Никогда "душевность" исполнения (что это, кстати, такое, у нас в шкале оценки музыкальности такого понятия нет) не будет оценена у канареек без набора колен ( пусть даже "лесного" происхождения).
Доктор, именно "душевность"-то и ценится у слушателей в первую очередь! Просто все трактуют-называют ее по-своему: красотой голоса, внятностью и раскладистостью исполнения, поведением во время пения, композицией песни в целом. Единого критерия нет и, думаю, быть не может. На конкурсах исполнителей, будь-то вокалистов, будь-то музыкантов, жюри из маститых маэстро не заполняет оценочных таблиц. Просто слушают ушами и воспринимают душевные "вибрации".
Не до всех и не сразу доходит...Слушать музыку - своего рода искусство, которому тоже надо учиться. Вот американцы "услышали"(и растиражировали свой восторг на весь мир) вокализ Эдуарда Хиля спустя много десятилетий после его первого исполнения:
http://www.youtube.com/watch?v=aGVtcfx2TU4 Не зря наши предки пошли по улучшению колен канареек, несмотря на то, что в основе когда-то были песни вольных птиц. Но на этом увлечение и селекция не остановилась, у канареек остались те колена, которые они сами "смастерили" из исходного материала, потому, что колена вольных птиц несравнимо лучше поют вольные птицы, а наши канарейки отличто и разнообразно поют свои колена.
Не совсем так, Доктор. Канарейка может спеть колена синицы, овсянки, юлы, того же соловья нежнее и на наш слух лучше оригинального исполнителя. И в селекции всегда участвуют как минимум двое: продюсер - канаровод, составляющий обучающую фонограмму и кенар, который исправляет и дополняет ее на свой вкус и по своим голосовым данным. Как мы знаем, почти у любой породы певчих канареек песня может вырождаться в 3-4 наиболее простых трели. Близких по звучанию к россыпям-овсянкам. Это если птицами не занимаются, кормят вволю и не предлагают новых звуковых моделей для усвоения. Даже вольные птицы поют по-разному дома и на "зимних квартирах". Весной и осенью. До вылупления птенцов и после. Я лишь позавчера услышал звуки пеночки-теньковки, которые она издает осенью. Ничего общего с весенней песенкой! Если бы не увидел фото - не поверил бы, что это пеночка.
Это я лишь к тому, что песня - очень пластичная, меняющаяся в зависимости от множества факторов программа. И путь обучения только лишь какой-то одной жесткой модели, по которому пошли создатели породы гарцких роллеров, обедняет и сокращает возможности нашей виртуозной певуньи канарейки.
Что же до "универсальной шкалы", то я много лет пытаюсь "докопаться" до самых серьезных музыкантов, членов жюри, композиторов с этим вопросом. На меня смотрят как на больного. Нельзя музыку описать математической формулой. Во всяком случае пока. С нашим современным уровнем знаний.