Автор Тема: О терминологии в канароводстве  (Прочитано 7968 раз)

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Уважаемые форумчане и канароводы, в последнее время активно ведутся дискуссии на тему основ канароводства, принципов обучения и оценки пения. Надо сказать, что все эти темы не новы и периодически возникают, когда встают вопросы о систематизации знаний и стандартизации подходов к формированию представлений о русской певчей канарейке. В этой связи, а так же вследствие того, что в дискусскии начинают принимать все новые и новые участники, не мешает напомнить  предыдущие наработки в отдельной теме. 
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Хочется начать обсуждение со статьи нашего известного методолога Евгения Васильевича Малаханова. В своих статьях и методических рекомендациях, изданных ранее ФПРК, он всегда во главу угла ставил вопросы единого понимания проблемы, позволяющего вести нормальную дискуссию и продвигаться на этой основе вперед. 

О терминологии в канароводстве

    В литературе по канароводству, как и в литературе по другим отраслям науки и техники, широко применяется своя терминология, в которой порой трудно разобраться без посторонней помощи несведущему человеку. Но, если в научной литературе практически в каждой книге выделяется специальная глава, посвященная определению применяемых в тексте терминов, то в большинстве книг о канароводстве такая глава, как правило, отсутствует. Отсюда нередко идет разночтение и непонимание сути излагаемого. Небрежность в использовании терминов приводит к недоразумениям и путанице. Иногда, из-за разного понимания терминов, канароводам даже трудно понять друг друга.
   
    Особенно важна ясность в употребляемых терминах при описании песни канарейки, наиболее важного вопроса в среде канароводов. Трудно найти взаимопонимание, если между слушателями нет единства в понимании основных терминов. Такое непонимание нередко приводит даже к ссорам между канароводами. Трудно говорить о песне канарейки, если каждый из канароводов пользуется своим набором характеристик. Это касается таких терминов как «колено», «тур», «брак»,  «диссонансы», «плановость», «устойчивость песни» и др. Термины часто смешиваются между собой, один подменяется другим. Термин «колено» подменяется термином «тур». Термины «брак» и «диссонанс»» употребляются как синонимы.
   
    Все это является серьезным препятствием в развитии канароводства.
   
    Чтобы навести порядок, попробуем дать определения наиболее часто встречающимся терминам. Некоторые канароводы могут не согласиться с такими определениями. Но в интересах дела иногда следует принимать и волевые решения. Мы бы предложили прекратить дальнейшие обсуждения и споры вокруг терминологии и остановиться на данных определениях.
                               
Терминология
   
    Песня – это связное, относительно непрерывное  воспроизведение звуков, выстроенных в  определенную повторяемую композицию и сформировавшуюся в результате генетической предрасположенности птицы к воспроизведению определенных звуков и обучения.
   
    Песня в музыкальном плане состоит из колен и туров.
   
    Колено – это четко оформленная, ясно различимая звуковая фраза, которая может иметь звуковую схожесть с фразой определенной дикой птицы, бытовыми (колокольчик - отбои) или иными звуками, по которым чаще всего и называется колено. Колено и песня в целом может исполняться в разных тональностях, с повышением или понижением тональности, с разным темпом и ритмом.
   
    Несколько колен могут быть объединены в тур.
   
    Тур – часть песни, включающая несколько или одно колено и повторяющаяся в песне как единое целое несколько раз.
   
    Песня во времени условно подразделяется на три части: «запевка», «основная часть» и «окончание» или «концовка».           
   
    Ритм исполнения  – под ритмом понимается скорость исполнения колен. Песня может быть со строгим ритмом исполнения и с вольным ритмом. В последнем случае скорость исполнения колен меняется на протяжении исполнения песни.
   
    Движение звука – изменение тональности в период исполнении одного колена.
   
    Брак –  признанные недопустимыми в песне колена и звуки.
   
    Диссонансы – неблагозвучные колена и звуки, снижающие ценность, но допускаемые в песне.
   
    Ход песни (напев) – определенный набор воспроизводимых колен, общепризнанных за данным ходом, и строгое соблюдение последовательности (плана песни) в их в исполнении.
   
    Плановость (план) песни – строгая последовательность колен в исполняемой песне конкретного кенара.
   
    Устойчивость песни (устойчивость песни во времени) – основная характеристика чистопородности птицы, характеризующаяся сохранением хода и плановостью песни в течение длительного времени.
   
    Конечно, количество терминов, употребляемых в канароводстве, не ограничивается перечисленными. Будем рады, если мы вместе продолжим словарь терминов в канароводстве. 
Малаханов Е.В.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
В результате предыдущих обсуждений, на канареечных сайтах, было достигнуто единое понимание и толкование следующих терминов:


      Песня  -  это законченное музыкальное произведение, состоящее из отдельных звуков, звуковых фраз и их сочетаний, выстроенных в связную повторяющуюся композицию, сформировавшуюся в результате обучения на основе генетической предрасположенности данного вида птиц к воспроизведению определённых звуков.

     Колено  – это отдельная  звуковая фраза или сочетание звуков и коротких фраз  песни, отличающиеся между собой по  частоте, силе и продолжительности, пропеваемых птицей однократно или с повторением.

     Тур  –  это часть песни, состоящая из  одного или нескольких созвучных колен, повторяющихся в песне как единое целое.

     План - это порядок построения песни или очередность расположения колен в песне.

     Плановая песня – это характеристика песни, определяющая стабильность исполнения кенаром песни по плану, при  её повторении.

     Плановость - один из параметров оценки песни русской певчей канарейки, определяющий способность канарейки к сохранению и исполнению плановой песни, является   показателем или оценкой плановой песни  в оценочной шкале.

     Ход - это устойчивая форма построения и исполнения песни, оригинальная по плану, тональности, чёткости и скорости пропевания колен, индивидуально созданная в рамках своей линии  канароводом,  закреплённая в генотипе  и исполняемая кенарами одинаково из поколения в поколение, на протяжении ряда лет.
     
     Удар – это одинарный звук, своеобразная единица измерения  любой трели или иного другого колена в песне канарейки, включая россыпи, овсянки, синиц, юлу и отбои.
 
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
На подходе к внесению в данный список еще  целый ряд терминов, осбуждение которых продолжается на форумах.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Доктор, ну это же полная ахинея:
   
Цитировать
Ритм исполнения  – под ритмом понимается скорость исполнения колен. Песня может быть со строгим ритмом исполнения и с вольным ритмом. В последнем случае скорость исполнения колен меняется на протяжении исполнения песни.
   
    Движение звука – изменение тональности в период исполнении одного колена.
   
Ритм здесь, скорее всего, перепутан с темпом.
А насчет "движения звука" - это вообще новое слово в музыковедении. Изменение тональности, то есть повышение или понижение ноты, сейчас часто называют исполнением "на тонах", что тоже не вполне правильно.
Как лучше обозначать бемоли-диезы в песне канарейки надо будет подумать... :)
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

Оффлайн doctor

  • Глобальный модератор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 1255
  • skype: razuvaev56
  • Населённый пункт: Москва
Роман Николаевич, это не ахинея, а начало рассуждения на тему "общее впечатление" или "музыкальность".  Может мы через несколько лет будем называть ахинеей то, что сейчас с таким трудом обсуждается.  Мала ханов одним  из первых поднял вопрос о единой терминологии.
Камни гонит не моча, а умение врача

Оффлайн владислав Ю.

  • Премодерируемые
  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1378
  • Живу для тех, кому нужен.
  • skype: Владислав Иванов
  • Населённый пункт: anapa
Американский орнитолог О. С. Петтинджил, директор орнитологической лаборатории Корнелльского университета, где хранится самая крупная в мире коллекция птичьих голосов (24000 записей голосов 2500 видов птиц), предложил следующее определение птичьей песни: "Серия звуков, последовательно повторяемых по строго определенной схеме и производимых, как правило, самцами и обычно в брачный период"

Ход песни-"Серия звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"
Стабильность пропевания-Одинаковое повторение"Серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"
  Колено  – это отдельная  звуковая фраза выделенная из серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме.
Тур-это группа однотипных колен выделенная из серии звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме.

итд.Конечно можно заменить"Серию звуков,последовательно повторяемых по строго определенной схеме"-просто словом "песня",будет короче.




Термины "план и плановость" думаю уже давно пора забыть.
 
Все люди двуличны. Первая личность добрая, искренняя, отзывчивая. Вторая появляется, когда злоупотребляют первой.

Оффлайн владислав Ю.

  • Премодерируемые
  • канареечный охотник
  • *
  • Сообщений: 1378
  • Живу для тех, кому нужен.
  • skype: Владислав Иванов
  • Населённый пункт: anapa
Профессор А.С.Мальчевский-" К категории песни можно отнести только три разновидности призывных сигналов:
- демонстративную песню - она-то и является настоящей песней, ухаживательную песню и подпесню;
- две последние по своему качеству являются как бы ступенями к вершинам настоящей песни и нередко объединяются под общим термином "эмоциональное пение".

Ну вот и еще два термина
Эмоциональное пение
Демонстративная песня.

Отпадают неправильные термины- ворчание, пение на яру,конкурсная песня и прочие абракодабры.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2018, 14:07:03 от владислав Ю. »
Все люди двуличны. Первая личность добрая, искренняя, отзывчивая. Вторая появляется, когда злоупотребляют первой.

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com