Я перенёс эти несколько постов из темы "Чибизов Евгений Александрович" в эту тему, так как посчитал, что так будет уместнее и логичнее. Тем более, что тема"Чибизов Евгений Александрович" на этом форуме оказывается не всем открывается, как бы секретная тема. Может кое-какие вопросы из этого материала будут кому-то интересны.....
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Недавно на форуме Московского клуба любителей канареек овсяночного напева Мулине выложила статью про песню соловья. В ней есть очень познавательные моменты и для любителей канареечного пения. Хотелось бы, чтобы с некоторыми из них вы ознакомились. Думаю, что Мулине не будет возражать, если я, для пользы дела, и на этом форуме перепишу кое-что из того материала.
Я бы хотел заострить внимание на то, как описывает автор именно песню(!), а не весь концерт соловья. Попробую выделить те строчки, где автор даёт определение: что такое песня соловья в понимании знатоков соловьиного пения .
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
......А теперь перейдем непосредственно к разбору пения соловья… Только сразу следует оговориться, что собственно такое соловьиная песня. Многие считают так: всё, что произнес соловей от первого колена до последнего – это и есть песня соловья, и длится она может часами. Это не так, или не совсем так. Из-за этого происходит масса ошибок в разборе колен, а главное их подсчете, и в анализе песни в целом. На самом деле То, что часто называют песней – это пение вообще, а сама песня намного короче.
Как таковая песня соловья состоит всего из нескольких колен, от 5 до 10, и только у некоторых число колен в одной песне может доходить до 20, но это исключения. Сам же коленный репертуар птицы может насчитывать колен значительно больше. Несколько колен, сложенных вместе, и есть песня. Здесь и открывается первая особенность соловьиного пения. Сколько бы ни было у соловья песен, а их обычно 10 – 20, но бывает и до 100, все они строго определены, т.е. никакой импровизации в исполнении нет, колена не ставятся в хаотичном порядке, а следуют одно за другим в строго определенной последовательности. Собственно соловей в этом роде не единственный. Взять хотя бы песню зяблика. В классическом виде она состоит из трех колен: запевки, аналога соловьиного почина, основного колена, самого звонкого и красивого, и концовки-росчерка. У одного зяблика может быть несколько вариантов песен, но их план всегда будет неизменен. Но у зяблика каждая песня четко отграничена паузой, поэтому трудностей с восприятием не возникает. Большинство же птиц поют очень продолжительно и без перерыва. Это такая длинная песня? Нет! К примеру, обыкновенный чижик, который может без умолку щебетать несколько минут. Его пение тоже состоит из множества следующих друг за другом песен. Каждая начинается с запевки, вроде «тивить-тивить-тивить», или иначе (у каждого по своему) и заканчивается росчерком «кеее». Тоже касается зеленушки, щегла и почти всех птиц, чье пение звучит непрерывно. То же самое и у соловья, и разнообразие и красота звучания пения в целом больше зависит не от разнообразия колен, а от разнообразия их сочетаний во множестве песен. Вот теперь у нас есть ключ к пониманию структуры пения соловья, и мы перейдем непосредственно к разбору.
Как уже говорилось, песня соловья начинается с запевки. Называется она почином. Начинается почин с тихого цикающего, или даже дребезжащего звука, за которым следует сильный флейтовый слог.
После почина следуют свисты.После свистов в песне соловья звучат дудки, хотя различить их сложно, по существу это более низкие свисты. Хотя передние дудки в начале песни почти точно попадают тоном в свист. За что и получили название свистовых. Но в отличие от свистов дудки характерны для всех птиц, порой имеют многосложное звучание и в представлении простых обывателей складывают соловьиную песню. Эти выделяющиеся, часто очень громкие колена, наиболее выразительны и именно по ним многие судят о соловье.
С водопойных дудок, а чаще замещая их, соловей переходит на трелевые и луговые дудки. Они обычно произносятся в середине песни и служат ее вершиной. Вместе с ними в центральной части песни соловьем произносятся помарки и мелоча. Это различные трели, чоканья и т.п. «второсортные» звуки. Мелоча служат чем-то вроде прообразов будущих колен. Когда распевается молодая птица ее пение сплошь состоит из таких звуков, которые потом и модернизируются в законченные колена. Возникновение «брака» у взрослой птицы – скорее исключение.
Завершается соловьиная песня раскатами, дробями и стукотнями. В последнюю очередь следуют дроби и их высшее проявление – россыпи . После россыпи или раската следует короткая пауза, после которой с почина начинается новая песня.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
При внимательном прочтении этих строчек многие из вас поймут, что само определение песни соловья у истинных соловьятников отличается от определения песни канарейки у канароводов. Не знание этих особенностей и приводило к путанице в головах некоторых наших любителей птичьего пения. И эта путаница проявлялась у канароводов при изучении и понимании показателя "стабильности-плановости", при определении количества колен в песне , импровизации и т.д. То-есть в каждом деле есть свои характерные особенности. И о них не мешало бы помнить. Как говорится: Век живи-век учись.
Чибизов Евгений
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #282 : Июля 24, 2014, 10:05:23 »
Цитировать
Познавательно Евгений Александрович, без всякого сомнения. Думаю раньше среди любителей соловьиного пения шли дебаты не хуже наших, и по "плановости" в том числе.
Re: ЧИБИЗОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.
« Ответ #283 : Сегодня в 10:57:40 »
Александр Владимирович, вот когда внимательно просматриваешь тот или иной материал, то понимаешь, как мало мы знаем историю становления канарейки овсяночного напева. Вот даже из этой статьи внимательный канаровод увидит, как много общего у знатоков соловьиного пения и у" московского хода" русских канароводов. Посмотрите на ПЛАН песни соловья. Почин- (дребезжащий звук), средина, концовка- (стукотня). А у канароводов- запевка-(тройник), вставные колена, конец песни-отбои. Практически тот же план песни, как и у соловья. Только названия колен немного другое.......