1
Птичье пение и музыка / Re: Уроки музыки для всех
« Последний ответ от Р.С. Апреля 23, 2024, 15:05:48 »ТОН И ПОЛУТОН
В этих названиях - «тон и полутон» - есть какая-то легкость. И не удивительно – это ведь самые мелкие детали всех музыкальных построений, они просты по своему составу и легки для восприятия.
Когда смотришь на клавиатуру фортепиано, то видишь сплошной ряд белых клавиш с вкраплениями черных – по две и по три рядом.
Если играть от нижних нот (басов) подряд все звуки вверх (включая и черные клавиши), то каждый следующий звук будет выше предыдущего на пол тона.
ПОЛУТОН – расстояние между двумя соседними нотами, самое маленькое расстояние на клавиатуре. Если рядом с белой клавишей есть черная, то между белой и черной будет полутон. Если рядом идут две белых клавиши, не разделенные черной, то между ними тоже будет полутон (си-до, ми-фа).
Движение по полутонам называется хроматической гаммой. Хроматизм с древнегреческого – окраска, окрашивание (хрома – цвет, краска). У каждого звука своя краска.
Поднимаясь вверх или спускаясь вниз по полутонам мы как будто идем по лестнице с одинаковыми ступенями. Движение ровное, равномерное, но при этом мы слышим все возможные звуковые краски инструмента.
ТОН состоит из двух полутонов.
Между нотами «до» и «ре» расстояние в тон. И между нотами «ре» и «ми» тоже тон. Если между двумя белыми клавишами «втиснулась» черная, то между белыми расстояние в тон.
Или – если между двумя черными клавишами помещается белая, то между этими черными расстояние тоже в тон.
Тон образуют и ноты «си бемоль – до», «си – до диез», «ми бемоль – фа», «ми – фа диез» - сочетания белых и черных клавиш.
В любой гамме суммарно 12 полутонов, или 6 тонов.
Но порядок расположения тонов и полутонов в мажорной и минорной гамме разный.
В мажорной гамме последовательность выглядит так: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Часто говорят: два тона, полутон, три тона, полутон.
В минорной гамме последовательность тонов и полутонов другая: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Или: тон, полутон, два тона, полутон, два тона.
Интервалы – расстояния между нотами – тоже определяются количеством тонов и полутонов между ними.
Самый маленький интервал – малая секунда, между нотами расстояние в полутон. А между нотами большой секунды расстояние один тон.
Можно для примера взять другие интервалы: интервал «кварта» состоит из 2 тонов и полутона или говорят «2,5 тона», «квинта» состоит из 3 тонов и полутона (3,5 тона), «октава» состоит из 6 тонов.
Тон и полутон - своеобразные кирпичики, из которых выстраиваются все музыкальные конструкции.
Алла Аркадьевна Азарх.
В этих названиях - «тон и полутон» - есть какая-то легкость. И не удивительно – это ведь самые мелкие детали всех музыкальных построений, они просты по своему составу и легки для восприятия.
Когда смотришь на клавиатуру фортепиано, то видишь сплошной ряд белых клавиш с вкраплениями черных – по две и по три рядом.
Если играть от нижних нот (басов) подряд все звуки вверх (включая и черные клавиши), то каждый следующий звук будет выше предыдущего на пол тона.
ПОЛУТОН – расстояние между двумя соседними нотами, самое маленькое расстояние на клавиатуре. Если рядом с белой клавишей есть черная, то между белой и черной будет полутон. Если рядом идут две белых клавиши, не разделенные черной, то между ними тоже будет полутон (си-до, ми-фа).
Движение по полутонам называется хроматической гаммой. Хроматизм с древнегреческого – окраска, окрашивание (хрома – цвет, краска). У каждого звука своя краска.
Поднимаясь вверх или спускаясь вниз по полутонам мы как будто идем по лестнице с одинаковыми ступенями. Движение ровное, равномерное, но при этом мы слышим все возможные звуковые краски инструмента.
ТОН состоит из двух полутонов.
Между нотами «до» и «ре» расстояние в тон. И между нотами «ре» и «ми» тоже тон. Если между двумя белыми клавишами «втиснулась» черная, то между белыми расстояние в тон.
Или – если между двумя черными клавишами помещается белая, то между этими черными расстояние тоже в тон.
Тон образуют и ноты «си бемоль – до», «си – до диез», «ми бемоль – фа», «ми – фа диез» - сочетания белых и черных клавиш.
В любой гамме суммарно 12 полутонов, или 6 тонов.
Но порядок расположения тонов и полутонов в мажорной и минорной гамме разный.
В мажорной гамме последовательность выглядит так: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Часто говорят: два тона, полутон, три тона, полутон.
В минорной гамме последовательность тонов и полутонов другая: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Или: тон, полутон, два тона, полутон, два тона.
Интервалы – расстояния между нотами – тоже определяются количеством тонов и полутонов между ними.
Самый маленький интервал – малая секунда, между нотами расстояние в полутон. А между нотами большой секунды расстояние один тон.
Можно для примера взять другие интервалы: интервал «кварта» состоит из 2 тонов и полутона или говорят «2,5 тона», «квинта» состоит из 3 тонов и полутона (3,5 тона), «октава» состоит из 6 тонов.
Тон и полутон - своеобразные кирпичики, из которых выстраиваются все музыкальные конструкции.
Алла Аркадьевна Азарх.