Автор Тема: История канарейки в России. Новая книга ФПРК, автор А.Разуваев.  (Прочитано 19155 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Предлагаю отрывок из новой книги издания Фонда, в которой рассказывается об одном из знаменитых в прошлом мест канареечного промысла - Полотняном Заводе.

  «Изящный промысел» в Полотняном Заводе.

    Особое историческое место в развитии канароводства  в России  занимает канареечная охота в Полотняном Заводе. Полотняный Завод – в настоящее время небольшой рабочий поселок Дзержинского района, расположен в 9 километрах от районного центра Кондрово, Калужской области.  Прежде он именовался селом Спас на Взгомонях  Полотнянозаводской волости,  Малоярославецкого или,  в некоторых других источниках, Медынского уезда. Этот поселок занимает видное место в истории русской промышленности. Здесь была основана одна из первых полотняных фабрик России.  В 1718 году, указом  Петра  I-го, «… Тимофею Филатову Карамышеву для делания парусных полотен»,  было велено «…построить завод на том месте, которое он найдет удобным».  Этим местом  стало  село, расположенное  в живописной  излучине    реки Суходрев, напротив 
места впадения  в нее небольшой речки  Шани.
     Главным владельцем предприятия вскоре после его основания  стал Афанасий Абрамович  Гончаров. С этим именем также связано  возрождение отечественного полотняного производства и процветание Калужской губернии. Эта  губерния всегда упоминалась в старых литературных источниках  как одно из мест российской глубинки, жители которой преуспели в прекрасном промысле – разведении певчей канарейки.
 В воспоминаниях писателя И.С. Соколова-Микитова о своем детстве  хорошо описано канареечное хозяйство его деда.
     «Канареек водил дед во множестве.  В прежние времена под Калугою многие важивали канареек, было это вроде особенной охоты и соревнования, а еще и теперь на Полотняном Заводе, на родине Натали Пушкиной, супруги великого русского поэта, по старой памяти кой у кого сохранились канареечные садки и заводы.  В те времена, когда мы приезжали гостить, в Хвалове еще был цел большой канареечник, обтянутый железною сеткою, с гнездами и сухими деревцами, по которым перепархивали, чистили перышки небольшие золотистые птички, много висело на чердаке пустых клеток, в которых в прежнее время сидели на гнездах, выводили птенцов кенарки.  В выводе канареек, в искусстве певцов-кенаров  (был у деда когда-то особенный дорогой кенар, за которого давали заводского жеребца, и дед поскупился, не променял кенара, умершего тот же год от куриной холеры) соперничал дед с соседом и сватом своим Карповым, жившим через дорогу, и не раз ссорились из-за птичьего пения, на долгое время расходились сваты».
     Сейчас трудно сказать, когда точно и как зародилось это прекрасное увлечение в городах и селах Калужской губернии. В народе канареечный промысел или «канареечную охоту» называли «изящным». Исторические данные свидетельствуют, что канароводство имело успешное развитие  в местах проживания наиболее просвещенного и зажиточного населения. По аналогии с  Андреасбергом, наиболее развитым городом  Гарца,  отечественная   канареечная охота  так же преуспевала в наиболее богатых,  развитых  в промышленном и торговом отношениях, областях  России.  По одной из исторических версий  торговый агент, в начале XVIII века съездив в Пруссию, весьма заинтересовался разведением канареек  в неволе и   привез экзотических птичек в Полотняный Завод.           
           Активное и успешное развитие в Калужской губернии легкой промышленности явилось ярчайшим примером в нашей истории  зарождения масштабного производства и формирование  передовых по тем временам производственных отношений. Важным стимулом  развития  канароводства в калужской губернии, а именно в Полотняном Заводе,  было однозначно связано с личностными заслугами семьи Гончаровых. Имея богатое историческое прошлое, прекрасное образование и громадный духовный потенциал, на протяжении многих десятилетий, начиная с Афанасия Абрамовича,   семья активно поддерживала местную культуру, религию и искусство.  В  1742 году Гончаров за развитие отечественного полотняного производства был пожалован титулом коллежского асессора с правом на потомственное дворянство и покупку большой вотчины с крепостными. По сохранившимся историческим сведениям, в доме господ Гончаровых всегда с большим интересом относились к  канарейкам, покупали их для своих детей и внуков.     
           Праправнук Афанасия Абрамовича,  коллежский асессор Николай Афанасьевич  от брака с Натальей Ивановной Загряжской, имел трех сыновей (Дмитрия, Ивана и Сергея) и дочерей (Екатерину, Наталью и Александру). Одна из его дочерей, Наталья Николаевна Гончарова, с 1831 была замужем за великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с которым она познакомилась,  будучи 16-летней девушкой на балу.   
     Знакомство А. С. Пушкина с семейством Гончаровых, оказалось роковым для поэта. 27 января 1837 году он был смертельно ранен на дуэли мужем сестры, Екатерины Николаевны Гончаровой (1809-1843), бароном Ж. Дантесом-Геккерном.       
С раннего детства будущего поэта везде окружали пернатые певцы. Как писали очевидцы, мир птиц Михайловского был безграничен. Они были повсюду: не только в рощах и лугах, окружающих усадьбу, но и внутри нее. Соблюдая «обычай доброй старины»,  в светлице его  няни постоянно водились чижи и  канарейки, а около дома — голуби, скворцы и ласточки, за которыми ухаживала Арина Родионовна.  Няня  очень любила голубей, Пушкин нежно называл ее «голубкой». У самого  Пушкина в комнатах Михайловского тоже пели живые птицы — чижи, щеглы и  канарейки.  Мир птиц  в течение всей жизни был  великим  утешителем и целителем для поэта,  помогал  ему справляться с тяготами своей судьбы.  Правда, Пушкин в своем творчестве ни разу не упомянул многих здешних пичуг, которые всегда были у него на глазах. Однако в  словаре Пушкина мы встречаем  среди названий многих птиц и  голубя, и иволгу, и соловья,  и канарейку, и  других певчих птиц.
     Детские годы Н. Н. Гончаровой прошли в имении ее отца Н. А. Гончарова в Полотняном заводе, в окружении прекрасной природы среднерусской полосы и пения канареек, которые всегда были в доме Гончаровых.   Среди дворян и мещан считалось, что «кенарь - это лучший подарок». Афанасий Николаевич Гончаров, дедушка Н.Н. Гончаровой, которую он очень любил, однажды приобрел «5 пар кинареек» на одной из ярмарок Полотняного Завода.  Несомненно,  схожее детство и воспитание среди природы и птиц позволило впоследствии сблизиться и соединиться двум чутким душам в единой любви друг к другу и  окружающей природе. Пушкин много раз  бывал на Полотняном Заводе.  Впервые поэт посетил Завод в конце мая 1830 года.  Ему так понравились  Полотняный Завод, его живописный парк и прилегающие местности, что он даже хотел купить у Гончарова деревни Никулино и Образцово.  Второй раз Пушкин был у Гончаровых  в в ноябре 1834 года. Рассказывают, что в беседке, ныне исчезнувшей, на стенах были стихи, написанные Пушкиным. Поэт гостил здесь две недели, работал в богатой библиотеке Гончаровых над историей Петра I, которую поэт начал писать еще в 1832 году. Это произведение  так и не было им дописано.  Так  за три недели до смерти Пушкина с ним беседовал надворный советник Дмитрий Келер, которому поэт  сетовал, что его работа годится только на подстилку в клетку канарейки.  Так оно и случилось,  Наталья  Ивановна  Гончарова (племянница Натальи Николаевны Пушкиной)  обратила  внимание  на  исписанные листы, которыми была устлана клетка с  канарейками ...  Тогда  только  и  был обнаружен в кладовой старый,  попорченный мышами  ящик,  с оставшимися рукописями  поэта и его документами,  очевидно, что  часть из которых    прислугой  уже была использована.
          В  сентябре 1832 года, фактическим владельцем поместья и фабрик в Полотняном Заводе стал старший брат Натальи Николаевны – надворный советник Дмитрий Николаевич Гончаров.    В это  время, по специальному заказу А. С. Пушкина, приступившего к изданию журнала «Современник»,  Д. Н. Гончаров поставлял   для  журнала бумагу.  После гибели поэта брат сопровождал Наталью Николаевну с детьми из Петербурга в Полотняный Завод, где она провела два года в трауре.
     Как уже говорилось, потомки основателя  Полотняного Завода больше  отличались любовью к искусству, а не к производству;  прославились меценатством и благотворительность, жертвуя деньги на строительство и ремонт калужских театров, церквей и соборов.  В результате   Полотняный Завод, перешедший к его старшему сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, к тому времени уже  был в упадке  «от глупости и беспечности» его деда, поэтому дела Гончаровых в то время  шли плохо. В конечном итоге, к началу   XXI века,    полноценно  работала  лишь писчебумажная фабрика.     
Д. И. Малинин пишет: « … по примеру своих господ,  кроме фабричной работы, занимались ремеслами и оригинальным промыслом - разведением канареек. В прежнее время жители ездили торговать ими по разным отдаленным местам России, а некоторые добирались даже до Китая. Промысел давал до 12 тыс. руб. в год. Теперь он также существует, но находится в упадке».
     К концу XX века, в селе Полотняный Завод разведением канареек занималась значительная часть населения.  Ранней весной канареек рассаживали в отдельные птичники, в которых устраивали по два гнезда, выстилавшихся ватой, корпией  или мелкой мочалкой. Через некоторое время самки, приспособив гнездо, клали яйца, высиживали молодых и в течение 2—3 недель кормили их, в чём принимали участие и  самцы. После кормления опять начиналось несение яиц, высиживание  молодых и так до 3—4, а иногда и до 7 раз в год. Когда молодые самцы  начинали петь, их вынимали из птичников и отделяли от самок. Для  обучения пению их подвешивали в клетке к старому хорошему певцу,  наигрывали мелодии на особом органчике или же насвистывали на дудочке.
Пение канареек  Полотняного Завода отличалось своей мелодичностью и особым построением песни.  Птицы, как правило, должны были начинать свою песню с колена, называемого «овсянка», далее следовал мелодичный и нежный тур «валик», переходивший затем в «серебристую россыпь». После «россыпи» звучало колено «колокольчик»,  за ним шло колено «кулики», очень ценившееся любителями и,  наконец,  колено  «дудка». «Дудка» могла быть в виде  низкой  трели, напоминавшей  тур гарцского роллера, или высокой - «светлой» трели. Именно «дудкой» должна была заканчиваться песня этих канареек.
     Сбыт молодых кенаров производился осенью — либо на месте скупщикам, либо же через развоз хозяевами в Одессу, Харьков, Екатеринославль, Казань и даже Иркутск. В столичных газетах того времени можно было прочитать объявления похожего содержания:
     «Пятьсот штук   канареек  только что привезены из Калуги, отлично поют днем и при огне...»
     Назначив канареек в дорогу, их сортировали по ценам на партии и каждую партию собирали в отдельный мешок, откуда их потом пересаживали в дорожные садки особого устройства. Всего из Полотняного Завода вывозили ежегодно до 4000 штук,  на сумму около 7600 рублей, причём самки ценились от 20 до 40 копеек за штуку, а самцы от 3 до 4 рублей, кроме особенно выдающихся, стоимость которых доходила  даже до 50 рублей.
     Невосполнимый урон разведению канареек в Полотняном Заводе, как и во многих других регионах нашей страны,  нанесли многочисленные исторические и политические потрясения  начала XX века.  Окончательное увядание канареечного промысла в городах Калужской губернии, произошло в 20-х 30-х годах предыдущего столетия, когда во время «крестового похода» против российской истории и культуры, вместе с разрушением и осквернением святых для всех русских идеалов произошло изгнание  и единственных домашних певчих птиц канареек, как атрибутов «мещанства».
« Последнее редактирование: Ноября 01, 2012, 13:46:35 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Роман Николаевич решил опубликовать один из фрагментов новой книги. Хочу пояснить, что этот материал готовился для школы "Русской Канарейки" в виде лекций или очерков. При сборе фактических исторических данных, их оказалось очень много, поэтому решили сделать сборник очерков, где будет подробно рассмотрена история обнаружения, переселения и  одомашнивания канареек вообще, а также отдельные темы  истории возникновения гарцкого Роллера, Малинуа, Тимбрадос и Русской канарейки.   В книге будет приведено большое количество  исторических фактов, известных и не известных ранее, которые помогут многим открыть для себя канарейку по-новому.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Еще немного истории в другой главе, вернее в ее части, все не помещается, остальное уже в книге.

300 лет в ногу с  династией
                 
                   
      ...Особенно часто  птиц привозили  царю Михаилу Федоровичу (1596 – 1645)  - первому русскому царю из династии Романовых -  большому любителю  всякой живности.  Так, во время его правления, на месте нынешней думы содержались львы и медведи; в Старом Ваганькове, на месте Румянцевского музея, - большой «псареиный двор»; повсюду в Москве разбивались парки и сады со всякого рода живыми обитателями. В 1613 году,  в декабре царю  Михаилу Федоровичу, в качестве особого дара,  английский гость Фабин Ульянов поднес попугая в железной клетке. В декабре 1620 года английский посол князь Иван Ульянов Мерик поднес две птицы – «попугаи индийские».  В 1622 году, в апреле, дьяк Булгак Милованов поплатился своею шапкою, которую у него испортила в государевых хоромах «птица попугай». Государь пожаловал ему новую. Если попугаев держали при дворе в качестве потехи, то певчих птиц исключительно для «услады слуха».
      Неизвестно кто и когда точно привозил  царю канареек, но первое упоминание об этих птицах, которых в то время называли  «КАНАРСКИМИ СОЛОВЬЯМИ»,  относится  именно к  этому  времени.   Примечательно, что в старых документах  упоминание о канарейке соседствует с историческими сведениями  о появлении в России другого чужеземного баловства. Так, при Михаиле  Федоровиче  появился чай, который впервые был прислан царю  в дар от монгольского государя. Во второй половине XVII века, вместе с содержанием канареек для услаждения слуха, знать начала заваривать чай, приписывая ему особую целительную силу.   
         Доброе отношение  ко всему живому, в том числе и к  птицам, передалась  также сыну первого русского царя из рода Романовых -  Алексею Михайловичу (1629 – 1670) , который ко всему прочему, за страсть к разведению золотых рыбок,  считается и первым русским аквариумистом. Описан один случай,  когда в  1667 году государь узнал, что в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим) после патриарха Никона остались попугаи, он   потребовал их к себе в Оружейную палату. Монастырские власти прислали оставшихся только двух попугаев, серого да зеленого. Иностранные гости традиционно продолжали привозить попугаев и канареек  в  знак  особого почитания  царям и их окружению.
Специально для попугаев в 1669 г. в государевы хоромы  было сделано 10 птичьих клеток из железной проволоки.  Но любимой нашими предками и преимущественно садовой  птицей  была перепелка. В 1667 года, при Алексее Михайловиче, в комнатном саду висело несколько клеток  с перепелками, «сетки у этих клеток были шёлковые».   
    ... Любовь к природе и желание  окружать себя пернатыми певцами  традиционно  продолжало  передаваться  при смене поколений в  царственных семьях. Царь  Иван  Алексеевич (1666 - 1696) и  царица Прасковья Федоровна (Салтыкова) жили  в особых теремах в Кремле, выстроенных уже при царевне Софии Алексеевне.  Во дворце, как это было принято в то время,  проживали  карлы с карлицами,  арапы и арапки, маленькие калмыки и калмычки, взятые в полон. Их держали для развлечения  наравне с обезьянами, попугаями и другими  «чудами», кроме этого неизменною принадлежностью дворцов были всякого рода певчие  птицы.  В ее комнатах стояли клетки с птицами, как диковинными попугаями и  канарейками,  так и с обычными соловьями, щеглами и перепелами. По воспоминаниям очевидцев, дворец с утра до вечера оглашался пением разнообразных птиц и  криками попугаев. Наверное, птичье пение и многоголосое щебетание отнюдь не раздражали царицу, а напротив, зимой и в ненастную погоду они напоминали ей погожие весенние или летние деньки.   Иногда для содержания разных птиц выделялись отдельные комнаты или делались  большие  клетки.  Летом  1671 года,   в Преображенские хоромы царевича Федора была сделана «клетка птицам о четырех житьях (ярусах) из проволоки, длиною аршин два вершка».  В 1684 году для Прасковьи Федоровны по ее просьбе была  заказана особая клетка для перепелов. Деревянные клетки, как произведения искусств,  украшались самоцветами, замысловатой резьбой,  расписывались красками  или  золотились. 
     Воспитание детей в царских семьях также было в неразрывной связью с природой.   Живописец  Богдан Салтанов, житель армянской колонии в Персии, работал в России по приглашению царя  Алексея   Михайловича.  Ко всему прочему, он расписывал красками детские палаты и  игрушки для маленького сына Петра.  Например, ему было приказано весной 1676 г. расписать «гнезда голубей, ракиток,  канареек, щеглят, чижей и даже стадо баранов с  шерстью  будто сущая».
           Очередное историческое упоминание о канарейках связано с  именем Екатерины II (1729 -1796).  Будущая российская императрица  приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны, приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 году вступила в брак с великим князем Петром Федоровичем, впоследствии Петром III.
      Всем известно огромное историческое и политическое значение для России этой царицы, за что ее, как и Петра I, стали называть Великой.  Все передовые и ратные достижения России второй половины XVIII века связывают с именем Екатерины Великой.  Её умение управлять государством сочеталось с любовью ко всему прекрасному, в том числе и к пению птиц. Екатерина любила проводить время и отдыхать, любуясь изящными произведениями искусств, в окружении экзотических растений и  птиц. Для этого во дворцах она специально   создавала искусственные сады, украшенные статуями, беседками и фонтанами, наполненными ароматами цветов и пением птиц. Современник императрицы граф Хорд,  в своих мемуарах так описывал один из таких садов в Эрмитаже: «Он занимает целое крыло императорского дворца и состоит из картинной галереи, двух больших комнат для карточной игры и еще одной, где ужинают на двух столах "по-семейному", а рядом с этими комнатами находится зимний сад, крытый и хорошо освещенный. Там гуляют среди деревьев и многочисленных горшков с цветами. Там летают и поют разнообразные птицы, главным образом,  канарейки. Нагревается сад подземными печами; несмотря на суровый климат, в нем всегда царствует приятная температура...».
 Убранство  Таврического дворца, одного из самых любимых резиденций императрицы, построенного по ее указу для своего фаворита, светлейшего князя Г.А. Потемкина, также ярко свидетельствует  о привязанностях  Екатерины.  В описании дворца и его садов, как можно догадаться,   не обошлось без упоминания о канарейках: «…статуи, и беседки, и фонтаны, а в центре сада стоял храм  Екатерины, на жертвеннике которого перед ее статуей были выбиты слова: «Матери отечества и моей благодетельнице». Невидимые глазу курильницы с благовониями издавали непередаваемые ароматы, перемешивающиеся с запахами цветов, а над головами гостей, в ветвях деревьев, неумолчно пели десятки соловьев,  канареек,  дроздов и иных певчих птиц. Таврический сад под открытым небом представлял собою как бы продолжение зимнего сада – он был изукрашен столь же искусно, но на прудах стояли лодки и гондолы, а из множества беседок, построенных на искусственно насыпанных холмах, открывались изумительной красоты виды дворца и парка».
      Не менее известен  в Москве был обширный дом знаменитого сподвижника  Екатерины II,  графа  Алексея  Григорьевича Орлова, титулованного Чесменским за победу над  турками  при Чесме.  Как уже говорилось, Орлов жил в большом  доме в Нескучном саду на берегу Москва-реки, возле Донского монастыря, и славился своим богатством, роскошью и хлебосольством, принимая по воскресеньям от 150 до 300 человек. Для увеселения гостей  в залах дома во множестве были расставлены клетки с говорящими попугаями и канарейками. Являясь большим любителем всего живого и талантливым селекционером,  он смог реализовать свой талант,  только попав в опалу,  в возрасте  39 лет. Граф был вынужден поселиться в провинции, сделав своей основной деятельностью селекцию домашних животных и птиц, где вывел  около 70 новых пород. Наибольшую известность он получил за  выведение в своем конном заводе  в Воронежской губернии  знаменитой русской породы легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси, названной в честь создателя  орловским рысаком.  В другом имении Орлова, в  Хатунской волости  Серпуховского уезда, в 70 верстах от Москвы, графом выводилась различная мелкая домашняя живность. В голубятнях имения разводили  почтовых  голубей, которых использовали  для передачи экстренной почты  из Москвы в  волость.  Долгое время по всей Руси и за ее пределами славились орловские  бойцовые индюки и гуси, а также орловские канарейки, отличавшиеся  своеобразным  напевом. Кроме этого,  граф был большим почитателем  псовой охоты,  довел до совершенства породу русских борзых собак, родословную которых он  вел самостоятельно. К сожалению,  в отличие от гусей орловской породы  и борзых собак,   русских канареек орловского напева сохранить не удалось.
 При  Екатерине Великой   стали  впервые  появляться книги  по канароводству,  как  уже  сформировавшемуся самостоятельному   разделу  домашнего птицеводства.

Теплов, Григорий Николаевич (1711-1779).
Птичий двор, или Подробныя наставления о содержании всякаго рода домашних птиц, предохранении и лечении их от всяких случающихся у них болезней; А притом также достаточныя сведения о разведении, воспитывании, выкармливании и обучении   канареек. С приложением гравированных фигур. – Во граде св. Петра: Печатана на иждивении И. Глазунова : [Тип. Сытина] , 1792. – VIII, 115 с., 6 л. илл.
 
     Следующим августейшим  семейством, исторически связанным  с канарейкой,  была семья великого  князя Николая Павловича (1796 – 1855) и его жены - дочери  прусского короля Фридриха-Вильгельма III,   принцессы Шарлотты, ставшей после принятия православия великой княгиней Александрой Федоровной. Вступление на престол  Николая  I, как известно, было ознаменовано восстанием декабристов, которое было блестяще подавлено молодым царем в лучших традициях российского самодержавия.  Царь  Николай I, приверженец военных наук и железной дисциплины, был далек  от созерцания красот окружающей природы. За свой 30-летний период правления, совершив немало военных походов и  прослывший,  по словам Тютчева  «тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни», в семье был также достаточно сдержанным  мужем и строгим отцом. Обустройство дома и создание домашний уюта он отдал на откуп своей жене.  Александра обожала романтическую обстановку феодальной Германии, с ее опрятными уютными, утопающими в цветах,  домиками и готическими соборами на площадях, перед которыми били окруженные зеленью фонтаны. Она и в Петербурге в своих комнатах держала в горшках экзотические цветы, за которыми сама ухаживала. Кроме того, по обычаю немецких хозяек, как в своих комнатах в Берлине, держала она в особых немецких клетках канареек  и других певчих птиц.  Александра сама их кормила и ухаживала за ними.
     Царица так описывала свою жизнь:- «Выходим в свет мало, по воскресеньям обедаем у мамы… по вечерам сидим дома, играем в макао… Дома – цветы в горшках, канарейки  в удобных клетках…». 
     У царя Николая I  был любимый пес – спаниель Гусар, он никогда не отлучался от хозяина и пользовался всеми привилегиями избалованной собаки. Захотев как-то вознаградить одного из своих сыновей, Николай I уложил его рядом со своей кроватью на расстеленную на полу ту самую старую шинель, на которой спал его пес Гусар. Не исключено, что сыном этим был будущий император Александр II, самый страстный собачник среди Романовых.
     Легко представить в каком окружении прошло детство нашего следующего царя-реформатора Александра II.   В эпоху правления Александра II (1856 – 1881) Россия переживала активный экономический и социально-политический подъем. Главным, можно сказать эпохальным событием того времени была отмена крепостного права. Как нам известно, именно после этого события, в среде обычных крестьян и простых ремесленников,  в России стали активно развиваться  ремесла и народные промыслы, в том числе и канароводство.   Мало что  известно об отношении самого царя к канарейкам, по мнению очевидцев, он больше любил собак и кошек, но в домашнем окружении его семейства канарейки не утратили своего преимущества и были такими же полноправными жителями дворца, как и в прежние времена. 
 Будучи знатоком и мастером охоты, Александр держал образцовую англо-русскую свору, его семья жила в окружении множества собак, пользовавшихся едва ли не всеми привилегиями принадлежности к императорскому дому. Во всяком случае, занимаясь глубоким преобразованием страны, страстно любя  своих собак, Александр II  не рассматривал канарейку пережитком  прошлого, а наоборот, видел в ней много пользы. В камере Петропавловкой крепости, где долгие  семь лет, перед отправкой на вечное поселение в Сибирь,  сидел смутьян и анархист  М.А.Бакунин, ему  было разрешено по личному указу самого царя  держать клетку с парой канареек, притом, что на просьбу «быть водимому в баню» он получил отказ.   
     Весной 1881 года царь-реформатор, сделавший так много для своей страны, Александр II, был взорван бомбистом  на Екатерининском канале и умер во дворце, истекая кровью, в окружении своей семьи. При этом был и его  внук  Ники, в одночасье ставший  наследником престола, для  которого смерть деда осталась в душе тяжелым воспоминанием на протяжении всей его жизни. 
      Всеми любимый Николай (или Ники как его все называли) со своим братом Георгием жили в одной комнате, они  были добрыми и сердечными отроками и  никогда не ссорились. С малых лет, сердечно любя «братьев наших меньших», они завели в своих покоях  целую компанию канареек и попугаев, заботу о которых не доверяли никому другому.  Маленький Ники, позже император Николай II, с детства на всю жизнь приобрел  любовь к канарейкам. В своих  детских дневниках наряду с успехами в обучении и важными событиями, часто отмечал и канареечные заботы: - «Утром переселяли   канареек  в маленькие деревянные клеточки…».   
Любовь  к канарейкам на всю жизнь сохранилась у последнего императора из династии Романовых. Он был настоящим ценителем пения канареек, птиц ему поставлял в Санкт-Петербург известнейший разводчик из Павлово-на-Оке И. Н. Горшков.  По рассказам старого московского любителя, А. П. Хабарова, лично знавшего Горшкова, за своих птиц он был награжден царем иконой Божьей матери.  Небезынтересен также такой  факт, что однажды на день рождения царю его близкие подарили кенара из Полотняного Завода.  В другом историческом  примере, в 1905 году перед русским царем птичка пропела тогдашний гимн «Боже, царя храни»! Расчувствовавшийся монарх одарил ее владельца инкрустированной бриллиантами табакеркой. Позже Николай II сам, хотя и  безуспешно, пытался обучить гимну своих кенаров, которых он держал в Малом Петергофском дворце.
      Современник Николая II,  святой отец Иоанн Кронштадский, славился, помимо своих духовных благоденствий, абсолютным безразличием к материальным  ценностям и большой любовью к птицам. Поэтому он отвергал всякого рода подношения, но с  удовольствием  принимал в дар птиц. Его скромное жилище по всем углам и стенам было украшено киотами и иконами,   на всех шкафах  стояли клетки с воркующими голубями и другими птицами, а на подоконниках выводили свои трели канарейки.   Император  неоднократно бывал дома у святого отца, да и не только он - дом отца  Иоанна ещё при его жизни стал местом паломничества. На следующий день после кончины отца Иоанна Кронштадтского император Николай II предложил Святейшему Синоду увековечить его память, ежегодно отмечая день его упокоения всеобщим церковным поминовением….
     За годы правления императора Николая II  в России  прошел целый ряд социальных и экономических преобразований во всех сферах жизни страны. Экономический уровень развития 1913 года  считается  эталонным по многим параметрам. Это  также относится и к домашнему птицеводству, и, в том числе, к канароводству.  В то время в каждом крупном городе были клубы и общества любителей канареек,  объединяющие не одну тысячу частных хозяйств.   Во множестве издавались специальные книги и пособия, в том числе,  отечественные и переводные, проводились аукционы по продаже и обмену племенной птицы, проводились смотры  и конкурсы пения канареек. Работали целые фабрики по изготовлению клеток и инвентаря, существовали даже кормовые биржи.
     Все  это с отречением от престола  последнего царя Николая II правящей династии  Романовых, трехсотлетний юбилей которой в России отмечали  именно в 1913 году, и сменой политического строя страны,  было безвозвратно  утрачено.   С окончанием многовекового исторического периода правления дома Романовых,  закончился  самый значимый и продуктивный период развития канароводства в России,  оставивший нам в наследство русскую певчую канарейку.

« Последнее редактирование: Октября 28, 2011, 12:53:30 от Р.С. »
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Доктор, как продвигается работа над книгой?
Вот, выпросили у меня статью для публикации на американском русскоязычном сайте:
http://kontinentusa.com/russkaya-kanarejka-mify-i-realnost/?fb_action_ids=451635018216200&fb_action_types=og.likes&fb_source=other_multiline&action_object_map=%7B%22451635018216200%22%3A510564445622154%7D&action_type_map=%7B%22451635018216200%22%3A%22og.likes%22%7D&action_ref_map=%5B%5D
А сослаться-то пока не на что...  ;)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Как говорят, с божьей помощью. Все готово. Осталось определиться с издательством...
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Чибизов Е.А.

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 315
  • Населённый пункт: Сергиев Посад
 Надо исправить в последнем обзаце про полотняный завод.........  НЕ в начале21 века, а в начале.......

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Надо исправить в последнем обзаце про полотняный завод...

Спасибо, Женя, ты внимательный читатель!  :) Исправил...
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Кеша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 84
  • Населённый пункт: Кунцево
Уважаемые ,KОРИФЕИ!В этой теме есть пояснение,что книга выйдет для школы"Русская Канарейка".Вопрос-где находится эта школа?( В яндексе и др. поиск . Не нашла)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
В этой теме есть пояснение,что книга выйдет для школы"Русская Канарейка".

Уважаемая Полина, спасибо за вопрос. "Школа русской канарейки"  планировалась на базе Московского общества испытателей природы при МГУ. Однако при наборе желающих выяснилось, что большинство из них живет не в Москве и приезжать на занятия в МГУ физически не смогут.
Заочное обучение мы пока не спланировали, есть проблемы. Не все желающие "на ты" с интернетом, не умеют пользоваться скайпом, поэтому пока что занятия в "Школе" не проводятся.
Но ФПРК еще будет возвращаться к проблеме обучения канароводов, так что, надежды не теряйте!  :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Кеша

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 84
  • Населённый пункт: Кунцево
А книга А. Разуваева "История канарейки в России" уже вышла из печати?

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Нет еще, застряла в издательстве...
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Владимирр

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 6
  • skype: icesedai
  • Населённый пункт: Москва
Доброго времени суток, подскажите, а планы по "Школе русской канарейки" еще есть? Как форма встреч, общения и обучения  это было бы замечательно, с удовольствием сам бы записался и ходил!!!

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Доброго времени суток, подскажите, а планы по "Школе русской канарейки" еще есть? Как форма встреч, общения и обучения  это было бы замечательно, с удовольствием сам бы записался и ходил!!!

Здравствуйте, Владимир. Планы по "Школе..." есть всегда. Но что касается очных занятий, то с этим у иногородних большие проблемы.  ;)
Набирайте хотя бы еще пять человек, и с осени начнем "учебный год"!  :)
Пока пишите, спрашивайте, на все вопросы будем стараться отвечать.
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн Владимирр

  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 6
  • skype: icesedai
  • Населённый пункт: Москва
Вот здорово бы было, если собрать желающих!!!

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4011
  • Населённый пункт: Москва
Чай и птичье пение.

А.Вертинский о чайной Москве начала 1900 годов:
" Были чайные, где любители чаепитий могли получить по вкусу десятки сортов разных чаёв: китайских, индийских, цейлонских, цветочных, зелёных, чёрных и пр. Целый печатный прейскурант подавался вам при заказе.
А были особые чайные на Трубе, с хозяевами, любителями певчих птиц. Туда ходила особая публика. Эти чайные были увешаны клетками с соловьями, дроздами, щеглами, малиновками, канарейками. Щебет оглушал вас, как только вы входили. И степенные, окладистые, бородатые купцы задумчиво слушали курских, воронежских, сибирских и таёжных, украинских и подмосковных соловьёв и спорили о красоте и чистоте голоса, о виртуозности их трелей и пр., восхваляя или порицая качества тех или иных певцов и доходя в этом до особой тонкости оценок, как истые знатоки и " искусствоведы".
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com