Автор Тема: Кольцевание птиц.  (Прочитано 6330 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Кольцевание птиц.
« : Февраля 19, 2015, 01:47:07 »

О чем рассказывают птичьи кольца?
Мечение птиц разными способами известно с древнейших времен и имеет свою историю. Французскими учеными в 1968 году на острове Мадагаскар были найдены кости эпиорниса, с бронзовым кольцом на ноге. На нем была печать Мохенджо-Даро, индийской цивилизации существовавшей в пятом тысячелетии до нашей эры.
Самый известный представитель рода Aepyornis maximus исчез только в 17 веке, когда начали вырубаться девственные островные леса. Эти бескрылые птицы высотой до 3 метров были родственниками современным страусам. Таким образом, эта зафиксированная первая попытка мечения птиц с целью их изучения. Начало, скорее всего, было положено после успешного одомашнивания птиц человеком.

В хрониках Римской империи говорилось о птицах помеченных металлическими кольцами. Древнейшее из найденных римских колец, носила цесарка, которая примерно 2 тысячи лет назад подверглась мечению в занятой римлянами Британии. Вероятно, эта птица была потомком привезенных из Африки цесарок и носила кольцо владельца этой птицы. Не исключено, что богатые римляне могли метить своих любимцев кольцами из благородных металлов, например золота демонстрируя окружающим свое богатство.

В «Естественной истории» Плиния Старшего, римского ученого-писателя, говорится о том, что граждане Рима выпускали окрашенных ласточек и голубей с посланиями о победах в сражениях. Уже в те времена люди знали о привязанности этих птиц к местам гнездования, вот почему их специально отлавливали, чтобы затем выпустить с места важных событий.

Так во время второй пунической войны (218-201 до н.э.) между Римом и Карфагеном за господство в Средиземноморье, римскому полководцу Квинцию Фабию Пиктору гонец смог принести ласточку, из осажденного врагом города. Полководец приказал привязать к ноге птицы шнурок с узелками, с сообщением о сроках наступления. Выпущенная на свободу птица немедленно вернулась в гнездо и горожане, воспрянув духом, смогли продержаться в блокадном городе до подхода помощи.

Спустя 200 лет другой римлянин использовал ласточек для связи между Римом и своим родным городом Вольтерра, расположенным примерно в 200 км. С их помощью сообщались результаты спортивных состязаний в Риме. Ласточек окрашивали в цвета одежды победителей.

С XIII века в расцвет использования хищных птиц для охоты на дичь, владельцы соколов метили их с целью опознания.
Несомненно, люди с древнейших времен обращали внимание на регулярное появление и исчезновение перелетных птиц. На ранних этапах становления человечества подобные явления имели гораздо большее значение в жизни людей, ведь не только птицы, но и звери совершали кочевки спасаясь от неблагоприятных климатических условий, а вслед за мигрирующими животными следовали и люди.

По крайней мере, уже с античных времен перелеты птиц уже стали отмечаться, и дошли до нас в литературных памятниках тех времен: Ветхом Завете, книгах греческих и римских авторов – Гомера, Аристотеля, Плиния и других.
Аристотель, живший в IY в. до н. э. был одним из первых ученых, который сам подробно изучал и обобщал сведения о перелетах птиц.

В своей «Истории животных» он подразделил их на три группы: мигрирующих в другие широты, совершающие перелеты в вертикальном направлении, то есть, которые спускаются зимой с гор в теплые долины, а летом вновь поднимаются в горы, и которые в холодную погоду впадают в спячку, там же где и обитают. Аристотель считал, что к последней группе могут относиться многие птицы, например, такие как аисты, горлицы, ласточки, жаворонки, дрозды. Другим распространенным мнением было утверждение, что многие перелетные птицы прячутся в пещерах, или дуплах деревьев, где впадают в спячку.

Правильное описание явлений перелета дано было в серединеXIII века нашей эры в трактате «De arte venandicum avibus” (Об искусстве охотиться с птицами, 1247 г.) императора Фридриха II Гогенштауфена (1194-1250). В нем Фридрих II сообщил сведения о миграциях хищных и некоторых видов охотничьих птиц.

Однако этот литературный и научный труд затерялся и забылся в хаосе истории. Даже такой великий шведский натуралист, как Карл Линней (1707-1778), создатель системы растительного и животного мира, был введен в заблуждение широко распространенным до него мнением и в своем труде «Systema Naturae» (Система природы 1735) повторяет заблуждение, что ласточки зимуют на дне водоемов.

В XYIII веке ученые-натуралисты даже проводили опыты с целью выяснения, сколько времени может прожить ласточка, оставаясь под водой. Естественно, что подобные опыты приводили только к гибели птиц. Утверждение, что ласточки зимуют под водой, возникли из фактов непосредственного наблюдения за стаями мигрирующих птиц. В некоторых местах ласточки перед осенним отлетом образуют большие дневные скопления в тростниках по берегам водоемов, где отдыхают перед решительным броском, на утро от столь массового числа птиц не остается и следа за исключением погибших птиц плавающих в воде.

Вот почему у людей возникла мысль, что ласточки прячутся на зиму в водах озер, не подозревая, что многие птицы совершают свои перелеты именно в ночное время. В 1740 году Фриш, привязывая ласточкам на лапки красные нитки, опроверг длительное заблуждения, что ласточки зимуют на дне водоемов и в болотах, получив информацию о встречах птиц с метками по пути их перелетов на зимовку.
Только в конце XYIII столетия знаменитый французский натуралист Бюффон определенно заявил, что « нет птиц, которые впадали бы, подобно млекопитающим, в спячку». Этот момент и можно считать началом правильно намеченного пути в решении многочисленных вопросов, связанных с изучением перелетов птиц. В результате накопленных знаний в эпоху великих географических открытий, ученые всего мира вплотную подошли к научному подходу в изучении миграций птиц.

В 1866 г. француз Милле предложил метить птиц шейными кольцами с номерами, но это предложение не было реализовано.
Изучение пролетных путей птиц началось с работы финского орнитолога Пальмена, которая увидела свет в 1876 году.

В 1886 году московский зоолог проф. Мензбир М.А. составил подробную карту пролетных путей птиц для территории европейской части России. В XIX столетии изучением перелетов занимались многие крупнейшие натуралисты мира, в том числе и русские ученые-орнитологи Кеслер, Миддендорф, Северцев, Сушкин.

В 1890 году, англичанин У. Перси пометил молодых вальдшнепов кольцами со значком «W» и годом мечения в графстве Нортамберленд и получил часть колец обратно, именно вальдшнепы стали первыми птицами, которых начали кольцевать чисто с научной точки зрения.

Новая эра, в изучении перелетов птиц, наступила с того момента, когда датский учитель средней школы Л. Мортенсен в 1899 г. стал метить птиц, прикрепляя к их ногам легкие металлические (из цинка) кольца, на которых указывался порядковый номер и почтовый адрес. Мортенсен начал с того, что окольцевал 164 скворца, а также других птиц: аистов, уток и некоторых хищных птиц.

Уже в 1899-901 гг. получил столь хорошие результаты, что его метод получил международное признание. Из 102 окольцованных чирков десять были обнаружены в Великобритании, семь – во Франции, два в Голландии и по одному – в Италии и Испании. С 1902 году его метод стали применять в Германии и США. После этого многие страны начали кольцевать птиц. В 1908г. – Венгрии и Франции. В 1909 г. в Канаде и Великобритании. В 1910 г. – Югославии. Голландии, Швейцарии и Швеции. В Австралии с 1912 г. 1913 г. – в Финляндии и Австрии. 1914 г. – в Норвегии.

В настоящее время кольцевание птиц систематически проводится на всех материках. В Европе оно официально осуществляется во всех странах, кроме Греции и Албании.

В России научное кольцевание начало применяться с 1907 года. Журавль-красавка, окольцованный Фальц-Фейном, владельцем имения-заповедника Аскания Нова, был встречен на территории Судана в Африке. Официальное массовое кольцевание в России начато с 1909 года. За первые 10 лет (1907-1916 гг.) в России было окольцовано около 9000 птиц.

В СССР кольцевание птиц в больших масштабах началось в 1923 году. К настоящему времени на территории России (и бывшего СССР) орнитологами профессионалами и любителями, окольцовано более 13 миллионов птиц. На территории России ежегодно добывают несколько тысяч птиц с кольцами из почти сорока стран мира.

Вплоть до середины XX века кольцевание почти целиком проводилось в местах гнездования в пределах умеренного пояса северного полушария.

Только с 1950-х годов Институт научных исследований Центральной Африки стал проводить кольцевание птиц на территории нынешних Заира, Руанды и Бурунди. В Европе естественно, значительно возросло число повторных встреч птиц, меченных в Тропической Африке, по сравнению с количеством встреч птиц, меченных в Европе и найденных в тропической Африке. Впоследствии в работу по кольцеванию птиц включились многие другие государства в тропиках, в том числе и в южном полушарии.
Своеобразие работ по кольцеванию состоит в том, что в сборе научных сведений участвуют не только сами исследователи, но и многочисленные любители природы, прежде всего охотники, которые являются основными корреспондентами сообщающими о встречах с окольцованными птицами. Только благодаря их участию в сборе информации удалось установить процентное соотношение получаемых возвратов среди всего числа охотничьих видов, которые подверглись кольцеванию.

Во много раз меньше возвращается колец, которыми были помечены непромысловые виды птиц. Так из 100 окольцованных уток вернуться сообщения примерно о 10-12 особях, из 100 окольцованных скворцов об 1-2, а чтобы получить хотя бы одно сообщение о ласточке-береговушке, необходимо окольцевать около 1000 птиц! Доля получения возвратов среди охотничье-промысловых птиц составляет в среднем, для гусей 30%, уток – 15-20%, для вальдшнепов 10-12%.

От многих охотничьих видов получают меньше возвратов, потому что места их зимовок находятся на континентах, где на них не проводится охоты, либо кольца оседают на руках аборигенного населения. Вторая причина, что некоторые виды птиц подвергаются мечению постоянно и в достаточно больших количествах, другие пусть и популярные охотничьи виды, совершая перелеты, не несут на своих лапах своеобразный паспорт – кольцо из-за того, что методы их отлова несовершенны, либо вовсе не разработаны.

Главным результатом кольцевания птиц является возможность не по догадкам и косвенным соображениям, а непосредственными фактами определить направление и пути кочевок и перелетов, места гнездования и зимовок не вообще для данного вида, но и точнее, для определенных районов. И результаты нередко получаются неожиданными.

Кольцевание позволяет в ряде случаев точно установить, занимаются ли места гнездования из года в год одними и теми же птицами, на ряд ли лет соединяются пары данного вида, и как идет расселение подрастающих поколений. Факты, подтверждающие привязанность хищных птиц к определенным местам уже получены, так некоторые виды хищных птиц десятилетиями возвращаются в одно и то же гнездо, лишь обновляя его.

У некоторых видов сов расселение происходит быстрее и дальнее расстояние от гнезда, если год был благоприятным и пара родителей смогли выкормить всех птенцов. В годы бедными грызунами становятся летными только несколько птенцов, а иногда и один. Повторные встречи с окольцованными дупелями на токах также свидетельствуют о привязанности этих популярных охотничьих птиц к местам размножения. Благодаря кольцеванию подтвердились данные и правила постоянства мест гнездовых территорий у вальдшнепа и многих других видов птиц.

Кольцевание помогает узнать, в каком возрасте, что очень важно, начинают гнездиться особи каждого вида, получить данные о продолжительности жизни птиц, о составе стай, а также где и в какое время надо применить ограничительные меры: запрещать отстрел и отлов птиц, организовывать постоянные заповедники или заказники и т.п.

Возможность повторного отлова птиц позволяет проследить ее жизнь на протяжении длительного отрезка времени. С тех пор как большинство стран Европы и Северной Америки и других континентов стали кольцевать птиц в массовом порядке, действительная картина перелетов стала выясняться. На основании возвратов колец уточняются карты перелетов многих видов птиц. Подробное, точное выяснение путей пролета и мест зимовок необходимо для организации правильной системы ведения охоты.

Каждая страна мира выпускает свое стандартное кольцо с соответствующей надписью. Кольца изготавливаются из алюминиевого сплава различных серий, отличающихся по величине. Номер серии обозначен буквами латинского алфавита. Маленькие кольца для мелких видов птиц не имеют номера серии. Кроме того, на кольцах есть надпись столиц тех стран, где проводилось кольцевание. Стандартное кольцо из России представляет собой металлическую пластину с надписью « Москва» (на английском языке), серией из букв и номером.

Специалисты, занимающиеся кольцеванием, получают специальное разрешение на отлов птиц и составляют отчеты о проведенном кольцевании. В них против каждого номера кольца указывается вид птицы, ее пол (если возможно определить), место и время мечения.

Человек, к которому попала окольцованная птица, обязан сообщить об этом в центр кольцевания, либо сообщить о находке районному охотоведу, который в свою очередь передаст данные в центр кольцевания. Кольцо желательно расправить так, чтобы оно приняло вид пластинки, которую вместе с письмом можно вложить в конверт и отправить заказным письмом. В письме сообщаются следующие данные: место добычи (находки) кольца, время добычи – число, месяц, год, Ф.И.О. добывшего кольцо, номер, серию и другие обозначения кольца. Последние данные необходимо продублировать, чтобы застраховаться на случай пропажи кольца.

Возврат колец охотничьих видов в мире равен приблизительно 10-20%. Этот показатель относительно высок, если учесть, что у певчих дроздов, к примеру, он ниже 1%. Однако возвраты могли бы быть еще выше, если бы охотники и не только российские относились к этому более добросовестно, помнили бы что каждое кольцо большая ценность для исследователей, за этим стоит огромный и нелегкий труд специалистов.
Контактируя с зарубежными специалистами в области кольцевания, мы знаем, что часть колец безымянно остается в руках людей. Так в странах востока, у торговцев дичью, которую добывают в массовых масштабах во время пролета, скапливается много колец снятых с мигрирующих птиц, например с коростелей, уток и которыми они хвалятся друг перед другом.

До недавнего времени и российские охотники, в силу разных причин, не торопились сообщать в центр кольцевания или свои охотничьи организации, что обладают кольцами снятыми с охотничьих трофеев. Особенно грешат этим местные жители в местах интенсивного пролета.

Несомненно, многие это делают не из злого умысла. Иногда действительно существуют объективные причины это и удаленность и элементарная забывчивость, но охотники обязаны помнить, что мы все вместе делаем одно дело и от всех нас зависит будущее всего охотничьего хозяйства России.

Петр Зверев 16 февраля 2015
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com