные звуки, которые воспроизводит не музыкальный инструмент, не человеческий голос, а птица?
ответ прост и состоит из одного слова: мелодия. как происходит в обычной человеческой речи - можно собрать воедино несколько отдельных букв, разрозненных слогов. но сложатся ли они в слова? а слова в предложения? а предложения передадут ли мысль? нет. только сочетаемость и связность помогают нам понимать. в музыке так же. отдельные звуки не рождают чувства гармонии. понятие о красоте меняется с течением времени, точный рецепт "как создать Прекрасное" вряд ли существует.
однако же есть в истории музыки, живописи, архитектуры (и в целом - искусства) такие шедевры, которые остаются таковыми на протяжении многих лет и даже столетий. значит, можно говорить об определённых качествах и характеристиках этих шедевров, благодаря которым мы с восторгом смотрим на картины, слушаем музыку.
а что же в песнях канареек нас пленяет? слаженность звучания и красота мелодии. и уже потом наш слух замечает и анализирует ритм, тембр, диапазон, регистр. если сравнивать с деревом, то мелодия - это ствол дерева, а всё остальное - ветки. всё взаимосвязано и одно без другого не существует. странное будет зрелище, если на дереве не будет ни одной веточки. возникнет ощущение неживого существа. то же самое и с ветками - как они будут получать питательную силу земли, если не через корни, не через ствол дерева.
мелодия передаёт эмоцию, благодаря чему музыка рождает у слушателя различные ощущения, переживания, воспоминания и всё то, что невозможно облечь в словесную форму.
плавность, поступательность (звуки не скачут от высокого к низкому и обратно, а двигаются постепенно, по примеру человеческого голоса), гаммообразные мотивы, различные варианты мелодий, построенных по закону трезвучия, завершенность (есть начало и логическое завершение) - вот те немногие параметры, которые можно назвать, пытаясь подобрать слова к описанию красивой мелодии.
и, конечно, душа. этому слову уж точно нет разумных объяснений. но именно душа есть в каждом шедевре.
а душа музыки - мелодия!
 
« Последнее редактирование: Апреля 03, 2012, 22:11:38 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн jama mykymov

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 170
  • skype: jamamykymov
  • Населённый пункт: Таджикистан Душанбе
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #1 : Апреля 06, 2012, 16:20:02 »
Цитата: Р.С. Марта 28, 2012, 22:40:04 »
И я буду только рад, если в другой ветке мы когда-то обсудим критерии "музыкальности".
Уверен, что сообща сможем точнее и правильнее понять и сформулировать за что мы ценим
и любим пение русской канарейки овсяночного напева.


Привет Всем, Роман Николаевич тема открыто но что-то все молчат, никто не знает с чего начат обсуждение  про МУЗЫКАЛЬНОСТЬ по моему. Вот уже два года на весеннем  конкурсе, кенари оцениваются за музыкальность. Может быть лучших кенаров которые получили хорошие баллы за музыкальность пускай с браком в конкурсе выставить на форум и потом обсудить что правильно что нет. Как говорят Маленькая практика стоит большой теории.
Удачи в нашем деле, Всем !!!

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3299
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #2 : Апреля 06, 2012, 17:40:01 »
Спасибо за предложение, Джама!
Всенепременно обсудим! Только уже после выходных...
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Константин

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 105
  • skype: Antonoffff
  • Населённый пункт: г. Боровичи
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #3 : Апреля 07, 2012, 09:51:54 »
Мы не плохо освоили и вспомнили школьный курс физики, что касается звуковой волны - такие характеристики как амплитуда и частота. Существуют и другие понятия. Распространение звуковой волны. Нас интересует формирование звука. В формировании звука у птиц играют большую роль и сиринкс, и язычок , и клюв. Вот что формирует тембр звука с его созвучаями и гармониками (обертонами). Ритм - это то,  что создает мотив пения. Мы можем создать шаблон на компьютере и попытаться закрепить у своих птиц. Ритм - это длина пропевания колен, число повторов колен и их соотношение в песне в целом. Тембр- генетически присущие признаки. Если птичка низкотональная, то ей лучше будут удаваться отбои, будут "глубокими" кулики и двойные юлы, дубровник, но стрижиные россыпи в запевке, серебристые и кузнечиковые россыпи, игра овсянок будут невыразительными, или их птичка вообще откажется исполнять, и наоборот. при высоком тембре голоса, от вылупления, птичка лучше исполняет запевку, россыпи и овсянки, а другие колена будут не выразительными, или их опять не будет. Шаляпин, Лемешев, Козловский имели разный тембр голоса. Но удовольствие мы получаем от прослушивания этих певцов. Противопоставлять их было бы глупо. Так же и канарейка от зачатия, по наследству,  имеет склонность к определенному тембру (тенору или баритону). Всем должно быть это ясно. С ритмом могут помочь люди с музыкальным образованием. Только попросите Стрельникову переложить на ноты, такты песни призеров, наиболее понравившихся птиц за годы проведения конкурсов. И можно будет задать ритм.
Всего доброго.

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1216
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #4 : Апреля 12, 2012, 12:01:48 »
Стрельникова ранее уже переложила на ноты песню кенара, можно посмотреть ритм...
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн michcty

  • Модераторы
  • канареечный охотник
  • ***
  • Сообщений: 79
  • Населённый пункт: Мичуринск
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #5 : Апреля 23, 2012, 10:45:47 »
В книге И.К. Шамова "Наши певчие птицы" , 1910 год, понравился термин - "концертная канарейка"
Цитирую:
".....Позднее была очень хорошая птица В.И. Веретенникова из Калуги; затем на сцену вышла боровская, Ивана Алексеевича Овчинникова, и долго первенствовала надо всеми привезенными в то время канарейками. Нам привелось ее послушать в 1880 г., и мы до сих пор повторяем нашу глубокую признательность охотнику, сумевшему выучит птицу так правильно, так хорошо. Это была именно "концертная" канарейка; она собрала тогда в Охотный ряд всех имеющихся в Москве охотников и заставила их пережить такие минуты, которые они,как и я, едва ли забудут во всю жизнь. Чудные нежные россыпи, мелкие, серебристые овсянки, трелевые дудки сменялись одни за другими; и все охотники, слушая эти песни, сидели как бы застывши на месте... Птица вызвала всеобщее одобрение и все, что было прослушано, было куплено охотниками по большим ценам, от 40 до 100 руб. штука. Были охотники, - невольно приходится повторить, - была и птица!..."

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3299
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #6 : Апреля 23, 2012, 13:00:46 »
Спасибо, Дима, за замечательную цитату!
Раньше канареечная публика, насколько могу предполагать, была и культурнее, и образованнее нынешней. Бывала в концертах и могла сравнивать птичье пение с инструментальной музыкой... :)
В результате весьма жесткого отбора в последние 100 лет (не подумайте, что канареек - канароводов!) названия колен давались в соответствии с близкими пониманию представлениями : "тройник, отбой, качалка, ишаковая синица, булькотка, трещотка" и др.  ;)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3299
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #7 : Декабря 21, 2012, 22:19:52 »
Сейчас слушал по "Культуре" концерт Спивакова. Оркестр играл различную классику, Мацуев - Рахманинова, в общем, замечательный концерт, если слушать "живьем".
Но я слушал через старенькие динамики маленького допотопного телевизора. И впечатление было не ахти.
Но вот конферансье Бэлза объявил, что Спиваков пошел за скрипкой Страдивари для очередного номера.
И он заиграл...И скрипка запела... Даже через старенькие динамики мы услышали такое звучание. что жена сказала:
"живой звук!"
Музыка - это звуки. Песня - это в первую очередь мелодия. Слова-стихи-колена вторичны. К канареечному пению это все относится в такой же степени. Растите голоса, дорогие канароводы!  :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Константин

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 105
  • skype: Antonoffff
  • Населённый пункт: г. Боровичи
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #8 : Декабря 23, 2012, 17:26:47 »
Роман! Вас понимает только 0,1%  населения. Но, может и не важно!
С уважением.

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 3299
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #9 : Декабря 23, 2012, 19:44:41 »
Вас понимает только 0,1%  населения.

Спасибо, Костя, за комментарий!  :)
Меня даже читает гораздо меньший процент, насколько представляю...
А уж о понимании вообще говорить не приходится. Но...помните Булата Окуджаву
с его "каждый пишет, как он дышит...".
Так что, не обольщаюсь, не надеюсь, но точно знаю,
что несколько канареечников в России разделяют мою точку зрения.  :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #10 : Марта 07, 2016, 13:50:00 »
 Как мы слышим пение птиц    http://animalworld.com.ua/news/Kak-my-slushajem-penije-ptic

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #11 : Марта 08, 2016, 09:56:41 »
 Ну а вот коллеги  сенсационное заявление :  Перед конкурсом судья из Павлово на Оке прочел доклад об истории павловского клуба и формировании павловского хода. Им было сделано неожиданное заявление . Суть в том,как сказал этот судья, что тройник первым появился не в Москве, а в Павлово на Оке! Столько лет эту тайну от нас они скрывали .   Весенний конкурс ФПРК
Сообщение Валерий Трушников » Сегодня, 03:30                                                                                                             
 А  как  это  доказать  аргументами  ,фактами  .?   А может  быть  тройник появился первым  и  не  в Москве  вовсе  , а предположим  в  Улан- Уде   ,Норьянмаре   или Бердичеве ?

Оффлайн AlexT

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 426
  • Населённый пункт: г.Новосибирск
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #12 : Марта 08, 2016, 11:16:42 »
Птиц в Москву  в 197-е из Павлова-на Оке привозили ,но о тройнике и разговору не было.Первым в Москве научил кенаров  петь тройник, человек по прозвищу свистун это Трофилкин Николай Васильевич в 1957 году(2 штук) и купил их тогда Басихес Илья Евсеевич заплатив по 75 руб за птицу.Говорил пока не продашь мне этих птиц буду у тебя жить.
Это мне рассказал сам Николай Васильевич в 1987году,когда мы у него гостили с Контанистовым Виктором Сергеевичем(сейчас он живёт в Германии в городе Виссен)т.е есть ещё живой свидетель этого разговора.

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #13 : Марта 08, 2016, 19:55:04 »
  А вот еще одна версия  появления тройника  :В своё время в 1900 лохматом году в песню нашей канарейки стали прививать ЗАПЕВКУ (почин, начало) состоящую из 2, 3 ниток. В деле улучшения этой запевки "засветился"-преуспел канаровод, которого все называли Виктор Заика. И действительно, у него были птички, которые длительно и чётко пропевали тройник с куликом. А далее шло колено, которое В.Никитин называл "ворона каркает". Но ради этих то двух первых колен многие держали специально такую Заикинскую птичку, чтоб улучшить начало (запевку) у своих птиц. И таких "тройниковых" птиц у Виктора Заики разбирали нарасхват. В том числе и я купил такую пёструю птичку за 120 р. К сведению, в то время оклад у инженера был 117руб. "Заикой" канароводы называли его между собой. На самом деле это был, если мне память не изменяет, Виктор Елизаров.
А вот возникает такой вопрос: а какая такая дикая птица пропевала такое колено в своей песне, которое взяли кенара и поставили именно в "запевку" и которое стало называться "тройником- двойником"? И каким способом Виктор Заика улучшил звучание этого колена? Интересно? Магнитофоны тогда практически ещё не применяли. Для подсказки любопытным: была такая песенка про ёжика с дырочкой в правом боку.
Чего греха таить и я в своё время использовал этот способ обучения "тройником" своих птиц. Способ примитивный, но поучительный для понимания нынешним канароводам в распознавании различных видов звучания современных "тройников".
ChibizovEA
 
Сообщения: 1538
Зарегистрирован: 04 май 2012, 23:04
Откуда: Русский сын Башкиро-Таджикского народа, с корнями из-под Тамбова

Оффлайн саша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1040
  • Населённый пункт: запорожье
Re: Пение канареек как музыка
« Ответ #14 : Марта 08, 2016, 20:03:43 »
Вот уже две версии появления тройника  и в них можно поверить  ,  но  речь идет о  тройнике  свистовом  ,  а вот что появилось раньше тройник свистовой  или  стрижиный ? Если тройник  свистовой  можно  было внедрить при помощи  свиста  на губах  и свистульки  из любой мягкой игрушки  к примеру,  то  как  же  можно  было  насвистать  стрижиный и при помощи  чего  в то  время.?  А вот по моему стрижиный тройник появился  ранее  чем  свистовой .

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com
Телефон для связи: +7-903-225-4779