Продолжу:
Часть III. Экспертиза пения русской канарейки
Принципы экспертизы пения русской канарейки.
Среди массы птиц любой популяции домашних канареек вообще, и русской канарейки, в частности, отличающихся по экстерьеру и разнообразию колен в песне, не возможно применить методику оценки их качества пения без введения строгих ограничений. Эти ограничения в виде стандарта на экстерьер и песню дают возможность выделить из общей массы птиц, особей наиболее отвечающих заявленным породным признакам. Эта работа должна вестись постоянно, если стоит цель сохранения и развития любой породы.
Для объективной оценки пения русской канарейки применяется экспертиза качества исполнения колен и стандартного построения песни на специализированных конкурсах и смотрах. Целью любого конкурса пения русской канарейки является выявление лучших певцов и сохранение основных традиций построения песни согласно существующим стандартам. Кроме того, на конкурсах могут меняться предпочтения и приоритеты в сторону поощрения и стимуляции или наоборот отхода от тех или иных тенденций в принципах построения песни русской канарейки и присутствия в ней тех или иных колен, с целью улучшений ее породных качеств и певческих способностей.
Таким образом, стандартный набор колен песни русской канарейки, отражающий ее способности запоминания и воспроизведения, остается неизменным, а присутствие тех или иных колен в песне может меняться, в зависимости от условий конкурса. За основу стандарта экспертизы пения русской канарейки взяты правила и методика оценки пения на ежегодном московском конкурсе пения русской канарейки, как наиболее традиционного и представительного.
Для большей объективности экспертизы пения применяется специальный отбор и подготовка птиц на конкурс. Птица в результате специальной подготовки и содержания, фактически стандартной, приобретает способность петь конкурсную песню. Конкурс проводится по стандартной методике прослушивания в равных для конкурсантов условиях. Экспертиза на конкурсах проводится судьями. Она заключается в сравнении основных количественных и качественных показателей песни с показателями стандартной Оценочной таблицы, в которой помимо набора колен и их построения в песне указывается также оценка за исполнение каждого колена в отдельности и песни в целом.
Стандартное построение колен в песне русской канарейки.
(Здесь должна быть таблица, которая никак не ложится на сайт)
Помимо оценки количественных показателей песни, судьями оцениваются качество пропевания каждого колена, а так же показатель стабильного исполнения песни по конкурсному плану – «плановость». Музыкальность и гармоничность построения песни оценивается показателем "впечатление от исполнения песни". Показатель «впечатление» выводится из нескольких качественных критериев оценки песни, отражающих, как звуковые параметры исполнения, так и ее музыкальные характеристики.
Описание критериев оценки колен песни русской канарейки
Стандарт оценки пения канарейки представляет собой систему начисления баллов за исполнение каждого колена в отдельности и песни в целом. Баллы сведены в Оценочный лист или таблицу, в которой перечислены все основные колена песни русской канарейки в последовательности, определенной стандартом на построение конкурсной песни.
- В Оценочном листе за исполнение колена «прямая нитка» присуждается до 3 балов; за «двойник» - до 6 баллов; за «тройник» до 9 баллов. Если исполнение данного колена, укороченное или смазанное, с нечетким разделением ниток, оценка может быть снижена до «0». Если колено исполняется монотонно, в виде рваной однотонной россыпи, оценка так же снижается до минимума.
- Колено «одинарный кулик» в запевке имеет оценку до 4 баллов; «двойной кулик» до 6 баллов. Оценки снижаются за невнятное, скомканное исполнение, слишком короткие фразы, больше похожие на выкрики, чем на флейтовые звуки.
- Колено «россыпи» оценивается до 9 баллов. По значимости в песне, различные «россыпи» распределяются следующим образом: «серебристая россыпь» до 9 баллов; «бубенцовая» и «кузнечиковая» россыпи до 8 баллов; «обыкновенная» россыпь - до 6 баллов. Если отдельная россыпь звучит коротко, менее 2 секунд, то в соответствующей графе Оценочного листа она оценивается с понижением количества баллов. Затяжка, более 5 секунд при исполнении одной россыпи на повторах, прерывистая или «рваная россыпь» оцениваются с понижением количества баллов. Нечетко пропетые «серебристую», «бубенцовую», « кузнечиковую» россыпи относят и оценивают, как «обыкновенные». Неблагозвучные пропевания «обыкновенной россыпи», так называемая «грубая россыпь», либо относятся к диссонансам или браку, за что, соответственно птица получает отрицательные баллы или снимается с конкурса.
- В группе колен «овсянки» максимально оцениваются и соответственно располагаются по значимости в песне следующим образом: «овсянка обыкновенная» до 9 баллов; «овсянка бубенцовая» до 8 баллов; «овсянка колокольчик» до 9 баллов; «овсянка в звон» до 9 баллов; «овсянка отбойная» до 7 баллов. Отдельно присуждается до 11 баллов за сложное исполнение колен «овсянки» в виде «подъемной овсянки» (плавное изменение тональности в сочетании с громкостью звука) и исполнение с «раскатами» (изменением громкости звука). Грубое исполнение колен «овсянки» считается браком. За невнятное, короткое меньше 3 секунд и невыразительное исполнение колен «овсянки», их относят к «прочим» с максимальным баллом не выше 5. За прерывистое «рваное» пропевание колен «овсянки», в независимости от их качества, оценка так же может снижаться до 5 баллов. Так называемая «игра овсянок» (сочетанное исполнение колен «овсянки») дополнительно не оценивается, баллы получают только отдельные колена ее составляющие.
- Колено «бубенцы» оценивают в пределах от 0 до 9 баллов, в зависимости от красоты пропевания и сложности исполнения, оценка снижается за грубое исполнение и нечеткое звучание.
- Колена «синицы» оцениваются по-разному. Самая высокая оценка до 6 баллов присуждается за колено «весенняя синица», колено «обыкновенная синица», соответственно оценивается до 5 баллов, а колено «малая синица» - до 4 баллов. Наивысший балл за исполнение колен «синицы» присуждается за благозвучное, раскладистое (неспешное) их пропевание, на более низких регистрах среднечастотного диапазона песни.
Снижение оценки, вплоть до 0 происходит за пропевание колен «синицы» в виде частой скороговорки, так называемая «ярая весенняя синица», с нечетким «выговариванием» слогов, смазыванием последних ударов, пронзительным и чрезмерно высоким их исполнением.
- Колено «кулики» одинаково оценивается в не зависимости от места пропевания в песне, хотя считается, что колено «кулики» в запевке птицей исполняется с большими усилиями, чем в песне. Одинарный «кулик» максимально оценивается до 4 баллов, двойной до 6 баллов. Колено «куликовая синица» максимально оценивается до 5 баллов. Оценка снижается за короткое, невыразительное исполнение, а так же за нечеткое и смазанное произношение звуков.
- Колено одинарная «юла» оценивается до 5 баллов, двойная «юла» до 8 баллов. В оценке большее предпочтение отдается раскладистому и продолжительному пропеванию, в более низком диапазоне частот с полным и четким выговариванием слогов.
- В Оценочном листе колена из группы «другие овсянки» и «флейтовые» колена оцениваются по-разному - до 6 - 9 баллов, в зависимости от красоты пропевания, мелодичности и гармоничного сочетания их с основными коленами песни.
- Вставные и переходные это самые малоценные колена песни, которые если и получают оценку в Оценочном листе, то не более 3 баллов
- Каждая разновидность колена «отбои» оценивается отдельно, до 7 баллов. Высокотональные «отбои» многие предлагают оценивать, как «прочие» самой низкой оценкой. Снижение оценки за низкотональные «отбои» происходит за более высокое и ускоренное их пропевание, а так же за неполное и невнятное их произношение.
Описание критериев оценки качества песни в целом
Одним из основных показателей качества конкурсной песни является плановость, отражающая стабильность пропевания колен в песне и порядок их построения согласно конкурсному плану. Оценка показателя «плановость» всегда вызывала спор и часто корректировалась. В современном Оценочном листе этот показатель оценивается от 0 до 5 баллов, в зависимости от количества повторов песни за время прослушивания.
Оценка за «впечатление от исполнения песни» так же не менее спорная, как и по критериям, так и по количеству баллов. Устанавливается на каждом конкурсе индивидуально.