Автор Тема: Новые сведения об авторе "Голландской канарейки".  (Прочитано 7422 раз)

Оффлайн Р.С.

  • Администратор
  • канареечный охотник
  • *****
  • Сообщений: 4012
  • Населённый пункт: Москва
Коллеги, много лет я пытался узнать что-нибудь об авторе этой книжки, последней дореволюционной работы на русском языке, в которой приведены данные о нескольких московских канареечных конкурсах. Предполагая, что раз Полотняный завод славился своими канарейками, то и автор, В.П.Гончаров происходит из рода Гончаровых, владельцев  Полотняного завода. И вот только сейчас, благодаря помощи историка и москвоведа А.А.Тимофеичева удалось узнать подробности биографии этого человека, организатора конкурсов и переводчика книги "Голландская канарейка" с французского языка.

Итак, предлагаю вашему вниманию текст Александра Тимофеичева.

Василий Петрович Гончаров: и всё-таки не с Полотняного Завода


В своих поисках я отталкивался от того, что ради увлечения птицами человек, до 40 лет дослужившийся до подполковника, вдруг уходит в отставку, и связал это с увлечением крестьян Полотняного Завода канареечным пением и возможным происхождением В.П.Гончарова из калужского рода Гончаровых.

В 2010 году сотрудник РНБ Алла Владимировна Краско, имеющая доступ к архивам в Петербурге, занимаясь историей петербургских купеческих династий, при отслеживании судьбы представителей купеческого рода Овсянниковых попутно разыскала формулярный список В.П.Гончарова, о котором вкратце рассказала в своей книге:

А. Краско. Петербургское купечество. Страницы семейных историй. М.: Центрполиграф, 2010

Из формуляра следует, что Василий Петрович Гончаров, числившийся по книге дворянских родословных Иконникова (издана в Париже на фр.яз.) среди «неизвестных» по происхождению, принадлежал не гончаровскому роду с Полотняного Завода, а одному из 11 остальных родов с той же фамилией, о которых что-то можно выяснить, только капитально перелопатив архивы в тех губерниях, к которым эти роды были приписаны. Вещь трудоёмкая, так как нельзя даже сразу узнать, в каких губерниях искать этого Василия Петровича Гончарова.

Но теперь есть сведения из формулярного списка в книге А.Краско, чтобы хоть что-то прояснить о личности Василия Петровича. Вот отрывок из книги, относящийся к нему:

«В начале XX в. Ольга Григорьевна Овсянникова, урожденная Елисеева, вышла замуж второй раз. Ее мужем стал потомственный дворянин Василий Петрович Гончаров. В его формулярном списке, составленном в октябре 1906 г., сказано, что он женат на дочери действительного статского советника Григория Петровича Елисеева, что соответствует истине. Чиновник канцелярии Министерства Императорского Двора, составлявший документ в связи с пожалованием Гончарову придворного звания камергера, обошел молчанием «щекотливый» вопрос о ее первом браке — обычно в таком случае указывали фамилию первого мужа и причину прекращения первого брака (например, первый муж умер или брак расторгнут).
В.П. Гончаров (1856—?), получил образование в Константиновском артиллерийском училище, с 1876 по 1897 г. служил в армии и вышел в отставку в чине подполковника. В молодые годы он участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг., в походах в Среднюю Азию, имел боевые награды, шашку с надписью «За храбрость» с алмазными украшениями. По выходе в отставку Гончаров жил в Москве и занимался любимым делом: Василий Петрович состоял членом Российского общества сельскохозяйственного птицеводства и в 1900 г. стал его председателем. Звание камергера Двора он получил в качестве награды: как сказано в представлении, «...он своею неутомимой деятельностью способствовал преуспеянию оного». 16 ноября 1906 г. общество отмечало свое 10-летие и по случаю юбилея устроило Всероссийскую выставку сельскохозяйственного и торгово-промышленного птицеводства, прошедшую с большим успехом. Среди ныне живущих потомков Елисеевых его называют не иначе как «куровод Гончаров». Через несколько лет супруги Гончаровы переселились в Петербург и жили на наемных квартирах по разным адресам. Детей от этого брака не было, последние сведения о Гончаровых относятся к 1917 г. — они жили в доме № 6 по Аптекарскому переулку.»

После отставки в 1897 году В.П.Гончаров перебирается в Москву, где около 1900 года женится на дочери известного купца Григория Петровича Елисеева («того самого», с магазинами в Петербурге и Москве). Первым браком она была замужем за известным петербургским купцом Фёдором Степановичем Овсянниковым, о семье которого в книге А.Краско говорится:

«Семья Ф.С. Овсянникова, по тем временам небольшая, состояла из жены и троих детей. Он в 1872 г. по выбору отца женился на Ольге Григорьевне Елисеевой, одной из дочерей коммерции советника Григория Петровича Елисеева, главы Торгового дома «Братья Елисеевы», — так породнились две влиятельные купеческие семьи. Елисеевы пришли на помощь семье Ольги, когда в 1875 г. осудили <её свёкра> С.Т. Овсянникова. В 1891 г., когда тучи стали сгущаться над самим Федором Овсянниковым, он продал жене свою часть права на отцовский дом, чтобы избежать полной конфискации имущества. Рассчитывать на поддержку отца Ольга Григорьевна в это время уже не могла, он тяжело болел и скончался в начале февраля 1892 г. В 1896 г. Ольге Овсянниковой пришлось продать принадлежавший лично ей доходный дом на углу Стремянной улицы и Поварского переулка. <...>
В феврале 1892 г. Сенат признал Овсянникова должником злостным. Такое решение означало полный крах овсянниковского дела. Судебные архивы до нашего времени не сохранились, но с большой долей вероятности можно предположить, что Федора Овсянникова посадили в тюрьму. Вероятно, последовал развод с женой. Дальнейшая его судьба неизвестна.»

Теперь о том, что мне удалось отыскать нового и дополняющего формулярный список В.П.Гончарова.

Интересно, что хотя в Биографическом словаре Венгерова 1910-12 гг. В.П.Гончаров назван орнитологом, круг его интересов был гораздо шире. Я нашёл вот такие книги с его подписью:

Гончаров В.П.  Голландская канарейка. (С фр.) Москва, Издательство: Птицевод. листок, 1911, 24 с. 

 Гончаров В.П. Голландская канарейка. (С фр.) Москва,  тип. О.Л. Сомовой, 1914, 2-е изд., 40 с., Серия: Российское общество сельскохозяйственного птицеводства... Издания "Птицеводного листка"

Гончаров В.П. Павлины. Москва, [б.и.], 1912 - 23 с.– (Имп. Pос. о-во с.-х. птицеводства, птицеводный листок № 14)

Гончаров В.П. Типичные признаки чистокровного кролика фландрской породы (№№ 1-2), [б.и.], 1913 г.

Гончаров В.П. Морская свинка. 2-е изд.– Москва, [б.и.], 1912 – 16 с.

Гончаров В.П. Учение о породах кроликов (№№ 1-2),[б.и.], б.г.

Гончаров В.П. Морские свинки, их разведение и использование, Москва,  [б. и.], 1911 – 32 с.

Гончаров В.П. Голубеводство, как отрасль сельского хозяйства, [б.и.], б.г.

Гончаров В.П. Типичные признаки чистокровного русского (горностаевого) кролика (№№ 1-2), Москва,  [б.и.], 1913 – 4 с.

И это ещё не всё. В.П.Гончаров был одним из организаторов холодильного дела в России. Вот что написано в исторических обзорах по холодильникам в России (журнал «Холодильная техника», 2009, № 12):

«В связи с бурным развитием холодильной техники в Европе и Америке назрела необходимость созыва Международного конгресса по холоду. В 1907 г. организационное бюро 1-го Международного конгресса по холоду обратилось к известным за рубежом деятелям сельского хозяйства России В.П.Гончарову, А.А.Колонтару и Е.С.Каратыгину с предложением создать Национальный комитет по холоду для участия в конгрессе, как это делали в других странах. Такой временный комитет и был создан в Петербурге в декабре 1907 г. Российская делегация приняла участие в 1-м Международном конгрессе по холоду, состоявшемся в 1908 г. в Париже. Там же созрела идея о превращении временного комитета в постоянный и даже была названа кандидатура его председателя – члена Государственного Совета, шталмейстера В.И.Денисова.  По возвращении в Россию делегатами конгресса временный Комитет по холодильному делу был преобразован в постоянный. По возвращении в Россию делегатами конгресса временный Комитет по холодильному делу был преобразован в постоянный. Комитет этот носил характер межведомственного учреждения в ведении Министерства торговли и промышленности.»
(http://www.holodteh.ru/UserFiles/File/Xt-12-09/4-6.pdf)

С 1907 года Василий Петрович был официальным уполномоченным в России 1-го Международного конгресса по холоду. Именно с этим связан его переезд в Петербург (первые два года — без жены). Затем, когда он возобновил своё председательство в Императорском Российском обществе с.-х. птицеводства, он делил своё местопребывание между Москвой и Петербургом, а с 1911 года больше времени проводил в Москве: сначала в доме жены на Кудринской пл. (Кудринский пер., 10), а перед самой революцией переехал в служебную квартиру при  Музее птицеводства в башне Китайгородской стены на нынешней Площади Революции (недавно восстановлена).

В Петербурге (Петрограде) до Аптекарского переулка у Гончаровых были следующие адреса (названия улиц дореволюционные):

Ковенский пер., 9 — до 1909 г. (без О.Г. Гончаровой);
Сергиевская пл., 56 — по 1916 г.

Сначала он, как полагается, числился «в звании камергера», а с 1915 года стал уже «действительным камергером».

Теперь об архиве Гончаровых с Полотняного Завода. Подводы с ним вовсе не пропали, как уверены некоторые из потомков рода Гончаровых, а благополучно находятся в Москве. Вот ссылка на содержание этого архива:

http://guides.eastview.com/browse/gbfond.html;jsessionid=abcxP1AhBgkJEdr2ZEfOu?bid=151&fund_id=336453&sort=endDate&direction=desc

Все бумаги  из Полотняного Завода после революции сначала поступили в Калужский архив, а затем в 1922 году были переправлены в Москву.

И к какому бы дворянскому роду не принадлежал Василий Петрович Гончаров, даже такие скудные сведения говорят о нём как о человеке умном, смелом и неординарном.

« Последнее редактирование: Марта 13, 2015, 22:08:29 от Р.С. »
«Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка».
В.В.Вересаев

 

Электропочта: kenarfond@gmail.com